| Настроение: | ностальгическое :)) |
Тавтограмма. Припоминая пионерское прошлое ;)
ПОХОЖДЕНИЯ ПИОНЕРА ПЕТРОВА.
Психологическая поэма в прозе
"Пора на покой", - проснувшись в понедельник после попойки, подумал пионер Петров, пытаясь припомнить прошедшую пьянку. "Пожалуй, перебрал... Помню: поджег парикмахерскую - подстригли плохо; перебил посуду в пункте приема - не помню причину; подрался с пенсионерами у подъезда, из-за пустяка - не поздоровались, подлые. Ну почему, почему проигнорировали? А подоплека присутствует? Положим, пьяный пришел: проводи пионера до порога, помоги подняться... А призывают почитать пожилых. И поступок пенсионеров - подтверждение подозрения на продолжающееся попрание прав подрастающего поколения. Прецедент, похоже, не повторится".
Последовательно перебирая в памяти подробности перепалки, Петров продолжал поиск причины, побудившей пенсионеров к подавлению приветствия: "Подумаешь, первым не поздоровался - позабыл по пьяни".
Петров постоянно проводил психоанализ прошедших пьянок. Но подводила память после перенесенного паралича, полученного путем падения с планера из за поспешности пилота при посадке на поле с проросшей пшеницей.
При падении у Петрова помимо паралича произошла полная потеря памяти и перелом правого предплечья, после проведенных в поликлинике процедур паралич прошел. Потом Петров почти поправился, правда периодически появлялись провалы в памяти и происходили перемены в поведении. До падения поведение Петрова приводили в пример про-чим пионерам, но после постепенно перестали.
Петров перевернулся и посмотрел на потолок. "Полезть или повременить? - подумал пионер. - Пожалуй, не полезу: подведут пальцы - и прямо на пол... А пол-то пыльный. Полина придет, подметет". Полина, продавщица продмага, приходила в полночь, приносила продукты и прибиралась у Петрова, а после послушно потакала прихотям пионера. Петров представил пышнотелую Полину, подметающую пол, и принялся потрошить подушки. Пух плавно падал на пол. Покончив с подушками, Петров принялся за перину. "Помажу Полю повидлом, а потом поваляю в перьях, - предвкушая предстоящую потеху, подумал пионер, - поиграем в петушиный праздник. Полине понравится".
Притомившись, Петров присел на постель, проверил пачку папирос - пустая. "Пивка бы, - потягиваясь, помечтал пионер, - ПЛЬЗЕНЬСКОГО"... В подмосковном поселке Петушки, последнем пристанище пионера Петрова, ПЛЬЗЕНЬСКОЕ пиво не продавалось, и поэтому Петров получал посылки с пивом из Праги.
По приемнику передали прогноз погода. Пообещали потепление. "Пойду прогуляюсь", - подумал Петров.
Пройдя подъезд, Петров приостановился и пристально посмотрел на притихших пенсионеров. Те привстали и поклонились. Польщенный, пионер промолвил:
- Простите, православные, паразита за плохое поведение, подвела психика - проявилась подсознательная противоречивость помыслов с перепою... Простите, - прослезившись, повторил Петров.
- Не переживай, Павел. Пойди покайся и помолись - полегчает, - подбодрил пионера пенсионер протопоп Перритим.
- Правда? - Петров подался к Перритиму.
- Покаяние - путь к правде и покою, - подтвердил протопоп. Приободренный пионер Петров переулками побежал в пивную. "Прекрасная пора", - подумал Петров, прислушиваясь к пению птиц и поглядывая на просыпающуюся природу. Путь в пивную после переулков пролегал по проспекту Повстанцев, первому и пока последнему проспекту, проложенному в Петушках. Петров по-пионерски приветствовал прохожих и поглядывал на плакаты с праздничными призывами: "Придем к празднику Первомая с победой пролетариата!", "Пролетарии планеты, присое-диняйтесь!", "Планы партии - планы петушинцев!" "Пропагандисты постарались к празднику Первомая", - подумал Петров и приписал на плакате: "Передать персональные пенсии и прочие привилегии пионерам поселка Петушки!"
На площади к празднику повесили передовиков производства (прошу прощения - портреты передовиков производства). Петров подошел поближе и признал в передовиках постоянных посетителей пивной. "Пойду поздравлю пролетариев", - подхалимно подумал пионер и продолжил путь.
Перейдя площадь, пионер Петров привычно повернул к памятнику писателя, прославившему Петушки. Подле памятника постоянно проходило прочитываете поэмы. Протиснувшись между паломниками, Петров прижался к постаменту и попытался покаяться. Но Петрова потеснил подвыпивший плешивый почитатель писателя в потрепанном плаще.
- Поосторожнее, папаша, - побледнев, произнес пионер, - помнешь праздничный пиджак..
Паломник посмотрел на покатые плечи пионера и принялся просить прощения. Петров повернулся и, подергиваясь, пошел прочь.
"Поддался проповеди протопопа, поступился принципами. Прежде проучил бы потатора (1)- помешал почтить память писателя", - Петров пнул подвернувшегося пса. Пес, повизгивая, пролетел проталину и попал в прорубь, продолбленную поклонниками подледного плавания. Из проруби показался пловец и пригрозил пионеру пальцем. Петров подумал - не пригласить ли пловца на поединок, но, поразмыслив, предпочел промолчать и пошел подальше от пруда.
"Подавил поползновение к превосходству над прочими. Повторно послушался протопопа Перритима. И, похоже, появляется привычка к покладистости", - порадовался пионер Петров.
Петров подошел к перекрестку и, перемахнув через перила, попытался перебежать проспект. Но, посвистывая, преградил путь постовой.
- Петров?! – полуутвердительно произнес постовой.
- Петров, - пятясь, подтвердил пионер.
- Пройдемте и предъявите паспорт, - приказал постовой и подтолкнул Петрова к перилам.
- Паспорт пока печатается, предлагаю посмотреть пропуск на проезд, прослезился перепуганный пионер.
Постовой повертел проездной, и, побагровев, прохрипел:
- Почему не пользуешься подземным переходом или пешеходной полосой?
Петров почувствовал перистальтические позывы (2).
- Помилуйте, переход за поворотом, а в пивной перерыв через полчаса, понимаешь?
- Не положено, Петров. Премия полетит - за пятерых пойманных полтинник прибавляют. Придется подписать протокол.
Порывшись за пазухой, прислужник правопорядка протянул Петрову "Правила поведения пешеходов на проезжей полосе в поселке Петушки".
- Посмотри примечание, - перелистав "Правила...", предложил повеселевший Петров.
-"Предоставить право пионерам без помех пересекать проезжую полосу", - прочитал постовой.
- Помог бы, а не препятствовал, - пристыдил постового Петров.
- Предоставить право... Пионерам... - после паузы подчеркнул постовой и посмотрел на Петрова. Петров поправил пиджак и пояснил:
- Не повязал пионерский платок, поскольку в пивную предполагал пойти. А пионерам не предоставлено право пить пиво без помех, - печально пошутил Петров, - и в пивную до перерыва не поспею.
- Проходи побыстрее, Паша. Прости пустоголового, - покраснев, промычал постовой.
Петров перебежал проспект и повстречал постоянного посетителя пивной.
- В пролете, Паша. Прособирался, - пропыхтел передовик производства, поглаживая пузо.
- Проклятье! - перекосился пионер и понуро побрел прочь.
"Пиво привезут послезавтра, а пока, пожалуй, подкрепиться пора", - подумал пионер и подошел к первому попавшемуся прохожему.
- Подайте проголодавшемуся пионеру на пропитание, - пролепетал паренек.
Прохожий порылся в портмоне и протянул пятерку. Петров поблагодарил и поехал в приют для престарелых.
Плотно покушав, Павел продолжил поиск пития. "Почему бы не проведать Прокопыча", - подумал Петров и повернул к пансиону.
Прохор Прокопович Птолемеев преподавал в пансионе пение. Пансион предназначался для подростков, помешанных на прыжках через перекладину. Петрова пристроили в пансион по протекции прабабки, но Павел, попрыгав полгода, перестал притворяться, повздорил с прыгунами и не появлялся в пансионе.
Петров пришел в перемену. Подростки поочередно прыгали через планки, положенные между партами.
Павел постучался к Птолемееву и переступил порог. Прокопыч плавно покачивался на парте в позе Падмасана (3).
- Не помешал? - прокричал пионер.
- Проходи-проходи, Паша, - Прохор Прокопович поправил пенсне и подал пятерню.
- Праной подпитываешься, Прокопыч? – поздоровавшись, подтрунил пионер.
- Привожу в порядок пошатнувшуюся психику после полемики с пионерами по поводу перспектив педологии, - пояснил преподаватель.
- Понятно. Прожженные подлецы - пионеры! Проходил поблизости и...
Педагог по призванию, Птолемеев понял причину появления Петрова.
- ...похмелиться пришел, - продолжил Прокопыч.
Петров покраснел и промолчал.
- Поздно, Павел, похмеляешься. Печенку повредишь, - Птолемеев перепрыгнул парту и полез в пианино.
- Портвейн "Прибрежный", почти прибрежневский. Продегустируем! - провозгласил педагог, подбросив портвейн до потолка и пролив при этом полбутылки.
Посердившись, Петров пошарил в парте и прокричал:
- Посмотри, Прокопыч, перцовка! Пионеры припрятали. Погуляем!
- Протруби подъем, почетный пионер Петров! - Протолкнув пробку, протянул портвейн пионеру преподаватель пения.
Петров поднял портвейн и протрубил последние полбутылки.
- Не пролей на пиджак, Павлуша, - побеспокоился Птолемеев. Повеселев, Петров попросил:
- Попоем, Прохор Прокопович?
Птолемеев подошел к пианино, проиграл прелюдию.
- Постой, паровоз... - пропел Петров.
- Превосходно! - похвалил педагог. И пионер продолжил песню.
В паузах Петров прикладывался поочередно то к портвейну, то к перцовой. Поперхнувшись, Павел прервал пение.
- Песня - первый помощник на производстве. Без песни пропадешь! - провозгласил педагог.
- Перекинемся в покер? - предложил Петров.
- В преферанс, позовем пионеров, - подзадорил Прокопыч.
- Пошли-ка получше пионеров за пивом, - посоветовал Павел.
- Не перемешивай портвейн с пивом, послушай педагога, - прикуривая у пионера, произнес Птолемеев.
Петров, попыхивая папиросой, посмотрел под парту.
- Посмотри, Прокопыч, пираньи плавают!
- Пусто, - проверив, проговорил педагог. Но пионер полез на подоконник и прошептал:
- Прячься, Прохор Прокопович, покусают. Преподаватель пения покосился на пионера и принялся прыгать по паркету, приговаривая:
- Прочь, проклятые, потопчу.
Петров посмотрел на пол и, протрезвев, подумал: "Почудилось. Пожалуй, пора к Платонову". Платонов подрабатывал психиатром в поселковом ПНД (4). Петров периодически проходил профосмотры у Платонова после падения с планера.
Попрощавшись с Птолемеевым, Павел, поразмыслив о подходящем подходе к психиатру, пошел на прием.
- Привет, Паша! - по-приятельски поздоровался Платонов с Петровым, - поведай про пагубные привычки, - подмигивая, продолжил психиатр и предложил присесть.
- Понимаешь, Платоша, - Петров посмотрел на потолок. По потолку ползал паук...
- Понимаешь, - повторил пионер, - прочел пару пособий по психоанализу и почувствовал потребность в психической поддерж-ке. Поможешь? - протягивая пачку печенья "Подарочное", произнес Петров.
- Почему не помочь? - просиял Платонов, принимая презент, и потрепал пионера по переломанному предплечью. Петров поморщился.
- Побаливает? - поинтересовался Платонов, перекручивая предплечье пионера. Пионер промолчал.
- И пульс пропал почему-то, - продолжая поворачивать перебитое предплечье, пропыхтел психиатр.
Предплечье пионера превращалось постепенно в пружинку. Пот показался на переносице психиатра. Петров презрительно посмотрел на Платонова и проговорил:
- Не переутомись, Платоша. Протез португальский - не поломаешь.
Побелевшие прежде пальцы Платонова покраснели и покоились на повернувшемся в первоначальное положение предплечье пионера.
- Папаша в прошлый приезд привез, - похвастался Петров, поднимая предплечье и поигрывая пальцами, - и почерк получше прежнего. Показать? - продлевая психическую пытку психиатра, предложил пионер.
Плечи психиатра понуро повисли, подбородок подрагивал. "Прекрасно пошутил - подколол простофилю", – подумал Петров. "Проклятье, позор..." - прошептал Платонов. "Поддержку просишь, псих проклятый, - подумал психиатр, - получай!" И пристально посмотрел на пионера Петрова.
- Проверим пальценосовую пробу. Привстань, Павел, - преобразившись, приказал психиатр.
Петров поднялся и повторно поглядел на потолок. Паук плавно покачивался на паутине...
- Пятки, пятки прямо поставь! - прокричал Платонов. - Пробу помнишь или повторить?
- Помню, - пытаясь попасть пальцем, но постоянно промахиваясь поочередно то в плечи, то в подбородок, процедил пионер.
- Прекрати паясничать, Петров, - психиатр пихнул пионера в поддых.
- Правда не получается, - пропищал пионер.
- Проба положительная, - подытожил Платонов.
- Платоша! - почти плача пролепетал паренек. - Помоги, пожалуйста. С памятью плохо.
- Подробнее, - попросил психиатр.
- Позабыл приятелей и подруг, проигрываю в покер постоянно. Пить пиво пристрастился, с проститутками прожженными прелюбодействую. Периодически ползаю по потолку.
- Не понял!? - психиатр посмотрел на Петрова, а потом на потолок с пауком и представил Петрова, по-паучьи перемещающегося по паутине.
- Ну просто после попойки или при приходе преображаюсь в паука и ползу на потолок. Приятно почувствовать перемену положения.
- И не падаешь на пол? - подозрительно посмотрел, не понимая положения, на Петрова психиатр.
- Не помню. Подожди, позавчера падал - с памятью плохо. Позабыл приятелей и подруг, проигрываю в покер постоянно. Пить пиво...
- Понятно, - перебил Платонов, - провалы в памяти, псевдогаллюцинации, а в промежутках проявляются пережитки прошлого. Потребуется профессиональная помощь, - поднимая пальцами подбородок пионера, произнес психиатр, - подсознание пошаливает, понимаешь ли. А причина - в психоанализе, профанском, подчеркиваю. Побереги подвалы подсознания, Паша. А не послушаешься, - Платонов пристально, поморщившись, посмотрел на пионера, - пожалеешь. А пока показан покой... Психбольницы переполнены, поэтому получай путевку в пионерлагерь, - подобрев, прибавил Платонов.
- Правда? - не поверил Петров.
- Про психоанализ позабудь, пособия порви. С потолка не падай - потренируйся на полу, - проложил психиатр. И пива поменьше пей, - на прощание, похлопывая пионера Петрова по плечу, посоветовал психиатр Платонов.
Но Павел пропустил пожелание психиатра - Петров полностью погрузился в придумывание предстоящих проделок в пионерлагере.
1 - хронический алкоголик (мед. термин)
2 - непроизвольные сокращения кишечника (мед. термин)
3 - поза лотоса.
4 - Психоневрологический диспансер.
Данный текст был найден мною много лет назад в редакции газеты «Московский Университет» в корзине для бумаг. Фамилия автора мне не известна. Первый лист сверху был оборван, там можно было прочитать только …и Пушк… Я отсканировала рассказ и помещаю его здесь себе на память и увеселения друзей для.