Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет jeanix ([info]jeanix)
@ 2005-06-04 19:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«Моно-3» в Театре на Юго-Западе
Рождение театра: внутри черепной коробки Демиурга


3
«Моно» обозначает самого В.Беляковича, это его моноспектакль, он читает свои собственные рассказы. «3» означает: сам сочинил, сам поставил, сам исполняет. «3» означает также порядковый номер: в апреле был «Моно-2», а ещё раньше - «Моно-1», увы, их я не видел. Как я понял из пояснений В.Р., каждое «Моно» уникально, если пересечения по содержанию между ними и есть, то процентов на 10-15%.

Рабочий театра
Сцена ЮЗ, как всегда, почти пуста, на ней лишь металлический стул с высокими ножками, будто из какого-то бара. Освещается лестница у левой стены, ведущая в глубины театра, помните, по ней убегал на сцену Па Ле Рояля и возвращался оттуда Мольер. Звучит бравурный марш, по ступенькам спускается В.Белякович, он в «рабочей» одежде – в джинсах, в футболке без рукавов, в крупных мускулистых руках - курточка, бейсболка, бутылочка с водой и пачка листков бумаги, под бурные аплодисменты публики он делает круг по сцене, подходит к стулу, надевает козырьком назад кепку, куртку, ставит на пол бутылку, бросает недалеко от себя на пол листки с текстами рассказов, прислоняется к стулу. Рабочий театра готов к работе!
Он начинает с упоминания недавно прошедшего праздника Победы, вспоминает, как на вступительных экзаменах в ГИТИСе читал стихотворение Э.Межелайтиса из цикла «Вечно живые», читает это стихотворение, читает мощно, в зале – звенящая тишина и голос В.Р., вдруг у какой-то зрительницы несколько раз громко звонит мобильник (слышно её судорожное копание в сумочке). В.Р., завершив стихотворение, иронично комментирует происшествие: «Вот, мол, я тут перед вами почти на котурнах, а вы…». Но всё это не сердито и не зло, а с мягкой улыбкой, как о расшалившихся детях. Установив с момента своего появления на «Лестнице Мольера» магнетическо-энергетический контакт со зрительным залом, Белякович по ходу спектакля его усиливает. Ощущения, что на сцене мало артистов, не возникает.

Совмещение несовместимого
В рассказах, составивших «Моно-3» («Мать», «Украли сумку», «Приключения в греческом публичном доме», «Новая фамилия для Сушиной») поражают две, казалось бы, несовместимые между собой особенности – предельная искренность автора и невероятная гиперболизация: В.Р. ведёт рассказ от первого лица и, совершенно очевидно, что фабулы своих рассказов он не придумывает, а черпает из собственной жизни, и этой бесстрашной откровенностью «Моно» похоже на лучший спектакль-рассказ Е.Гришковца «Как я съел собаку». Искренность – это мощный инструмент завоевания зрителя, у каждого зрителя есть (или была) любимая и … смешная (она ведь из другой эпохи) мама, каждого человека хоть раз в жизни «разводили», ну если не в публичном доме, то в бутике или на рынке. Встречая искренность на сцене, близкую и понятную ему искренность, зритель идентифицирует себя с героем, и тогда на сцене зритель видит уже не моноисполнителя моноспектакля, а себя, любимого. И здесь «искренний» Белякович преподносит зрителю сюрприз, он включает мощную систему «гиперболических линз», он невероятно укрупняет, увеличивает, преувеличивает, обостряет какие-то ситуации, реакции, чувства своего героя. Зал грохочет от смеха. «Над кем смеётесь?» - «Над собой, Валерий Романович! Над собой!». Смеёмся над своей глупостью, трусостью, тормознутостью, консерватизмом, жадностью.

Театр В.Беляковича в чистейшем виде
«Моно-3» - спектакль, очищенный от актёров, от иного авторства, спектакль, в котором автор, режиссер и исполнитель - един, представляет собой театр В.Р.Беляковича в чистом, дистиллированном виде. Во время спектакля мы находимся как бы «внутри черепной коробки режиссёра» (© [info]lev_semerkin@lj) и можем наблюдать, как рождается его Театр. В этом спектакле особенно отчётливо видны фундаментальные свойства театра В.Беляковича:
- Монологичность. Это одна из самых характерных и внешне очевидных черт спектаклей Беляковича. В его спектаклях много монологов. Он часто «расковычивает» диалоги пьес, превращая их как бы в монологи своих героев. При этом герой монолога помещается, как правило, под софит, прикреплённый к потолку. Эффект: герой в эти мгновения помещается, словно под театральный микроскоп или лупу, становясь объектом пристального внимания зрителя. «Моно» - это монолог В.Р. под «микроскопом», под софитом длиной в спектакль.
- Гиперболизация. Это ещё один волшебный театральный «микроскоп» Беляковича. Он укрупняет, гиперболизирует своих героев, видимо, для этих целей он вырастил и собрал в театре на Юго-Западе коллекцию актёров-гротесков, гиперактёров – Авилов, Коппалов, Гришечкин, Сушина, Галкина, … «Моно» плотно насыщено, так называемой, ненормативной лексикой, и этот мат играет важную роль в спектакле, являясь одним из технических приёмов, с помощью которого режиссёр строит свои преувеличения и гиперболы.
- Это театр Демиурга, Беляковичу ничто не мешает создавать в спектаклях по Шекспиру, Чехову, Гольдони, Гоголю свой авторский мир. В «Моно» он становится абсолютным Демиургом. Искренность и откровенность «Моно» - это откровения театрального Демиурга. Вначале было слово, слово Демиурга, слово В.Р.Беляковича.


(Добавить комментарий)

моно-театр
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-13 04:33 (ссылка)
неск. дней назад был в МТЮЗе (на спектакле итальянского сезона) и взял в кассе листочек с репертуаром театра. А там Кама Гинкас - «Пушкин.дуэль смерть», Г.Яновская - «Приключения Т.С. и Г.Ф.».
С течением лет режиссерские театры становятся все более монологическими, все чаще имена режиссеров появляются на афише и в качестве авторов, на Юго-Западе уже три названия в афише принадлежат Беляковичу (Куклы, Два веронца и Моно) . У Розовского тоже в июньском репертуаре три «своих» названия. В театре Луны Проханов в четырех спектаклях автор и еще два написал в соавторстве. В театре Глас художественный руководител написал половину репертуара. Тенденция, однако.

Спектакль Беляковича «Моно» – это уже предельный случай, театральный абсолют.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Режиссёры монологисты и полифонисты
[info]jeanix@lj
2005-06-14 00:32 (ссылка)
В случае, описанном Вами, «Приключения Г.Я. и К.Г.» мы имеем дело с иным феноменом – угасание режиссёрской мощи и фантазии (видимо, с возрастом), и в связи с этим приглашение молодых режиссёров-доноров на сопостановку.
Вспоминаю афишу театра М.Розовского 10 летней давности и вижу, что у него всегда в репертуаре было 3-4 пьесы собственного сочинения (Красный уголок, Концерт Высоцкого в НИИ, Раздевалка) и столько же и даже больше собственных инсценировок (Убивец, История лошади, Обломов, Бедная Лиза, Любовь и жизнь убитого студента, Гамбринус, и многое другое). Сейчас пропорция свои/несвои у Розовского примерно такая же, как и 10 лет назад, ничего не изменилось У Никитских ворот. Ситуацию с Прохановым и худруком театра Глас комментировать не возьмусь – плохо знаком с этими театрами, был на Луне всего лишь один раз, в Гласе – ни разу.

Ситуация с монорежиссурой мне видится по-иному: просто есть два типа режиссёров, два типа режиссёрского мышления – монологисты и полифонисты.
Типичные полифонисты: Немирович-Данченко, Товстоногов, Додин, Фоменко, Женовач, Ефремов (несмотря на то, что обожал перекраивать под себя пьесы), Эфрос, Гончаров, Волчек, Арцибашев, Бородин, Ерёмин, …
Ярко выраженные монологисты: Мейерхольд, Белякович, Погребничко, Мирзоев, Любимов, Г.Юденич, Гинкас, …

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Режиссёры монологисты и помоганцы :-)
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-14 05:51 (ссылка)
не совсем понял связь между появлением фамилий режиссеров в качестве авторов на афише ТЮЗа и привлечением доноров на сопостановку.
В этом (привлечении доноров) К.Г. и Г.Я. всего лишь следуют примеру своего учителя.
В БДТ таких доноров называли "помоганцы", об этом много забавного есть в воспоминаних Германа и дневниках Борисова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Помоганцы
[info]jeanix@lj
2005-06-14 07:57 (ссылка)
Я тоже читаю афишу МТЮЗа:
«Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф.» Художественный руководитель постановки – Г.Н.Яновская, режиссёр Р.Мовсесян (ТА, июнь/июль 2005)

http://www.afisha.ru/theatre/play/?id=1303133
Автором спектакля в программке назван Кама Гинкас — но это не совсем спектакль Гинкаса. «Сны изгнания» — это собрание экзаменационных этюдов, сделанных прошлой зимой его студентами-второкурсниками.

В империи учителя Г.Я. и К.Г. помоганцы привлекались для решения разминочных и технических задач, подготовительных работ с актёрами (Ю.Аксёнов, Р.Сирота, Д.Либуркин, Б.Сапегин, …). В качестве награды им обещалась, иногда давалась, самостоятельная постановка. Техническая и подготовительная работа помоганцев БДТ была крайне трудоёмкой и необходимой, без многомесячных репетиций Розы Сироты со Смоктуновским не родился его князь Мышкин, это признал даже самолюбивый и ревнивый Смоктуновский. Известен лишь один случай привлечения Товстоноговым помоганца в качестве донора режиссёрской идеи – Розовский со своей «Лошадью».

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мемуары Германа
[info]jeanix@lj
2005-06-14 07:58 (ссылка)
Что за мемуары? Какого Германа? Алексея? Где и когда опубликованы? Много ли там об империи БДТ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

не мемуары Алексея Германа,
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-14 21:55 (ссылка)
а воспоминания. В каком-то интервью он вспоминал, как был распределен после театрального института в БДТ и один сезон провел там, увидел изнутри нелегкую долю "помоганца" и сбежал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Судьба БДТ-помоганца
[info]jeanix@lj
2005-06-14 22:19 (ссылка)
Аа-а-а, это интервью я читал (видел).
Судьба БДТ-помоганца более развёрнуто описана в книге Рецептера "Приключения актёров БДТ" на примере Аксёнова и Сироты. Страницы посвящённые Розе Сироте (её попытки ставить самостоятельные спектакли вне империи, реакция на её творчество императора, её уходы из БДТ и возвращения, её работа и отношения со Смоктуновским, её подвижническая работа со многими актёрами, переезд в Москву, болезнь и смерть) драматические и к финалу даже трагические страницы театральной судьбы.

(Ответить) (Уровень выше)

3 моно
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-15 03:27 (ссылка)
режиссер-писатель выступающий у себя в театре с моноспекталями - в советское время не помню примеров, а сейчас вспомнил троих - Белякович, Розовский и Левитин. Но к сожалению ни на одном таком моноспектакле не был. Интересно было бы сравнить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: В гостях у монистов
[info]jeanix@lj
2005-06-15 03:48 (ссылка)
"Моно-3" - это мой первый опыт посещения режиссёрского моноспектакля. На "Самосожжение Розовского" я когда-то хотел было пойти, но оптом на аплодисментах после какого-то спектакля, кажется "Гамбринуса", увидел мяукающего Розовского и ... не захотелось мне с ним самосжигаться. Но после знакомства с дистиллированным театром Беляковича, есть желание увидеть и Розовского (пускай мяукающего) в очищенном от примесей виде.
Левитинское Моно очень быстро и очень давно (уж больше 10 лет) сошло из репертуаара. Жаль, что не успел его посмотреть.

(Ответить) (Уровень выше)

угасание режиссёрской мощи и фантазии
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-15 20:43 (ссылка)
явный признак "угасания" на мой взгляд - театральный "секонд хэнд" у Яновской, обращение к старым спектаклям, когда-то имевшим успех ("Вкус меда" она ставила в Ленинграде, "Т.С. и Г.Ф." Гинкас ставил во Владивостоке).
Паузы между постановками все больше, да и те "возобновления". Тем же путем прошла Волчек, тем же путем шел последние годы Гончаров, Плучек. Это не есть хорошо.

что касается работы с учениками - это дело хорошее.
если забыть о том, что написано в программке, а смотреть на сцену, то "Сны изгнания" это на 120% спектакль Камы Гинкаса. Я там не видел никаких посторонних, свежих, чужих режисерских идей. Ученики вопроизвели стиль учителя, учитель обьединил их эскизы в спектакль. Так работали великие мастера прошлого. И ученикам и мастеру такая форма совместной работы полезна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Яновская
[info]jeanix@lj
2005-06-15 21:03 (ссылка)
По информации изнутри МТЮЗа: Яновской сейчас не до театра. Она увлеклась Игрой, играет в казино, играет много, много проигрывает. Все силы и воля уходят на игру.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Яновская
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-15 21:14 (ссылка)
так может надо ждать "Игрока" ?
Гордин в главной роли, на роль бабуленьки кого-то пригласят из Питера.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Бабуленька Яновская
[info]jeanix@lj
2005-06-15 21:40 (ссылка)
Гордин в роли Алексей Ивановича - да! А Бабуленьку Яновская сама может сыграть, тряхнув стариной. Я, кстати, "Казнь декабристов" смотрел с Генриеттой Наумовной, О.Демидова не могла в тот день играть и Яновская её с ходу, без репетиций заменила и - весьма неплохо!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Бабуленька Яновская - класс!
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-15 21:50 (ссылка)
я тоже смотрел с ней Казнь декабристов, она по-моему все первые спектакли играла, ввелась накануне премьеры.

но тогда должен ставить Гинкас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Нет, на Гинкаса я не согласен!
[info]jeanix@lj
2005-06-15 22:01 (ссылка)
«Игрока» должен ставить человек играющий, а Гинкас – не азартен. Пусть лучше О.П.Табаков будет ставить, его в казино тоже часто видят, но он везучий – выигрывает и уходит. И это будет прикольно: помните, сезона два назад планировалась постановка Яновской «Господ Головлёвых» с О.П. в главной роли, а теперь будет наоборот.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Нет, на Гинкаса я не согласен!
[info]lev_semerkin@lj
2005-06-15 23:23 (ссылка)
тогда уж Яновская режиссер, а О.П. в роли бабуленьки :-)))

О.П. как режиссер вряд ли осилит Достоевского и построит Яновскую - актрису.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не согласится О.П.
[info]jeanix@lj
2005-06-18 09:05 (ссылка)
Боюсь, что О.П. не согласится - опыт исполнения женских ролей в театре и в кино у него уже был. Покомиковать в роли бабуленьки, конечно, можно, но это сломает спектакль. Вы видели как играла бабушку Н.Сазонова в спектакле В.Саркисова? С русским размахом русской народной актрисы - "играть так играть!"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]genevyeva@lj
2005-06-28 20:22 (ссылка)
Немного не в тему: мой журнал, я так чувствую, не сегодня завтра прикажет долго жить - какие-то непонятные технические проблемы, при входе пропали приглашения на ввод пароля. Если ничего не смогу придумать, то придётся его удалить и завести новый. Буду писать под изменённым именем, - уж не отказывайте в гостеприимстве :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]jeanix@lj
2005-06-28 20:28 (ссылка)
Аня, погодите, не удаляйте свой журнал. Просто lj сейчас производит обновление программного обеспечения. Чуть попозже всё стабилизируется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]genevyeva@lj
2005-06-28 20:30 (ссылка)
У меня эта проблема уже почти с месяц, а в последние дни всё хуже и хуже :) Я могу и не удалять, просто пользоваться не смогу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Вопросы
[info]jeanix@lj
2005-06-28 20:37 (ссылка)
Проблема существует при доступе к lj с разных компьютеров (из дома, с работы, из интернет-кафе, от друзей)?
Проблема с Semagic или при авторизации в браузере? Версия браузера, Semagic, Windows?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вопросы
(Анонимно)
2005-06-28 21:05 (ссылка)
Да, проблема одна и таже при входе с любого компьютера.
Я не сильна в терминологии, скорее всего речь идёт об авторизации. Сначала мы все видим свои журналы, как анонимы, но там на первом листе есть приглашение ввести своё имя и пароль. У меня оно пропало - нет, уже даже не помню когда, но больше месяца. Чтобы зайти в свой журнал мне пиходиться писать кому-нибудь комментарий - тогда сисема меня узнает, пропускает коммент под моим именем и в журнал я захожу уже будучи женевьевой. Это жутко неудобно, но худо-бедно притерпелось. А в последнее время и такая "халява" далеко не всегда проходит. Вот такие вот дела :) Спасибо, Жан, за поддержку :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Безвыходных ситуаций не бывает
[info]jeanix@lj
2005-06-28 21:31 (ссылка)
А с Semagic тоже не заходит?
Аня, если Вы мне доверяете, бросьте мне на e-mail свой пароль. Попробую Вам помочь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Безвыходных ситуаций не бывает
[info]genevyeva@lj
2005-06-29 07:22 (ссылка)
Хорошо, спасибо, немного позже.

(Ответить) (Уровень выше)