Гражданское движение или кампания Вождя В очередной раз разочаровываюсь в уровне гражданского самосознания большинства нынешних политических активистов. Продолжается вечная российская история «какую партию не строй, а получается КПСС».
Речь о набирающей обороты истерии вокруг
предложения Ковалёва и Алексеевой подать на 31 августа две заявки — одну за подписями Лимонова, Алексеевой и Косякина, другую точно такую же, но подписанную другими активистами Движения 31.
И главная проблема вовсе не в том, насколько это предложение приемлемое и стоит ли его принимать. Если бы участники «Стратегии-31», действительно, осознавали себя полноценными равными участниками гражданского движения, проблемы бы просто не возникло. Предложение это никто никому не «навязывал», никто за спиной кулуарно не собирался принимать закулисных решений в обход мнения участников движения. Напротив, это предложение было открыто вынесено на всеобщее обсуждение равноправных граждан — как решите, так и будет.
Казалось бы, нет причин для скандала. Если ты считаешь это предложение вредным — выскажись против. Например, я считаю, что в сложившихся условиях так поступать нельзя, предложенный шаг выглядит актом слабости, а власть вовсе не намерена найти взаимопонимание, её цель лишь ослабить, расшатать и развалить движение, и потакать её в этом нельзя.
Это совершенно прагматичные соображения, которые вполне спокойно можно было высказать не впадая в истерику. В них нет и не должно было быть никакого мотива «отстоять любимого Вождя», потому что у движения равных граждан не может и не должно быть «Вождя», «сакрального идола»
Мне абсолютно без разницы. кто будет подписывать заявки на митинг. Напротив, я хотел бы увидеть процедуру, которая избегала бы вождизма. Пусть бы это была ротация, или пусть это был бы широкий список заявителей. Но обсуждать введения подобных процедур под диктовку власти — самое неудачное, что можно придумать, и потому я считаю что выдвинутое предложение было крайне неудачной идеей.
Но сила движения должна заключаться не в Гениальности Фюрера и армейской дисциплине его солдат, а в осознанном слаженном сотрудничестве САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ полноправных РАВНЫХ личностей. Подписанты НИЧЕМ НЕ ДОЛЖНЫ ОТЛИЧАТЬСЯ от всех других участников движения. Ни Алексеева, ни Лимонов, ни Немцов, никто другой не должны возводиться в ранг святых, в ранг пастухов, ведущих стадо. Их подпись под заявкой не должна становиться сакральной ценностью, ради которой можно забыть о себе, о своих правах, о своём достоинстве — лишь бы посвятить себя служению Вождю. Все эти завяления —
«ВЫ ВСЕ СЕЙЧАС ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬСЯ ЗА МЕНЯ!» — это какое-то совершенно нескромное мессианство.
Так что предложение можно было и нужно было отвергнуть, исходя из прагматичных соображений, а не из-за раболепного поклонения Идолу. Обсуждение же в итоге всё больше сваливается к одному незамысловатому тезису —
«Место Лимонова в списке свято! Оно превыше всех иных ценностей! Любой, кто в этом усомнился — подлый враг народа!» Накручивая сами себя, наиболее неадекватные горлопаны впадают уже в полное безумство, как например Анна Каретникова,
живописуя картины, как по приказу Алексеевой и Ковалёва орды ОМОНовцев зверски избивают активистов «Солидарности». Маниакальный психоз охватывает массы, и комментарии к этому лживому бреду пестрят криками
«Браво!»,
«Спасибо Анна!»,
«Не дадим в обиду Вождя!»Каков итог? Итог очень простой. «Стратегия-31» окончательно закрепляется не в качестве гражданского движения, а в качестве «кампании Лимонова»
Я ничего не имею против Эдуарда Вениаминовича. Точнее, я являюсь его политическим оппонентом и мне совершенно чужды его политические идеи. Но я ничего не имею против существования сильной партии единомышленников Лимонова, я принципиально выступаю за то, чтобы свободно проводились кампании и всевозможные акции сторонников этой политической силы. России необходима свобода политической деятельности, граждане страны должны иметь выбор из полного спектра внятных политических движений, на равных конкурирующих друг с другом. И потому я всегда с одобрением воспринимаю активизацию политической деятельности партии «Другая Россия», и хотел бы видеть то же со стороны всех иных политических сил.
Но я не имею никакого мотива и желания участвовать в политических кампаниях Лимонова. Я не разделяю его взгляды, это не моё. И меня шшокирует эта вакханалия истерии, превращающая людей в невменяемых фанатиков. Так что, когда «Стратегию-31» окончательно превратят в «кампанию Лимонова», она утратит свой уникальный смысл, свою суть широкого гражданского движения в защиту Конституции. Превратится в обычный партийный проект.
А предложение Ковалёва и Алексеевой было, и вправду, дурацким. Но из-за этого пустяка совершенно не стоило своими руками уничтожать движение. Успехов вам, господа.