Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет jeanix ([info]jeanix)
@ 2010-07-20 10:32:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Четыре танкиста и война
Ливан | Lebanon
Шмуэль Маоз | Samuel Maoz
Израиль, Франция, Великобритания
2009


Режиссёр, участник той самой Ливанской войны 1982 года, которую он показывает в фильме, помещает зрителя вплотную к своим героям – в танк, который должен поддерживать группу израильских десантников, выполняющих рейд по разбомбленной территории Ливана в первый день войны. В фильме только два кадра вне танка – первый до входа в войну (ещё до начальных титров), и последний (перед финальными титрами). Все остальные кадры сняты внутри танка или через прицел танковой пушки. Основные ощущения – в танке очень-очень грязно, тесно, шумно, дымно и страшно, под ногами перманентные лужи и мусор, ну а после нескольких боевых столкновений в грязной склизи вымазаны все танкисты, стены и потолок боевой машины. Командир десанта несколько раз приказывает танкистам помыться и вычистить всё внутри танка, ведь невозможно воевать в таком дерьме – никто даже и не шелохнулся. Ещё одна странность – израильские танкисты, в отличие от наших, например, польско-советских, которые с собакой, не носят специальных танкистских шлемов, предохраняющих головы и уши танкистов от травм и грохота.
Время от времени в башне танка открывается почему-то всегда незапертый люк и оттуда спускается вестник войны – командир десанта, который даёт указания – стрелять без предупреждения по всему, что движется, или таинственный жуликоватый фалангист, или в танк спускают очередной знак войны – пленного сирийского снайпера или тело убитого израильского десантника.
Напуганные танкисты – вчерашние школьники, они и рассказывают друг другу школьные ещё истории – про учительницу и эрекцию. Первая половина фильма – шокирует, шокирует и танкистов, и зрителей, в танке – ужасно, а вне танка – ещё ужасней, вне – за бронёй укрыться невозможно. Прицел танкового орудия – это идеальный объектив кинокамеры, всё видно, можно приблизить картинку, рассмотреть все детали, повернуть видоискатель в стороны, вверх или вниз, вот в развалинах дома лежит мёртвый ослик с вывернутыми наружу кишками, крупный план: ослик, оказывается, дышит! и глядит вокруг своим огромным тёмным глазом, из которого вытекает слеза, вот смотрит в прицел ошарашенный мальчик с испачканным лицом, вот мечутся в проёме разбитой стены полуодетые мужчина, женщина и ребёнок, а за их спинами – люди с автоматами.
Более всего танкистов пугает не «киношная», а боевая функция прицела – после прицеливания надо стрелять! И стрелять надо по людям! Стрелять надо по террористам, которые укрываются за полуодетой семьёй с ребёнком, стрелять надо по легковым автомобилям. Стрелять или не стрелять? И тот, и другой выбор проигрышный: не выстрелишь – и из автомобиля выскочат террористы с автоматами и изрешетят тех, кто не в танке. Выстрелишь: и из автомобиля посыпятся обгорелые куры и разорванный на куски человек.
К середине истории и танкисты, и сам фильм впадают в ступор, танкисты хнычут, плачут, не знают, что им делать, любое их действие бессмысленно, танк почти сломан, война бессмысленна, послали их непонятно куда, непонятно зачем, мальчики-танкисты хотят лишь одного – спастись[1].
Фильм откровенно и предельно пацифистский, автор, убеждает зрителя: «Хочешь повоевать – залезь в грязную, вонючую, тесную консервную банку – и жди, когда тебя убьют! Война – это когда террористы и плохие дяди убивают террористов и других плохих дядей. Что делать хорошим мальчикам на этой бессмысленной и страшной войне? Бежать! Бежать от войны!…»[2].


[1] Режиссёр выводит за скобки, за границы фильма, какие-либо исторические или политические аспекты Ливанской войны. У него, и у его героев своя, выстраданная, «окопная» правда. С кем они воюют, танкисты точно не знают - с арабами, но почему в них стреляют сирийские снайперы, и кто такие фалангисты – им неизвестно. Вопрос – были ли в израильской армии политруки, которые это всё солдатам должны были бы объяснить?

[2] В боевых действиях в Ливане в 1982 году принимали участие и русские мальчики (угадайте - на чьей стороне?), призыв 1981 года, им оформляли туристические визы и из Одессы перевозили на пассажирских кораблях в Сирию, оттуда в Ливан. Забавно звучали объявления из радиорубки корабля: «Товарищи туристы! Кто забыл автомат Калашникова на кормовой палубе – просьба подняться на капитанский мостик».


(Добавить комментарий)


[info]trin_3_trin@lj
2010-07-20 04:41 (ссылка)
По [2]: Забавная байка, но с трудом верится. :) Зная наших вояк, предположу, что "туристы" ехали в спортивных костюмах адидас, а АК были сложены в опечатанных трюмах в ящиках, рядом с цинками патронов.

Фильм занятный - но мне показалось, что message режиссера немного другой. Бежать от войны не получится - она достанет всех, не хочешь прицеливаться и стрелять, отстрелят тебя, но вот как быть человеку на войне? И как оставаться человеком? Возможно ли это вообще? И тут он оставил большое такое жирное троеточие, имхо. :)

Если по фильму - политруки там явно недоработали. Прежде чем слать человека на врага, надо же сначала убедить этого человека, что враг - нелюдь. И не школьников вчерашних надо бы кидать на такие зачистки, а волков, типа Моше Даяна, "стерьвы одноглазой". :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

[2]
[info]jeanix@lj
2010-07-20 05:16 (ссылка)
[2] записано со слов участника событий. Именно так, ехали в одинаковых спортивных костюмах и кроссовках, кажется, выдали ещё и по цивильному костюму. Про автомат при встрече с ветераном уточню, не помню - выдавали ли их на время (чистка, проверка, обучение), или постоянно. Главное: бредовость ситуации в том, что и от СССР тоже послали 19-летних пацанов, вчерашних школьников.
В фильме есть один настоящий солдат - командир десанта, Джамиль, настоящий – со всем хорошим и жестоким, страшным, что в этом содержится, он и боевое задание стремится выполнить, и людей своих бережёт, и в танке не прячется, а мог бы, и интуитивно в фалангисте что-то нехорошее видит, и ему не доверяет, и он совсем не пацифист. Из таких и должна состоять профессиональная армия, такие и должны воевать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: [2]
[info]trin_3_trin@lj
2010-07-20 05:28 (ссылка)
Тут скользкий вопрос - какие должны воевать и должны ли вообще. Если кто-то воюет "за пацифиста" - и "пацифист" не против - то лицемерит тот "пацифист". Всё одно, он тоже косвенно убивает, только рук не пачкает формально. Вопрос для тех, кто решает, только в эффективности - послать пацанов дешево, и если нет каких-то технически сложных задач, они пошлют пацанов. Тертые спецы дороги во всех смыслах - ими из "чистого гуманизма" никто пацанов-"пацифистов" заменять не станет. Стоит исходить, мне кажется, из посылки, что для любого государства люди - материал, в большей или меньшей степени ценный, но материал. Вопрос только в соотношении "издержек-выгод".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: война внутри людей
[info]jeanix@lj
2010-07-20 05:41 (ссылка)
Люди - да, для государства всего лишь материал, но я бы не стал всю ответственность за войну возлагать на государство. Вспомни, того же весёлого фалангиста, так похожего на чеченского боевика - война у него внутри, война для него мать родна.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: война внутри людей
[info]trin_3_trin@lj
2010-07-20 06:06 (ссылка)
>война у него внутри, война для него мать родна

мне интересно понять, когда и как она попала к нему внутрь. :) есть, конечно, какой-то процент психо- и социопатов, с врожденно смещенным химическим балансом, но их дай бог один на сотню. А людей с "войной внутри" больше - значит, она пришла к ним откуда-то, кто-то принес и дал им ее. Когда-то они были такими же дрожащими малолетками, а потом как-то так морфировали в волков, разрешили для себя когнитивный диссонанс.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: когда и как она попала к нему внутрь
[info]jeanix@lj
2010-07-20 06:14 (ссылка)
Это уже сюжет для другого кино.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: когда и как она попала к нему внутрь
[info]trin_3_trin@lj
2010-07-20 06:21 (ссылка)
Столько сюжетов вокруг - только успевай головой вертеть. :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: немецкий сюжет
[info]jeanix@lj
2010-07-20 06:33 (ссылка)
На эту тему очень интересна немецкая хроника 30-х и 40-х годов – документальные фильмы Лени Риффеншталь, хроника, смонтированная в конце 90-х Михаэлем Клофтом, подборки Deutsche Wochenschau. В этих фильмах зафиксировано, как Гитлер немцам принёс идею войны и германского всемогущества, как национальную идею, и люди, простые люди, сами в себя её впустили, и были очень и очень воодушевлены, неся в себе и с собой войну на Восток и на Запад, никто их не заставлял и не принуждал, и, вообще, до 1943-44 г.г. в Германии царила атмосфера праздника и благополучия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: немецкий сюжет
[info]trin_3_trin@lj
2010-07-20 07:45 (ссылка)
Ага, я некоторое время назад наткнулся на мощную подборку хроники, там и фильмы риффеншталевские были - просмотрел с огромным интересом. Гитлер очень практично (praktisch) обыграл с электоратом тему "война как работа" - немцы должны получше, чем в 1-ю мировую, поработать над мироустройством и всё у них получится, как надо. Ничего личного, просто работа. У Риффеншталь в "Триумфе воли" отлично, как мне показалось, обыграна лопата как оружие и наоборот.

(Ответить) (Уровень выше)

месседж
[info]jeanix@lj
2010-07-20 05:48 (ссылка)
Фильм необычный, необычный, прежде всего, своим ракурсом, точкой кинообзора – только внутри танка и из танка через прицел. Ничего подобного в кино не помню, был, пожалуй выдающийся немецкий фильм «Лодка» Вольфганга Петерсена - внутри подводной лодки снята существенная, возможно большая часть фильма, но много сцен и вне. И «Лодка» совсем не антивоенное, а военное кино, там просто ТАКАЯ война – в маленьком, узеньком, тесном пространстве подлодки. И – никакой грязи, как в израильском танке, а лодку постоянно бомбят глубинными бомбами, и мины под водой есть – просто подводники её постоянно ремонтируют и чистят.
Месседж «Ливана», безусловно, антивоенный, мне кажется цель автора была в том, чтобы явить зрителям ужас и грязь войны. А что делать и как быть на войне – автор-пацифист однозначных ответов на эти вопросы не даёт, тут я согласен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: месседж
[info]trin_3_trin@lj
2010-07-20 06:17 (ссылка)
грязь - да, танк свой они не любят. :) Дисциплинированные и эффективные немцы - дело другое, раз поставила родина на подлодку, будет честно и без лишних терзаний работать на подлодке. А работать они умеют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: другой месседж
[info]jeanix@lj
2010-07-20 06:40 (ссылка)
Да, в замкнутом танковом пространстве «Ливана» рождается ощущение распада, а в не менее тесном (там ведь людей больше) клаустрофобическом пространстве «Лодки» возникает ощущение целостного единого синхронно работающего механизма люди-двигатели-торпеды-лодка.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: +1
[info]lev_semerkin@lj
2010-07-21 05:56 (ссылка)
>> танк свой они не любят. :) Дисциплинированные и эффективные немцы - дело другое

недавно слышал рассказ, как мальчишки во время войны лазили в товарные поезда, которые везли битую немецкую технику на переплавку, там в танках сидения были обиты мягкой телячьей кожей, за этой кожей и лазили, срезали
в немецком танке все было красиво
и снаружи и внутри :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kinanet@lj
2010-07-20 04:46 (ссылка)
А мне показалось как-то по-киношному - чистенько и гладенько.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]jeanix@lj
2010-07-20 05:24 (ссылка)
Для меня фильм как бы разрезался на две части: первая – настоящее кино, киноглаз, выставленный в войну, в руины, в кровь, в убийства, в смерть, киноглаз, совмещённый с прицелом танковой пушки. И вторая часть киношная - грязненько-гладенькая, плач танкистов, их метания и блуждания.

(Ответить) (Уровень выше)