Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kavery ([info]kavery)
@ 2005-10-27 15:23:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Императрица Елизавета Алексеевна

Как-то так получилось, что я больше всегда интересовалась историей европейской, а вот русская история оказалась на положении падчерицы, что не есть хорошо. Рассказывала я вам о французских и о испанских королевах, пришла пора обратить свой взор к русскому царскому двору.   Первая, на кого упал мой взгляд, оказалась Елизавета Алексеевна, жена Александра I.


Оказалось, что у нее очень интересная судьба, в которой было много трагичного, но было и много романтичных моментов. Она заживо сделалась поэтическим и таинственным преданием”, — писал поэт П.А. Вяземский.“.



</o:p>


 


“Трудно передать всю прелесть императрицы: черты лица ее чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза, правильное овальное очертание лица и прелестнейшие белокурые волосы, — писал  один саксонский дипломат. — Фигура ее изящна и величественна, а походка чисто воздушная. Словом, императрица, кажется, одна из самых красивых женщин в мире. Характер ее должен соответствовать этой приятной наружности. По общему отзыву, она обладает весьма ровным и кротким характером; при внимательном наблюдении в выражении ее лица заметна некоторая меланхолия... Общественная жизнь императрицы так же проста, как и жизнь ее августейшего супруга. Чтение, прогулки и занятия искусствами наполняют ее досуг”.



13 января 1779 года жена наследного принца Карла-Людвига Баден-Дурлахского принцесса Амалия родила дочь. Девочка была настолько слаба, что врачи всерьез опасались за ее жизнь. Получила новорожденная принцесса имя  Луиза Мария Августа.
Принцесса получила великолепное для того времени образование. Впоследствии, она прекрасно выучила русский язык.
 


 


Великая княжна.



Когда Луизе едва исполнилось  13 лет, ею заинтересовался русский  двор, Павел искал невесту для своего старшего сына. Луиза была племянницей первой жены Павла. Екатерина II выбор одобрила и в 1792 году Луиза отправляется в Санкт-Петербург вместе со своей младшей сестрой. Александру было 16 лет. Молодые люди друг другу сразу понравились, Луиза прибыла в Россию осенью, а уже к Рождеству Александр намекнул ей, что скоро сделает предложение. В мае 1793 года состоялось миропомазание Луизы, получившей имя Елизаветы Алексеевны. На следующий день после принятия православия прошла торжественная церемония обручения. Юные невеста с женихом в духе той эпохи были немедленно наречены Амуром и Психеей.
Первые их годы были относительно безоблачны. Правда, брак долго оставался бездетным. Получилось так, что в 1796 году свекровь Елизаветы Алексеевны, императрица Мария Федоровна, родила сына-богатыря Николая, будущего русского императора. А Елизавета Алексеевна стала матерью только спустя три года.
 
Кроме того, Елизавета впала в немилость у Екатерины II, бывший фаворит Императрицы Платон Зубов обратил внимание на юную княжну , откровенно за ней волочившись.  Но Елизавета оставалась неприступной, холодом она ответила и на ухаживания шведского короля Густава IV, приехавшего свататься к одной из дочерей Павла. Но не на ту принцессу обратил он свой взор. Елизавета случайно показала Густаву портрет своей сестры Фридерики, Густав «перевлюбился» и покинул Россию, уехав в Германию свататься. Этого Елизавете уже не могли простить. Возможно,  именно с тех пор между ней и свекровью пробежала черная кошка.
 
В 1799 году наконец-то у Александра и Елизаветы рождается дочь, названная Марией. Но особых празднований при дворе не было, ходили упорные слухи, что отец девочки поляк Адам Чарторыйский. Он был заложником при русском дворе, Александр считал его своим другом , всячески привечал в доме. Возможно, именно тогда и случился кратковременный роман красавца поляка и Елизаветы. Хотя прямых доказательств не было, но Павел сослал Адама послом в Италию. К сожалению, дочь Елизаветы прожила только год.


 




 


Адам Чарторыйский
 



Хотя в ночь переворота, после которого ее муж стал Императором, она единственная из всей его семь, кто сохраняла мужество и здравый рассудок, успокаивала супруга и свекровь, вела переговоры с заговорщиками, это не сблизило супругов.


 



 


Император Александр I с Елизаветой Алексеевной


 


 После воцарения Александра она отошла на второй план, уступив на официальных мероприятий место первой дамы своей свекрови. А в сердце Императора тоже первое место было занято другой женщиной. Ей стала  Марья Антоновна Нарышкина. Она не стеснялась своей связи с Александром. Едва узнав о своей беременности, она тут же сообщила на балу о ней Елизавете Алексеевне. Дочь Нарышкиной назвали Софья.


 


Марья Антоновна Нарышкина


 


А что же Елизавета?
«Она тоже родила дочь, уже вторую, которую назвала в честь себя. И отцом малютки опять стал не царь… Им был красавец кавалергард Алексей Охотников.
Роман Елизаветы и Охотникова продолжался всего два года: 1805–1807 гг. (Судя по обнаруженным дневникам, о которых скажу чуть позже, влюблена в него Елизавета уже 1804 году)
Охотников под покровом ночи забирался в окно возлюбленной и проводил у нее несколько часов. Удивительно, что эта связь довольно долго была тайной для окружающих.
 


 


Императрица Елизавета Алексеевна 1805 г.


 


Опять адюльтер? По форме – да. По содержанию – глубочайшая страсть, которая и разрешилась в духе времени: романтическим ударом кинжала. При выходе из театра Охотников был смертельно ранен. Говорили, что это сделали по приказу брата царя Константина Павловича: от поражений в войне с Наполеоном русский трон зашатался. В царской семье (прежде всего, Мария Федоровна) посчитали, что заговорщики могут разыграть карту Елизаветы, а Охотников при ней будет вроде графа Орлова, – к тому же он любим и популярен в свете и гвардии. Память о смутах 18 века была еще так жива…
 И тогда, пренебрегая всеми «приличиями» и реальными опасностями, Елизавета кинулась к постели умирающего возлюбленного. Его похоронили в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище. Спустя полгода на могиле возлюбленного Елизавета Алексеевна поставила мраморное изваяние, изображавшее плачущую женщину на скале с урной, рядом находится разбитое молнией дерево. Этот памятник сохранился до наших дней. С трудом на нем еще можно разобрать слова: “Здесь погребено тело кавалергардского полку Штабс- ротмистра Алексея Яковлевича Охотникова, скончавшегося генваря 30 дня 1807 года, на 26 году от рождения”.  Мраморной женщине, что скорбит над погребальной урной, были приданы черты портретного сходства с Елизаветой…»
 
Да, я обещала рассказать о дневниках.
На одном из европейских аукционов было выставлено старинное женское бюро, которое принадлежало когда-то Императрице Марии Федоровне. Новые хозяева решили отреставрировать бюро, вот тогда-то и обнаружились там страницы дневника Елизаветы, где она подробно описывает свои чувства к Охотникову, свои ощущения от встреч с ним ( тогда еще она тайно влюблена была, поэтому все написанное очень безобидно и трогательно. Роман только завязывался:
"Пасхальной ночью, воскр[есенье] 5 [апреля] , по дороге в церковь очаровательный взгляд, говорящий как никогда, глаза сияли, в них выражалось беспокойство остаться незамеченным. Удовольствие, впервые его глаза как будто говорили: Ах, я вновь вижу вас - а вы разве меня не видите? Наконец, взгляд, внесший бурю, смятение в мое сердце. Этот язык глаз был столь ясен, что он не мог не думать того, о чем глаза говорили.
Понедельник 15, в Петергофе, на обратном пути встр[етила] совсем рядом с Кам[енным] Ос[тровом] в его карете, красавец, красавец Vosdu, влюблена безумно! "
 
Vosdu,- это тайное имя, котрым называла Охотникова в своем дневнике царица для конспирации.
 
Все остальные архивы, касающиеся романтических дел царицы, были уничтожены по приказу Марии Федорвны, которая пережила свою невестку на много лет. Впрочем, жена Николая I, нового императора  в силу романтичности своей натуры, перед сожжением  переписала наиболее понравившиеся отрывки писем уже в свой дневник, так роман стал достоянием гласности. Теперь вот еще и находка из старинного бюро.
 
 
Но вернемся к истории Елизаветы. 


1807 год прошел для Елизаветы Алексеевны в заботах о ребенке. Она нянчилась со своей малюткой целыми днями и отдавала ей все свое внимание. В это время умерла от чахотки ее любимая фрейлина и подруга Н. Ф. Голицына, и Елизавета Алексеевна взяла на попечение ее старшую дочь, тоже Лизу, чтобы воспитать ее вместе со своей дочерью.


 



В траурном одеянии


Но этим мечтам не суждено было сбыться: через полтора года погиб и этот ребенок( у девочки резались зубы, и врачи не смогли справиться с возникшим воспалением).
Горе Елизаветы Алексеевны было безмерным. Четыре дня и четыре ночи она провела без сна у тела дочери, пока оно не было перенесено в Невскую лавру.


Императрица практически не появлялась на людях. Большое значение она уделяла благотворительности. 
Интересно, что декабристы рассматривали вариант возвести ее на престол, поскольку она была «опальной царицей».


 




Возможно именно этот портрет навеял Пушкину такие строки


Увы, ни камни ожерелья,
Ни сарафан, ни перлов ряд,
Ни песни лести и веселья
Ее души не веселят;
Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд;
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует.


(А.С. Пушкин "Руслан и Людмила)



Влюблен был в Елизавету и А.С.Пушкин. Впервые он встретил ее , учась в Лицее, скорее всего в 1811 году. В 1818 году появляется его стихотворение, посвященное Императрице.
 
 *** 
На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновленный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Небесного земной свидетель,
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С ее приветною красой.
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
 
После войны 1812 года она сопровождала мужа в его поездке по Европе, присутствовала на знаменитом Венском конгрессе. Затем прожила 2 года у себя на родине, поговаривали, что она не вернется в Россию. Но она успела полюбить эту страну, принесшую ей столько горя и поэтому вернулась.
 
Только в последние годы жизни император Александр и Елизавета смогли найти общий язык. Пережила она мужа меньше чем на 1 год.



 


Последний ее портрет

Что еще читать:
Тайный дневник русской императрицы Текст радиоинтервью, в котором рассказывалось подробно о находке дневников в старинном бюро.  
"Елисавету втайне пел..." Пушкин и Елизавета Алексеевна.>.  
"Трагический роман императрицы" О романе с Охотниковым.   
Прелестная Елизавета Довольно подробная статья о жизни императрицы.  




(Добавить комментарий)


[info]lucydiam@lj
2005-10-27 09:35 (ссылка)
Спасибо, Лен! Очень красивый рассказ.
А про Нарышкину довольно много есть в книге Мережковского "Александр I". Уникальная женщина - красивая, сильнохарактерная, умная, чувственная. Про её дочь Софью я читала, что Софья всегда стеснялась своего "незаконнорожденного" происхождения, к тому же унаследовала от Александра религиозность и мягкохарактерность - и вообще больше пошла характером в отца, чем в мать. Хотела уйти в паломницы (даже, кажется, какое-то время паломничала). Умерла совсем молодой, чуть ли не в 15 лет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 09:41 (ссылка)
Очень краткий, я бы с удовольствием добавила фактов, просто нет времени, да и слишком тяжело для чтения. Я , можно сказать, наметила отдельные штрихи.
Очень понравился рассказ о ее дневнике. Если не вдумываться, то самый обычный девичий дневник, подобного даже в жж полно :),а столько интересного , если вчитаться в него, содержит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lucydiam@lj
2005-10-27 09:45 (ссылка)
Ну а почему бы её дневнику не быть похожим на ЖЖ :) Изменились моды, носители информации (вместо бумаги интернет), какие-то бытовые вещи и политические расклады - а "взгляды, внёсшие бурю, смятение в сердце" остались :) На этих взглядах мир держится :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 09:47 (ссылка)
Это да, хотя такие дневники, как у нее скорее на дамочке есть :). Вот пройдект лет 200 - и современные наши опусы историки будут покрупицам собирать и составлять по ним мнение о нашей жизни :))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lutik_sun@lj
2005-10-27 09:41 (ссылка)
а можно запрос? Вот мне интересно что-нить узнать об английской королеве Анне (жила во времена Людовика 14го, правила сама, но, похоже. очень недолго).

А про Елизавету очень интересно! Спасибо. я вообще о ней ничего никогда не знала.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 09:46 (ссылка)
ОК. Попробую и про Анну написать, разумеется на это уйдет время.

Я собственно почему написала этот пост пост - сам ничего о ней не знала, стала разговаривать со знакомыми, которые тоже историю любят, и они плохо наших императриц знают. ВОт и решила, что надо эти пробелы срочно заделывать, да и сдругими поделиться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lutik_sun@lj
2005-10-27 09:48 (ссылка)
да-да. обязательно про наших пиши :) Про императоров еще худо-бедно знаем (правда, больше в политическом смысле), а про императриц вообще ничего :(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]actr@lj
2005-10-27 11:08 (ссылка)
Она правила всего 12 лет. Есть такой совершенно замечательный сайт www.worldroots.com
http://worldroots.com/brigitte/royal/eng-a.htm - посмотрите, там интересные портреты

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lutik_sun@lj
2005-10-28 01:12 (ссылка)
Ничего себе "всего" :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]web_mistress@lj
2005-10-27 09:59 (ссылка)
Очень интересно, с большим удовольствием прочитала!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 10:32 (ссылка)
Рада, что кому-то еще это интересно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]valerija@lj
2005-10-27 10:27 (ссылка)
спасибо, очень интересно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 10:48 (ссылка)
Я рада.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]astarta@lj
2005-10-27 10:33 (ссылка)
Очень интересно, и портреты чудесные.
Забавно, что роль свекрови исполняла бабушка мужа, вездесущая Елизавета II.
А дневники - неужели они были писаны по-русски, на неродном языке императрицы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 10:47 (ссылка)
Ну можно сказать, что свекрови было две. Сначала Екатерина, которая считала Александра своим наследником, и вмешивалась соответственно в его жизнь, а потом и мария Федоровна.
Адневник написан по-французски, который Елизавета знала лучше немецкого. впрочем, она и по-русски хорошо говорила и писала.
В низу есть ссылки настатьи, в той, что про дневник подробно все рассказано, рекомендую.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]astarta@lj
2005-10-27 10:50 (ссылка)
ага, спасибо, обязательно изучу. У меня еще лежит недочитанная книга Георгия Чулкова про русских императоров: успела прочитать только про Павла, вот-вот примусь за Александра; как раз про императриц и императорских любовниц там тоже довольно подробно написано.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 11:06 (ссылка)
Буду иметь ввиду эту книгу.
Я там отдельным постом дополнение сделал из портретов . случайно нашлись еще интересные :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]astarta@lj
2005-10-27 11:12 (ссылка)
она издавалась за последнее время дважды - один раз в серии "Историческая библиотека" и на серой бумаге, а еще в мягком переплете, но на очень хорошей бумаге, необычного формата и c потрясающими цветными иллюстрациями http://www.ozon.ru/context/detail/id/1434493/#persons

Смотрю дополнение. На первом портрете Луиза просто сказочно хороша.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]topsika@lj
2005-10-27 10:53 (ссылка)
Замечательно. Нет. правда - такое милое дополнение к официальной и холодноватой историию Ну, да, императоры. С женами и любовницы. А так - отдельно и человечно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 11:04 (ссылка)
Этого очень не хватало при изученииистории. Там сплошная политика была, скучновато.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]topsika@lj
2005-10-27 13:33 (ссылка)
Вот-вот. Да и истории в школе учили в свое время по восстаниям Болотникова, или Пугачева..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-10-28 05:12 (ссылка)
Знаете, я в историки пошла именно потому, что любила исторические романы, причем не про восстания и политику. :) А теперь, когда не работаю по специальности, очень люблю такие "милые дополнения" - и читать, и писать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-28 06:22 (ссылка)
Я , к сожалению не стала историком, хотя хотела. Итоже благодаря историческим романам. А тепрь даже и не жалею, что у меня такое , можно сказать - хобби.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]actr@lj
2005-10-27 11:02 (ссылка)
Браво! Это опять надо в [info]ru_royalty@lj, а то там мало получается про отечественную историю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-27 11:04 (ссылка)
Да, завтра кину,сегодня не успею.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-10-28 05:14 (ссылка)
О, а я не знала об этом сообществе.. Но там всё больше "о современном", увы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-28 05:18 (ссылка)
Стоит туда ссылки на ваши чудесные истории в картинках дать, все в наших руках - будет и не о современном.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eregwen@lj
2005-10-28 05:48 (ссылка)
Думаете? Ну, если и Вы, тогда и я дам. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-28 06:25 (ссылка)
Да, конечно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sanlengri@lj
2005-10-27 13:02 (ссылка)
Спасибо, очень интересно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-28 05:16 (ссылка)
Пожалуйста.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tarolga@lj
2005-10-27 13:43 (ссылка)
Спасибо, очень красиво и информационно!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-10-28 05:13 (ссылка)
Я старалась чтоб именно так и было.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarolga@lj
2005-10-28 07:34 (ссылка)
*_*

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_dna@lj
2005-10-27 14:26 (ссылка)
Самое интересное в этом всем что на Западе на эту тему давно бы уже понаписали бы книг да наснимали бы фильмов с сериалами. Наш 18-й и 19-й века можно по кирпичику разобрать и на каждом кирпичике выстроить здание художественного произведения. И стоять будет крепко.
Ведь почему так все увлекаются историей Западной Европы? Да материала полно! Даже по кельтам, которые исчезли давным-давно. И народ старательно разучивает танцы под волынку и штудирует учебники валлийского и гаэлик. И ведь привлекает не их история сама по себе а красивые мифы, построенные на ней.
Почему же у нас не получается сделать красивый "русский миф" с расшитыми косоворотками?
Нас же заклинило на истории 20 века. Как пропал Моисеевский ансамбль песни и пляски-все, как отрезало.

Или вот сравнить с революционной и наполеоновской Францией. Сколько идей дала эта эпоха для искусства всей Западной Европы. Французы до сих пор гордятся и Робеспьером и Бонапартом. И День взятия Бастилии отмечают. У нас только эпоха 1812 года считается героической, да и то, кроме пары-тройки фильмов на эту тему ничего не вспоминается. "Война и мир" Толстого не в счет, это из 19 века тянется.

Что Вы думаете, почему у нас нет полноценного "русского мифа" в искусстве?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2005-10-28 01:15 (ссылка)
Как пропал Моисеевский ансамбль песни и пляски

Как пропал? Когда? Я ж его недавно на афише КЗ Чайковского (что на Маяковской) видела

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kavery@lj
2005-10-28 05:12 (ссылка)
Увы, пока у нас на такие темы только сериала , да и то не сильно качественные снимают.
Видимо сильно еще влияние слет, прожитых при социализме. Тогда царь -это тиран, поэтому ни какой романтики. Не мог он любить кого-то. вот видимо это и влияет на то, что большинство ничего кроме революций и бунтов в нашей истории не знаем.

(Ответить) (Уровень выше)

Императрица Елизавета Алексеевна
(Анонимно)
2005-11-19 20:42 (ссылка)
А есть ли слухи или не слухи о существовании у Елизаветы Алексеевны незаконорожденного сына,
рождением так 1800-1807 года?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Императрица Елизавета Алексеевна
(Анонимно)
2014-10-25 15:39 (ссылка)
Интересно еще вспомнить популярную легенду о том, что ЕА не умерла, а удалилась в конце жизни в монастырь, где жила под именем Веры Молчальницы.

(Ответить) (Уровень выше)