Jun. 18th, 2006 @ 08:30 pm позорный бокс - окончание
ГДЕ ЖЕ ТЫ, ШУГАР РЕЙ РОБИНСОН?

С начала 60-х годов я регулярно посещаю спортзалы и знакомлюсь с боксерами. Я видел, как величайшие бойцы заканчивали жизнь в приютах. Видел, как они собирали пустые бутылки, чтобы купить ужин. Я видел обнищавших чемпионов, впавших в депрессию, потерявших рассудок, нуждающихся в профессиональной помощи.

Это похоже на какое-то проклятье божье. А может быть, это послание? Три величайших чемпиона, когда либо надевавших перчатки, к закату жизни испытывали серьезнейшие проблемы со здоровьем. Они все дрались слишком долго. Все трое поддались на уговоры и совершили возвращения в ринг, когда было уже слишком поздно. Все трое пропустили слишком много ударов в конце своих карьер.

Джо Луис страдал паранойей и слабоумием. Некоторое время он провел в клинике для душевнобольных. Свои последние годы он провел страдая от голосов в голове и затыкая вентиляционные шахты простынями.

Последние пятнадцать лет своей жизни Шугар Рей Робинсон боролся с болезнью Альцгеймера. Болельщики с восхищением вспоминают, как он отправил в нокаут Ламотту, Грациано, Турпина и Фуллмера, но он сам ничего не помнил о тех боях. Он не узнавал свою сестру и внуков. Он часами сидел, смотря в стену с неуловимой улыбкой на губах.

Взаимосвязь между болезьнью Альцгеймера и ударами по голове признается практически всеми докторами спортивной медицины. То же касается и синдрома Паркинсона. В 1993 году в журнале American Journal of Sports Medicine был опубликован детальный отчет, анализирующий травмы мозга среди боксеров. Эта работа выявила, что от 9 до 25% всех профессиональных боксеров становятся жертвами «dementia pugilistica» (боксерское слабоумие). Главные симптомы: дрожь, потери памяти, невнимательность, ослабление слуха, паранойа и ухудшение общих когнитивных функций. Доктора считают, что многочисленные удары по голове приводят к болезни Альцгеймера.

Боксерское слабоумие представляет большую опасность для боксеров с длительными карьерами, так как они пропускают большее количество ударов в голову, а также для супертяжеловесов, так как в этой категории удары наиболее сильны. Этой болезни меньше подвержены боксеры-любители, экипированные шлемами и проводящие меньшее количество раундов.

Мы все вздрагивали при виде Мохаммеда Али. Мы видели, как он дрожащей рукой зажег Олимпийский огонь в Атланте. Величайший стал нашим немым Буддой. Человек, обладавший самыми быстрыми руками и ногами во всем боксе, теперь движется так медленно, будто ходит по дну моря. Остроумнейший из всех спорстменов сегодня едва слышно шепчет непонятные слова. Его тело охвачено Паркинсоном - болезнью, которая с каждым днем только ухудшает его состояние.

От вида Али, сидящего на возвышении, в то время как любящая жена кормит его с ложечки, у меня обливается кровью сердце. В такие моменты я сомневаюсь в своем поклонении боксу. Я чувствую себя соучастником, приложившим руку к превращению этого человека в инвалида. Просмотр его эпического боя с Фрейзером в Маниле стал для меня горько-сладким. В 1975 году я смотрел этот бой весь покрытый потом, с ноющей от крика глоткой, с эмоциональностью фанатика, наслаждающегося разворачивающейся драмой. Но сегодня, видя последствия той встречи для обоих бойцов, этот классический бой уже не кажется таким крепким аргументом в пользу бокса, как раньше...

А если такова судьба величайших боксеров, то на что похожи последние дни никому не известных бойцов, разбросанных по всей стране? Что случается с крепким парнем из Мексики или Филадельфии, проведшим тридцать боев за шесть лет, но так и не ставшим знаменитостью или богачом?

Куда он ездит в отпуск? Имеют ли его дети шанс поступить в колледж? Кто оплачивает его врачей? Кто оплачивает его похороны?

БИЛЛЬ О ПРАВАХ БОКСЕРОВ

Непременными условиями для успешного реформирования бокса являются:

(1) Создание общенациональной комиссии, уполномоченной контролировать этот вид спорта. Во всех других значительных видах спорта есть общенациональная комиссия. Реформирование бокса зависит от существования централизованной власти, в силах которой следить за внедрением улучшений. Существующая сегодня система комиссий в каждом отдельном штате, которыми управляют местные политиканы, не справляется с задачей.

Сенатор Джон Маккейн и генеральный прокурор Нью-Йорка Элиот Шпитцер оба настаивают на создании общенациональной комиссии, необходимой для расчищения этого жестокого спорта. Они понимают, что только общенациональный орган способен проследить за такими вещами, как стандартизированные проверки врачей и рефери, и выдача им лицензий; общенациональные запреты на проведение боев после трех поражений нокаутом подряд; организация централизованного хранилища для образцов крови, мочи, ретгеновских снимков, энцефалограмм и других матераилов, используемых в выявлении травм, содержании в организме бойцов наркотических веществ, стероидов или опасных вирусных и венерических заболеваний.

(2) Единовременное и бессрочное лишение полномочий международных организаций IBF, WBC, WBA и WBO. «Они совершенно бесполезны, - сказал прокурор Шпитцер. - Их единственная функция - продавать титулы и места в фальшивых рейтингах».

«Все, что нужно для этого, это чтобы все телеканалы объявили о том, что они более не будут принимать в рассчет рейтинги и титулы этих организаций», - сказал Шпитцер. Шпитцер очень хорошо разбирается в боксе. До своего назначение на пост генерального прокурора он был адвокатом чемпиона Вильяма Гатри в процессе против Кинга.

(3) Создание целостного рейтинга на основе опроса специализированных журналистов и экспертов по боксу. Именно так создаются рейтинге в университетском футболе и баскетболе. Журналисты, освещающие события турниров, голосуют за места команд в рейтинге. Нет причин, по которым рейтинг в боксе не мог бы быть составлен таким же способом. Главное, чтобы это был действительно международный опрос. Если несколько популярных чемпионов поддержат эту систему рейтингов, то этого будет достаточно для того, чтобы окончательно лишить международные организации их влияния.

(4) Создание пенсионного фонда для боксеров, включая план защиты здоровья и выплаты в случае смерти. Уже сегодня это возможно. Для этого нужно, чтобы все телеканалы, промоутеры, казино и боксеры согласились на отчисление всего 2% от прибылей, получаемых ими с мегапредставлений на pay-per-view. Всего три таких поединка воздали бы фонд размером 5 или 6 миллионов долларов. Администрацией и аудитом фонда должна заниматься какая-нибудь ведущая бухгалтерская контора. Любой боец, выступавший на протяжении минимум четырех лет или проведший хотя бы двадцать поединков, должен быть зачислен в ряды бенефициантов этого фонда. Но никому нельзя позволять продолжать карьеру, чтобы дотянуть до этих требований, если до этого они получили серьезные травмы.

(5) Улучшение стандартов охраны здоровья. Врачи в рингсайде должны быть компетентными и хорошо подготовленными. Назначение этих врачей не должно происходить по политическим причинам. Они должны быть специалистами по неврологии.

Необходимо отбирать лицензию у любого боксера, проигравшего более десяти раз за два года или потерпевшего три поражения нокаутом подряд. Таким образом в боксе не фигурировали бы такие ходячие мешки, как Самсон Коуэн, нокаутированный четырнадцать раз, причем один раз тем самым Ричи Мелито в 1998 году.

Каждый боксер должен проходить ежегодную томографию, а проверку на наркотики нужно проводить перед каждым боем. Это выявит следы использования стероидов, которые, по словам доктора Маргарет Гудман, приводят к повышенному риску получения боксером травм головного мозга и появлению тромбов.

(6) Организация профсоюза или гильдии боксеров. Пол Джонсон и экс-чемпион Хосе Торрес на протяжении многих лет призывали к созданию профсоюза. Пожалуй лучшим образцом является Гильдия киносценаристов, так как боксеры по своей экономической сути являются независимыми подрядчиками. Традиционная солидарность и коллективные решения могут быть неприменимыми в обещстве людей, которым приходится драться друг с другом. Однако такой союз может обеспечить их коллективным голосом за права каждого в отдельности. Этот союз также мог бы заниматься аудитом доходов с pay-per-view и необоснованно раздутых счетов, предъявляемых промоутерами бойцам. Союз также мог бы потребовать установления нижнего предела вознаграждения для начинающих боксеров.

(7) Одной из самых частых жалоб бойцов является жалоба на предвзятое или некомпетентное судейство. Это расстраивает их еще больше, чем отстутствие адекватных здравоохранительных условий. Несправедливые судейские решения очень деморализируют бойцов.

На протяжении тридцати лет я наблюдал непростительно предвзятое судейство в титульных боях. В 1992 году Дэвид Тибери дрался как лев, но был ограблен судьями в бою с Джеймсом Тони. В 1976 году Тайрон Эверетт был ограблен судьями в бою с Альфредо Эскалерой. В 1993 году Пернелл Уитакер побил Хулио Сезера Чавеса, но судьи насчитали ничью, что позволило Чавесу сохранить титул. В 1999 году Леннокс Льюис победил Эвандера Холифилда, но судейская ничья позволила Холифилду сохранить часть разрозненного чемпионского титула.

Во всех этих поединках, как и во множестве других, судьи были назначены организациями и самими промоутерами, а не комиссиями по боксу. Двое из судей, судивших поединок Тибери-Тони, не имели аккредитации в Нью-Джерси, где проходил бой, но все равно были допущены к судейству. Один был из Иллинойса, другой - из Мичигана. Все трое судей, судивших поединок Льюис-Холифилд не были аккредитованы в Нью-Йорке, где проходил бой, но все равно были допущены к судейству Атлетической комиссией штата Нью-Йорк.

В большинстве случаев работа судей оплачивается промоутерами, включая транспортные расходы. Они знают, который из выступающих бойцов имеет эксклюзивный контракт с промоутером. Им не нужно напоминать, что если они будут сниходительны к бойцу (читай: подчиненному) этого промоутера, то он еще не раз пригласит их судить его бои. Вы можете себе представить, чтобы владелец какого-нибудь бейсбольного клуба сам выбирал арбитров на игру в Мировом первенстве?

Специальный совет должен выдавать лицензии судьями и контролировать их работу. У предвзятых судей должны быть отобраны лицензии. Всех судей нужно обязать предоставлять периодические финансовые отчеты этому совету.

(8.) Во всем, что касается контрактов с промоутерами, а в особенности в вопросах с вознаграждением, боксеры должны иметь право превлекать собственных юристов и бухгалтеров. У любого промоутера, пытающегося этому воспрепятствовать, должна быть отобрана лицензия.

(9) До того, как будет создана общенациональная комиссия по боксу, комиссии штатов должны нанять инспекторов-специалистов, а не политических марионеток. В работу этих инспекторов должны входить регулярные посещения спортзалов, которые сегодня работают совершенно бесконтрольно. Бойцы, оказавшиеся в нокауте во время тренировок, должны быть отстранены от бокса для прохождения обязательного медицинского обследования. Ведь травма мозга везде одинакова. В бесконтрольных спортзалах боксеры получают множество травм, о которых никому ничего не известно.

(10) Необходимо заставить промоутеров или владельцев казино оплачивать раздутые и необоснованные тарифы боксерских организаций за санкционирование боев. Сегодняшние чемпионы обязаны выплачивать в пользу WBC, WBA и IBF 3% своих доходов за привилегию рискнуть своим титулом в бою против претендента, назначенного этими бесполезными конторами.

В 1992 году Эвандер Холифилд выступил в суде с заявлением о том, что ему пришлось выплатить за санкционирование одного из своих титульных боев 590 тысяч долларов. Организация лишит чемпиона титула, если тот не заплатит. Это то же самое, что вымогательство. За свою карьеру Холифилд выплатил за санкционирование боев около 2 миллионов долларов. Может быть, поэтому он до сих и дерется, несмотря на то, что перевалил через 40-летний возраст и давно растратил свое мастерство.

Если бы какой-нибудь врач посветил фонариком в распухшие глаза современного бокса, он бы немедленно обнаружил симптомы внутренного кровоизлияния.

Моя совесть не позволяет мне оставаться пассивным свидетелем этого кризиса. Слишком часто перед моими глазами возникает вид Пчелы Скоттленда на носилках. Мне снится дрожь Али. Меня преследует отсутствующий взгляд больного Альцгеймером Рея Робинсона. Я не могу забыть Дэвида Тибери, проведшего величайший бой в своей жизни против Джеймса Тони, и нагло обманутого, отчего он в отвращении оставил этот спорт.

Бокс требует перемен. На это указывают моральные предпосылки, а не буква закона. Я знаю, что у Конгресса США много серьезных приоритетов: война с терроризмом, экономика, минимальная зарплата, реформы в финансировании избирательных кампаний, защита окружащией среды и так далее. Я понимаю, что в эру сокращения государственного регулирования, трудно издать закон, требующий дополнительного регулирования. Но боксу нужно внимание. Боксу нужны чьи-то усилия. Современные боксеры - это беззащитные цветные труженники, проживающие всю жизнь в ожидании нового Хулио Сезара Чавеса или А. Филиппа Рэндольфа. Им необходимы права и коллективный голос.

Лу Дибелла прав. Тот факт, что большинство боксеров темнокожие или латиноамериканцы, позволяет большинству людей отмахнуться от проблемы. Государственное регулирование бокса, как и регулирование любого другого значительного вида спорта, не будет стоит налогоплательщикам ни копейки. Дело в отсутствии желания. В верхах нет никого, кому не все равно.

Не должно быть все равно нам, поклонникам бокса и обычным людям. Легче всего отвернуться и сказать: «Бойкотируем бокс!» Но этого не случится. Наоборот, мы должны помочь этим бесправным труженикам обрести справедливость, которую они заслуживают.

Джек Ньюфилд.
Перевод В. Калмык ("Рудольф")

Н-да, товарищи. Пока у нас на все лады склоняют всевозможные черепомерки и восхищаются арийскими габаритами и надбровными дугами Валуева, в Штатах - якобы цитадели глобализма и корпоративного духа - появляются такие вот журналисты и такие вот материалы. Не скоро же мы лишимся статуса интеллектуальной провинции.
About this Entry