В точку 
Отличная
статья Кагарлицкого - приговор левому сектантству последнего десятилетия. Картина "Дискуссия", написанная Гуттузо в 1960 году, подходит к ней в самый раз.
Читаем и обсуждаем. Правым, думаю, тоже будет интересно. Я уже предложил автору статьи взять ее темой семинара в "Новой демократии" - который, надеюсь, не за горами.
Интеллектуалы и радикалы
( Read more... )Спрос на изменение мира объективно есть, он поддерживается реальностью экономического кризиса, очевидностью социальных и культурных тупиков, в которые уперся современный капитализм. Тупиков, явных даже для сторонников системы.
Однако левые меньше всего готовы сегодня к тому, чтобы ответить на эти вызовы. Для того, чтобы изменить мир, они должны прежде всего радикально изменить самих себя. Отказаться от идеологического высокомерия и интеллектуального снобизма, научиться слушать и начать полномасштабно воспринимать значение повседневности, ее требования и проблемы. Им нужно научиться побеждать в маленьких локальных боях, ставя перед собой вопрос не о том, как “правильно” оценить эту ситуацию с точки зрения своей версии марксистской идеологии, а о том, что конкретно нужно сделать, чтобы выиграть кампанию, закрепить достигнутый успех, и куда потом идти дальше. Им надо научиться жить и работать политически, чего они делать не умеют и не хотят.
И надо, наконец, развязаться с мифами и традициями 1960-х годов. Не забыть, а преодолеть их. Мир изменился не только по сравнению с 1917 годом, но и по сравнению с 1968-м. И как бы ни были блистательны и увлекательны картины тогдашнего молодежного бунта, надо помнить, что кончился он поражением.
Движение потерпело неудачу, не сумев привлечь на свою сторону основную часть того самого “трудящегося класса”, на деле воспринимавшегося и радикалами, и интеллектуалами в виде скучной обывательской массы. Вот эта скучная масса “неинтересных” людей - как раз и есть народ, класс, общество.
Левые, хоть и не говорят об этом прямо, презирают эту массу, боятся ее и осуждают за неспособность понять и прочувствовать свои глубокие идеи и высокие идеалы. На самом же деле, они ничуть не меньше самих правящих классов виноваты в сложившемся положении дел - из-за собственного высокомерия, снобизма, поверхностности, выдаваемой за знание, и унылой скуки, выдаваемой за утонченное исследование.
Перемены станут реальностью только тогда, когда станут необходимыми и желанными именно для большинства. Для того самого “молчаливого большинства”, которое смирилось с системой не потому, что любит ее, а потому, что ничего лучшего ей никто не предложил и предлагать пока не собирается.