Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kermanich ([info]kermanich)
@ 2007-08-10 12:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мои мавзолеи
Современный интерьер склепаВ "Газете по-киевски" вышел очерк о мавзолее Григория Котовского, расположенном в столице "Республики Котовия" - бывшей Бирзуле. Мы посетили его вместе с  

После текста - краткий рассказ об известных склепах и мавзолеях, которые довелось посетить автору: Мао, Че, Ким Ир Сен, Боливар, Саладдин и другие.

Мавзолей №3

На территории бывшего СССР было построено целых три мавзолея, два из которых располагались на территории Украины. Все знают московский мавзолей, где покоится тело Владимира Ленина. Меньше известен мавзолей выдающегося хирурга Николая Пирогова на окраине Винницы. И уже совсем забытым оказалось третье место упокоения забальзамированного тела – бывший мавзолей «бессарабского Робин Гуда», легендарного Григория Котовского, расположенный под Одессой, в городе Котовске – старой Бирзуле.

Биография этого человека напоминает сюжеты приключенческих романов, большим любителем которых, к слову, являлся сам Григорий Котовский. Сын украинского рабочего, осевшего в имении молдавского помещика, он еще задолго до революции снискал себе славу благородного разбойника и защитника бедняков – в духе своего современника, мексиканского Панчо Вильи. И если последнему была посвящена знаменитая «Кукарача», с известными строчками о марихуане, то одесские босяки начала ХХ века распевали похожие куплеты в честь своего любимца из пыльных степей Бессарабии: 

Разбил он банк и шарабан
Кафешантан и ресторан
И напоил вином крестьян
Таков наш Адский Атаман 

Впрочем, грозное прозвище «Атаман Ада» являлось данью все тому же романтизму, почерпнутому из бульварных романов. Котовский не любил кровопролития и уклонялся от соучастия в «мокрых» делах. Он совершал поступки необыкновенной дерзости – отпускал на волю арестованных за долги крестьян, выдав их охране справку: «освободил Григорий Котовский», демонстративно пил кофе напротив полицейского участка в Кишиневе, прямо перед глазами у полиции, сбившейся с ног в поисках «первого разбойника». Так называли Котовского листовки, обещавшие солидную награду за его уже тогда облысевшую голову.

«Адский атаман» обладал поистине геркулесовой силой и железным здоровьем, позволявшим переносить многочисленные ранения, каторгу, тюрьму и годы походного образа жизни. Большой слабостью романтичного налетчика был женский пол. Котовскому приписывают бурный роман со популярной в то время киноактрисой Верой Холодной, однако он предпочел жениться на медсестре из собственного отряда.
 
Совершая экспроприации, Котовский щедро делился с жителями молдавских сел. В этих жестах была не только погоня за популярностью, но и точный расчет – помогая крестьянам, «степной Робин Гуд» находил в них надежных союзников, которые укрывали его от жандармов. Благодаря этой поддержке он долгое время оставался неуловимым, а, попав за решетку, совершал просто таки невероятные побеги. Прочитав несколько эсеровских брошюр и познакомившись в тюрьме с политзаключенными, Котовский называет себя «анархо-коммунистом» и принимает участие в восстании 1905 года. А после февральской революции продает на аукционе свои тюремные кандалы, и с головой бросается в революционную стихию, приняв сторону партии большевиков. 

Командуя кавалеристской бригадой, а затем – корпусом, он заслужил три ордена Красного знамени, очередные ранения и новую славу. Его влияние на родной Бессарабии было почти безграничным, и Котовский использовал его в бурную эпоху НЭПа - хотя, вопреки слухам, отнюдь не для личного обогащения. Он основал несколько коммерческих предприятий, а также целое государство – автономную Молдавскую ССР в составе Советской Украины, которую тут же прозвали «Республикой Котовией». Еще бы – ведь по легенде, Котовский собственноручно провел на карте границы новосозданной автономии, столицей которой стала Бирзула – будущий Котовск.

Смерть настигла этого человека на пике славы, при весьма загадочных обстоятельствах. В 1925 году, находясь на отдыхе под Одессой, Григорий Котовский погиб от пули своего подчиненного Мейера Зайдера, бывшего владельца публичного дома, в котором скрывался от полицейской облавы будущий комбриг. Это убийство сразу же обросло ворохом слухов. Одни считали его мотивом ревность, другие видели в нем месть за разгром «полка имени Ленина», сколоченного из одесских босяков под командованием легендарного Мишки Япончика и расстрелянного Котовским за дезертирство. Зайдера называли агентом румын, опасавшихся, что популярный в Бессарабии командир решит расширить свою «Котовию» за счет заднестровской Молдовы. Еще одна, типично перестроечная версия приписывала убийство Котовского самому Сталину. Незадолго до гибели «бессарабский Робин Гуд» якобы получил приглашение занять пост заместителя Наркомвоенмора Фрунзе, который пережил Котовского всего на два месяца, скончавшись на операционном столе. 

Как бы там ни было, но через несколько лет комкор был отмщен. Григорий Вальдман, бывший одесский уголовник, а после командир эскадрона в бригаде Котовского и кавалер орденов Красного знамени, разыскал и казнил убийцу своего командира. Жизнь с фабулой приключенческого романа получила достойное завершение, а тело Котовского стало источником поклонения земляков. Уже на следующий день после его гибели в Бирзулу направились московские специалисты-бальзаматоры во главе с профессором Воробьевым. В небольшом полуподземном помещении был установлен стеклянный саркофаг, где находилось открытое для обозрения тело Котовского. Рядом, на бархатных подушках, лежало его наградное оружие и ордена. В 1934 над бессарабским мавзолеем надстроили трибуны, возле которых проходили парады по образцу московских. 

Мавзолей Григория Котовского просуществовал шестнадцать лет. В 1941 году румынские оккупационные войска разбили саркофаг, выкинув тело в ров с телами расстрелянных евреев. В ту же ночь рабочие железнодорожного депо вырыли останки комбрига, и спрятали его на чердаке, предварительно облив сверхдефицитным в военное время спиртом. После освобождения люди сами отнесли на место гроб с сохраненным телом, установив его на простой деревянной лавке, которую украшал портрет местного самодеятельного художника. Руководство вновь образованной союзной республики Молдавии потребовало перезахоронить Котовского на своей земле, но после длительных кабинетных войн Украина удержала у себя "спорное" тело. Над сохранившейся подземной комнатой надстроили гранитную стелу с барельефом полевого командира, причем вход в «мавзолейную» часть комплекса почему-то находится с ее тыльной стороны. Новое сооружение предложили именовать «склепом». Однако слово «мавзолей» прочно утвердилось в сознании жителей Котовска, которые используют его и по сей день. 

Сегодня вход в «мавзолей №3» преграждают железные, выкрашенные в зеленое двери, на которых висит ржавый замок. Ключ от него находится в местном музее, который давно работает только по большим праздникам. С трудом отогнув дверной створ, нам удалось заглянуть внутрь и осветить крохотную, но очень колоритную комнату, облицованную белым кухонным кафелем. В ней стоял обитый малиновым бархатом гроб, несколько обычных кладбищенских венков и писанный маслом портрет комбрига при всех его орденах. Трогательный провинциализм этого «мавзолея» рождает особое почтение, которое не всегда вызывают крупные, всем известные монументы. 

Андрей Манчук
Фото автора
 
Мои мавзолеи
 
Словом «мавзолей» – от греческого «мausoleion» – принято называть погребальное сооружение, включавшее камеру с останками умершего, а также пристроенный к ней поминальный зал. Оно происходит от имени карийского царя Мавсола, чья гробница некогда находилась в городе Галикарнасе. В ХХ веке мавзолеями стали называть усыпальницы с забальзамированными телами, но мавзолеи такого типа составляют лишь незначительный процент из сотен сооружений, которые носят такое имя, которое часто дают обыкновенным склепам. Бальзамирование тела – сложный процесс, и каждая страна предпочитает сохранять в тайне секрет сохранения «прижизненного облика» своих лидеров. Автор очерка осмотрел разнообразные мавзолеи в разных точках планеты. 

Мы посетили масштабный мавзолей Ким Ир Сена в северокорейской столице Пхеньяне. Сооруженный в бывшем здании-резиденции корейского вождя, он изобилует эскалаторами, металлоискателями, и даже рентгеновской установкой, через которую проводят всех посетителям. Сложная процедура посещения «Кымсусанского мемориального дворца» предусматривает 16 поклонов в дань уважения Киму – по четыре с каждой стороны его украшенного драгоценностями саркофага. А в «Зале кровавых слез» принято скорбеть о безвременно ушедшем вожде.

Мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине, на просторной площади Тяньаньмэнь выглядит куда более скромно, хотя в часы работы его атакует огромная толпа посетителей. Предприимчивые китайцы предлагают продать место в начале этой очереди, а на выходе из мавзолея расположен настоящий базар символики, посвященной председателю Мао. Ну а при входе в него можно купить алые гвоздики, чтобы положить их к стеклянному саркофагу с телом Великого Кормчего.

Место захоронения выдающегося революционера Эрнесто Че Гевары в кубинском городе Санта-Клара имитирует ночной привал его повстанческого отряда. В небольшой темной комнате, где высажены тропические растения, неярко горит костер, а в ее грубой каменной стене замурован прах павших партизан, в числе которых - и незабвенная Таня.   

Национальный Пантеон в столице Венесуэлы – Каракасе служит местом успокоения праха Освободителя южноамериканского континента – Симона Боливара. Там же покоится его ученик, блестящий революционный полководец, маршал Хосе Сукре и другие герои Освобождения, а также стоит кенотаф Предтечи - Франсиско Миранды. Этот просторный мавзолей, построенный в смешанном креольско-индейском стиле, служит местом обязательного паломничества для большинства южноамериканских президентов.

Во Флоренции, в просторной базилике Санта-Кроче, можно было наблюдать другой, единственный в своем роде пантеон - захоронения Микеланджело, Маккиавелли, Галилея, Россини и кенотаф Данте Алигьери. 
 
А в городе Дамаске мы посетили мавзолей легендарного полководца, султана Саладдина – арабизированного курда, который сумел остановить военную экспансию крестносцев на Ближний Восток. Спустя сотни лет его гроб служит местом всеобщего поклонения, как бы оправдывая смысл существования подобных мемориальных мест. 

"Газета по-киевски"


(Добавить комментарий)


[info]d_o_l_c_i@lj
2007-08-10 16:15 (ссылка)
Интересно про труп Котовского.

Только мучает вопрос:
Почему сельчане сразу не схоронили тело комбрига на чердаке,
А позволили фашистам вначале поглумится над телом?

Пирогов отлично сохранился.
Только руки синие.
А лицо не синее.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kermanich@lj
2007-08-16 05:32 (ссылка)
Паника среди местных властей, внезапное отступление армии.
В Котовске мне говорили, что был план эвакуации забальзамированного тела. Но не успели.

Давно я не был в мавзолее Пирогова.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tnem@lj
2007-08-17 12:08 (ссылка)
Есть ли тело там, в гробу?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kermanich@lj
2007-08-17 13:34 (ссылка)
А как же.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]petrovsky_y@lj
2009-06-16 08:06 (ссылка)
Андрей, а как тебе удалось найти работников неработающего музея и убедить их открыть Мавзолей Котовского?
Я собираюсь в Котовск вскоре, потому очень хотелось бы знать.
Журналистской "корочки" хватит?

(Ответить)


[info]petrowsky@lj
2010-01-10 16:16 (ссылка)
На Рождество был проездом в Котовске. Не очень трезвый местный житель вызвался провести меня к мавзолею. Про Котовского сказал, что это был "Серьезный мужик. Настоящий вор в законе". :)

(Ответить)