Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kermanich ([info]kermanich)
@ 2008-08-11 13:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Постпотоп-2
Еще один очерк из зоны наводнения. Напечатан в "Газете по-киевски" в пятницу.

Потоп, но пить нечего

Вечером шестого августа в Черновицкой области ждали катастрофическое землетрясение. Впервые нам рассказали этот слух в пострадавшем от оползня селе Чорногузы – там селяне готовились, не много ни мало, к семибальным толчкам. В Черновцах говорили уже о землетрясении в девять баллов, и даже называли его точное время – сначала восемь, а потом десять часов вечера. Некоторые жители высотных домов на всякий случай вышли в это время во двор, а люди из девятиэтажек завода «Гравитон», расположенных на крутом холме возле реки Прут, не выдержав нервотрепки, на всякий случай выехали с детьми в окрестные села. О буковинской панике сообщили даже центральные украинские СМИ – и здесь, в опустошенном наводнением регионе, понятно, почему его жители отказываются верить официальным опровержениям этих беспочвенных слухов. Шокированные последствиями паводка люди хронически не доверяют обещаниям властей. И потому готовятся к самому худшему из возможных вариантов.

Приграничный Новоселицкий район, населенный преимущественно румыноговорящими жителями, по существу остался без питьевой воды. На всех местных колодцах – как правило, высоченных красивых «журавлях» – висят напечатанные на принтере бумажки с лаконичной чиновничьей надписью: «вода техническая, пить запрещено». А спекулянты тут же на треть подняли цены на питьевую воду, которую и без того нелегко найти в местных магазинах. Когда мы фотографировали колодец с бумажкой на улице имени Джона Рида в центре поселка Новоселица, к нам тут же подбежала возмущенная старушка, принявшая журналистов за представителей «киевских» властей.

– Когда наконец вы дезинфекцию проведете? Человек без воды может жить три дня, а мне уже больше недели пить нечего. И скотине уцелевшей воду надо давать. А если и она помрет, так и я тоже не выживу.   
  
От паводка больше всего пострадали «молдавские» села Мамалыга и Тарасовцы – местные сельчане по старинке называют их «Тарасоуц». Поток воды свободно шел здесь по широкой равнине, засыпав окрестности толстым слоем высыхающего на солнце ила и стволами высоких деревьев, которыми завалено все сейчас русло Прута – вода несла их, как спички. А большой мост на реке, расположенный неподалеку от «родовой» усадьбы Анатолия Ротора – старшего брата родившейся здесь Софии Ротару, – стихия разломала на куски и протащила их далеко по речному руслу. Возле мостовых опор можно видеть разрушенные паводком дома и горы бытового мусора, которые принесло сюда из Черновцов. Кое-где в воде стоит и техника – трактора и комбайны, – а огороды и теплицы сельчан до затоплены куда выше щиколотки – в них гниют кабачки, тыквы, картошка и кукуруза. Урожай пропал на корню: при том, что вода испортила и продукты в погребах. Один из жителей Тарасовцев, Виктор Цыганеску, которого беда заставила срочно приехать с заработков из Португалии, выносит нам ведро сгнившей прошлогодней картошки, чтобы задать риторический вопрос:

 – Они там у вас в Киеве думают, что я за тысячу гривен их так называемой «помощи» себе новый дом поставлю? Да этого нам даже на еду не хватит!

Семья Цыганеску хорошо помнит последнее большое наводнение в шестьдесят девятом году: тогда село спасли дамбы, которые давно разрушены при неконтролируемом строительстве новых домов. Сегодня паводку ничто не мешало. Житель Тарасовцев Евгений Кристодул поставил в семейный альбом фото отчаянно плывущей в бурном потоке свиньи – то ли на память, то ли для предупреждения потомкам. Людям приходилось не лучше – по официальным данным в окрестностях утонуло двое человек, нов селе вслух говорят, что река принесла больше трупов, и среди них – тело грудничка. Правда, как сказали нам в редакции районной газеты «Буковинско-Бессарабский курьер», это было тело абортированного плода с размытого больничного кладбища выше по реке.

– Сейчас еще рано говорить о числе погибших. Чтобы получить серьезную информацию, нужно время. Люди постоянно мигрируют из региона на заработки, статистики не ведется, и никто точно не знает, уехал он в Италию, или его рекой унесло, – сказал нам один из местных журналистов. 

В самих же Тарасовцах негде хоронить людей, умерших естественной смертью. Сельское кладбище затоплено грунтовой водой, никаких рефрижераторов так и не подогнали, и люди говорят, что новопреставленного покойника, возможно, временно захоронят в его собственном доме. Люди в панике ждут вспышки инфекционных болезней, но больше всего говорят о подтопленных складах удобрений и ядохимикатов, которые в изобилии попали в паводковые и грунтовые воды. Хотя тут же, в селе, выставлены на продажу картошка и помидоры. 

Тем временем, улицы Тарасовцев завалены выброшенными вещами – в основном, испорченной водой мебелью и одеждой, – а люди выгребают из дворов нанесенный рекой мусор. Михаил Дырда, главный специалист райадминистрации по делам молодежи и спорта, привез людям бесплатную минералку, и занимался вывозом сельских детей – чтобы они выехали из зоны бедствия в санаторий и не игрались в отравленной грязи. Жители местных сел очень благодарны спортсменам. Один из них, Василь Келя вместе с товарищами вывез на туристических катамаранах около сотни жителей Тарасовцев – причем, спасали не только родственников, а всех подряд, хотя двор матери спортсмена – Соломии Келя, одним из первых пострадал от стихии. Никаких военных «амфибий» в это время в селе не наблюдалось – они появились позже, и вызвали неудовольствие местных жителей. По их словам, мощная волна от «амфибии» разбивала все то, что разрушил поток, а в Тарасовцах это едва не привело к гибели двух маленьких девочек.

Сегодня мы ни встретили в исключительно пострадавших от паводка Тарасовцах ни одной военной машины, ни единого представителя МЧС, да и вообще ни одного чиновника, кроме депутата Новоселицкого райсовета Семена Геворняна, чей дом также пострадал от воды.

– В районе из 1040 домов пострадало 840, из которых 340 нуждаются в капремонте а сотня вообще не подлежит восстановлению. Местные сельсоветы просто не в состоянии справится с такими последствиями. А бизнесмены, которые могли бы помочь средствами, спасают свой бизнес, а не людей, –  сказал он журналистам.  
     
Тем временем местные жители негодуют, – президент Ющенко, будто в издевательство, поручил помогать им властям самой отдаленной, Луганской области.

– Почему нам луганчане должны помогать? Что это – центральная власть? И что они могут для нас сделать? Даже если пошлют какие-то стройматериалы, то их транзит через всю Украину дороже их стоимости обойдется. О чем там «наверху» вообще думают?, – с возмущением говорили нам в Новоселице. Хотя очевидно, что власти страны думают о чем угодно, за исключением судьбы здешних людей.  

Андрей Манчук
Фото автора и Виктора Цыганеску