Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kermanich ([info]kermanich)
@ 2007-11-28 10:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Олег Ясинский: три ответа о Чавесе

Этот важный, интересный материал составлен из полемических выступлений известного переводчика и журналиста Олега Ясинского. Они прозвучали в дискуссии, развернувшейся накануне на страницах ресурса "русскоязычных чилийцев". Темой полемики стала личность и политическая фигура президента Уго Чавеса, Боливарианская революция, недавний конфликт между Чавесом и испанским королем Хуаном-
Карлосом
, а также, причины непрятия Чавеса со стороны либеральной интеллигенции. Вслед за Игнасио Рамоне, Олег объясняет, почему они ненавидят Чавеса, а также, дает оценку античавистской оппозиции и ее попыткам создать мнение о "недемократичности" Венесуэльской революции. 

Три ответа о Чавесе и Боливарианской Венесуэле 

Олег Ясинский, Сантьяго, Чили

Ответ первый

Дорогая Оля, у меня на все это взгляд другой. Думаю, твое мнение очень репрезентативно для значительной части чилийской прогрессивной интеллигенции (в кавычках и без оных), но давай попробуем по-порядку:

1. Я понимаю термин «популизм», как нечто родственное понятию «демагогии», т.е. некая заведомая неискренность в заявлениях с целью ввести массового избирателя или слушателя в заблуждение, соответствующее корыстным целям пресловутого популиста. Если обзывая Чавеса популистом, ты имеешь в виду именно это – думаю, это не соответствует действительности, потому что он сам искренне верит в провозглашаемые им идеи «боливарианства», или «социализма ХХI века», идеи эти можно разделять или нет, но я не вижу в Чавесе цинизма, присущего большинству профессиональных политиков.

2. В сегодняшней Венесуэле неимущим раздаются не рыбки, а здравоохранение и образование, в недавнем прошлом непозволительная роскошь для большинства в богатейшей нефтяной стране региона. Сегодня нефтедоллары работают на социальные программы и в этом – главная причина растущей поддержки населением правительства Чавеса. Дай Бог России такой же «популистский режим».

3. В «ужасной чавесовской Венесуэле» ее граждане все активнее участвуют в обсуждении и принятии государственных решений, интересуются политикой и историей, приближаются к культуре. Естественно, традиционными политическими и экономическим элитами это воспринимается, как вызов (как процессы, происходившие в Чили при Альенде)… Многие венесуэльские «левые интеллектуалы», привыкшие под виски вздыхать о Че Геваре и летать на уик энд в Майами за шмотками для супруг и любовниц, быстро пересмотрели свою идеологическую ориентацию, увидев реальный народ в опасной близости от своих уютных мансард… когда жители бедных окраин, негры и индейцы потребовали тех же прав, то и у них. Именно поэтому началась борьба с «чавистской диктатурой за восстановление демократии».

4. Насчет того, то в Венесуэле плохо со свободой слова – тоже не разделяю. Несколько месяцев назад правительство не продлило государственную концессию одному частному телеканалу, руководство которого активно участвовало в организации военного переворота против законного правительства. Переворота, организованного США и венесуэльскими олигархическими группами. Телеканал не был закрыт немедленно, правительство в течение нескольких лет призывало его к терпимости, ответственности и просило не разжигать ненависть, пока канала с утра до вечера поливал правительство отборной грязью с использованием ненормативной лексики и апеллируя к классовым и расистским чувствам зрителя. После отказа в продлении государственной концессии каналу, США и их союзники в Латинской Америке по всем конторолируемым ими информационным каналам подняли вой или плач по венесуэльской свободе слова. Что есть популизм или демагогия? По признанию всех правозащитных организаций при «чавистской диктатуре» в стране нет ни одного политзаключенного (при предыдущих «демократиях» они были), по признанию всех международных наблюдателей, правительство Чавеса честно побеждает на всех выборах и пользуется постоянно растущей поддержкой большинства населения. Но поскольку этот пример опасен для правительства Штатов и латиноамериканских экономических элит и политиков, против Чавеса все эти годы идет медийная война, превращающая его в монстра и диктатора и выдвигающая ему популистские обвинения в популизме.

5. Многим, глядящим на Венесуэлу извне, чисто эстетически не нравится тропически-карибски-экстравагантный стиль Чавеса (при этом надо помнить, откуда он происходит и учитывать огромные культурные различия между Чили и Венесуэлой), но если отвлечься от личных вкусов и посмотреть на реальные венесуэльские процессы последних лет, думаю можно пересмотреть некоторые, формируемые чилийскими СМИ, взгляды на Чавеса.

6. Благодаря своей тропической экспрессивности и неполиткорректной невоздержанности (несомненно, недостатки, но на мой взгляд, не самые страшные) Уго Чавес легко попадает в эпицентр всяческих дипломатических скандалов, где СМИ намеренно и небескорыстно стремятся выставить его как идиота. Последний пример – как раз инцидент с Хуаном Карлосом на недавней встрече в верхах в Сантьяго. Но как это обычно делается, СМИ лишили массового зрителя самого контекста возникшего скандала. А произошло вот что: до открытой встречи, была закрытая часть, т.е. пару часов без журналистов и при закрытых дверях (до последнего времени подобные саммиты проходили тихо-гладко, как съезды КПСС, без реальных дискуссий, подписывались заранее привезенные и согласованные документы и делались протокольные фото… с приходом к власти правительств, наподобие венесуэльского, боливийского и пр., мнения участников разделились и начались реальные дебаты, затрагивающие суть проблем региона). Во время встречи при закрытых дверях испанская делегация пыталась навязать латиноамериканским партнерам темы, связанные с контролем испанских корпораций над ресурсами региона (приватизация воды, коммуникационных систем, электроэнергии и пр) и подчеркнуто игнорировала позицию Венесуэлы, стремящейся к укреплению региональной межгосударственной интеграции и к государственному контролю над основными природными богатствами. Испанская сторона просто отказалась разговаривать и выслушивать аргументы Чавеса. Поэтому, когда началась открытая часть встречи, Чавес посчитал своим долгом вынести эти темы на всеобщее обсуждение.

Ответ второй

Оппозиционные Чавесу традиционные партии АД и КОПЕЙ (сегодня в пестрой компании фашистской Примеро Хустисия и рррррреволюционной Бандера Роха), регулярно проигрывают все выборы не из-за ущемления свободы слова или травли чавистской чернью, а просто потому что не пользуются доверием и поддержкой большинства населения. Из этого, конечно, не следует, что большинство всегда право и оправдания диктатур большинств над меньшинствами, просто именно исторический кризис традиционных партий в Венесуэле, их неспособность давать адекватные ответы на потребности общества, потеря к ним всеобщего доверия, открыли путь к власти Чавесу (хотя вначале этой истории и он сам вряд ли предполагал, насколько серьезную кашу удастся заварить).

В отличие от исторических латиноамериканских левых вождей-интеллектуалов наподобие Фиделя Кастро или Сальвадора Альенде – выходцев из весьма привилегированных слоев, Уго Чавес вышел из низов, из отнюдь не интеллектуальной среды военных и «левел» в процессе собственного политического созревания и осуществления его «боливарианского» проекта. Если многие другие уважаемые левые политики боролись «за простой народ» в силу прежде всего этических убеждений и нередко весьма патерналистично, Чавес чувствует себя плотью и кровью этого самого народа… и при этом убежден в возложенной на него исторической миссии, не скрывает этого, но опять же не вижу в этом ничего предосудительного.

Говоря о Майами и любовницах я не имел в виду лично Теодоро Петкоффа (кстати не главной, а один из многих фигур оппозиции, претендующих на лидерство)… по моему мнению Петкоффа занесли в стан оппозиции личные неудовлетворенные амбиции старого партизана, оставшегося у разбитого корыта. То, что вождем венесуэльской революции стал не утонченный интеллектуал Петкофф, а полуобразованный плебей Чавес.

Что же касается народа (с большой или с любой буквы)… у любой власти и любой философии на этот счет собственные мифы, напр. нынешние неолиберальные алхимики уверены, что превратили весь народ в три категории: производителей, потребителей и лишних людей (пенсионеров, инвалидов, индейцев и прочие антирыночные прослойки)… Чавес опирается на социальные слои, прежде безразличные любой политической власти и представляющие большинство венесуэльцев и они это чувствуют и отвечают ему взаимностью.

Оппозиции этот «народ» глубоко безразличен, в чем он сам не раз убеждался. Проводимые правительством экономические и политические реформы впервые за столько веков истории направлены на решение социальных проблем и защиту национальной независимости страны. Принятая несколько лет назад «боливарианская конституция» действительно широко обсуждалась и действительно является огромным шагом вперед в отношении прав человека и демократии. При Чавесе армия и полиция впервые в истории действительно перестали быть репрессивными силами по отношению к собственному населению.

Сравнивать чавизм со сталинизмом – любимое занятие оппозиции, в рядах которой, повторяю, ни одного политзаключенного (не говоря уже о политических убийств и пыток, столь характерных даже для «демократических» режимов региона). Кампании травли против оппозиции (зачастую против оппозиционных журналистов, многие из которых честно отрабатывают деньги своей древней профессии) – скорее естественная реакция низов, чем специально дирижируемая сверху кампания. При этом в последние годы были убиты «неизвестными» десятки чавистов, а в течение нескольких дней неудавшегося переворота от рук ультраправой самодеятельности (называющейся иногда «эскадронами смерти») погибло больше полусотни сторонников правительства. Кстати большинство путчистов попали под амнистию и сейчас на свободе, как не наказан ни один из журналистов и хозяев СМИ, ставших соучастниками преступления. (более подробный материал на русском о перевороте против Чавеса см. на http://www.tiwy.com/pais/venezuela/revo ... mino.phtml) Мне кажется, степень нетерпимости и насилия с одной стороны и другой просто несопоставимы, но поскольку большая часть элиты и принадлежащей ей прессы относятся только к одной из сторон – по миру распространяются ужасы о венесуэльской диктатуре. При этом в Венесуэле свободно действует множество международных правозащитных организаций, сотрудники некоторых из которых заняты не только защитой прав.

У правительства Венесуэлы и лично у Чавеса есть множество недостатков, просчетов и ошибок, но думаю, это лучшее, что происходило с Венесуэлой в обозримом настоящем и прошлом.

Ответ третий

Дорогая Оля, по поводу Эво будет не два мнения, а одно, потому что оно у нас общее, я с тобой здесь полностью согласен.

Что же касается Уго – здесь несколько моментов. Я не думаю, что главная причина его успехов и поддержки населением – благодаря ценам на нефть, наоборот – нынешние высокие цены на нефть это отчасти заслуга Венесуэлы, занявшей в ОПЕК с приходом к власти Чавеса очень жесткую позицию. Чавес сорвал приватизацию государственной нефтяной кампании Венесуэлы ПДВСА – самого рентабельного государственного предприятия Латинской Америки и направил нефтедоллары на социальные программы.

Насчет инфраструктуры и дорог вовнутрь страны – если посмотреть на карту всех дорог региона – они ведут из глубины континента к портам, отражая логику «развития» здешних стран. «Боливарианский» проект направлен как раз на изменение этой логики – недавно Венесуэла выступила инициатором создания сети континентальных железнодорожных коммуникаций, направленных как раз на развитие «вовнутрь». Есть еще телевизионный канал Telesur (http://www.telesurtv.net), ставший для многих в плане информации и культуры глотком свежего воздуха в пространстве обычно контролировавшемся США и экономическими группами их союзников.

Сравнивать Чавеса с Туркменбаши? Мне кажется это так же притянуто за уши, как бушевские сравнения Саддама с Гитлером… А нынешние проблемы с наукой и технологией – думаю результат кризиса венесуэльского общества… страна на грани гражданской войны и под угрозой иностранного вторжения… под постоянным давлением извне и изнутри… естественно, что есть масса нерешенных проблем и во многих сферах откаты назад.

А испанский (и даже чилийский) посол во время путча не якобы, а вполне реально поддержали путчистов вполне фашистской закваски, действовавших при прямом участии правительства США. Так что по сути Чавес совершенно прав. Что же касается формы и эстетики – несомненно это можно критиковать… но желательно, не забывая о сути и не отвлекаясь на внешние проявления часто чуждой нам экспрессии… Думаю, проблема Чавеса в том, что он часто сам создает себе и даже своим сторонникам (чаще иностранным) ненужные проблемы, вызванные малопродуманными и слишком эмоциональными речами. Но почему мы так привыкли требовать совершенства от одних и совершенно закрываем глаза на другие, куда более серьезные пороки или даже преступления других?

Насчет «представления оппозиции как зажравшихся привилегированных групп» - я бы говорил скорее об оппозиции, отвечающей интересам привилегированных групп и правительства США, потому что о какой-то другой независимой и конструктивной оппозиции в Венесуэле мне ничего не известно… на настоящий момент эта оппозиция проявила себя как сила весьма лицемерная, антидемократическая и путчистская.

http://communist.ru/root/archive/world/oleg.yasinsky.3.otveta

Также смотрите:

Уго Чавес » Игнасио Рамоне 

Венесуэла: образование и революция » Андрей Манчук 

Трудный выбор Венесуэльской революции » Борис Кагарлицкий



(Добавить комментарий)


[info]gavrilaf@lj
2007-11-28 07:02 (ссылка)
Супер!

(Ответить)


[info]ex_vl_plotni677@lj
2007-11-28 07:29 (ссылка)
Спасибо огромное.

(Ответить)


[info]dr_klm@lj
2007-11-28 07:53 (ссылка)
Да, Ясинский в предмете очень хорошо разбирается.

К.Л.М.

(Ответить)


[info]kermanich@lj
2007-11-29 08:52 (ссылка)
Оживленная дискуссия по теме идет здесь:

http://community.livejournal.com/venezuela_ru/7053.html

(Ответить)


[info]chapeye@lj
2007-11-29 11:44 (ссылка)
а, це я вже читав.
слухай. а чо б тобі не прибрати рекламу в себе з жеже?
http://www.livejournal.com/manage/account/
ось тут можна перейти з "розширеного" рахунку на "базовий".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kermanich@lj
2007-11-29 11:51 (ссылка)
Точно. Мені й Шарп про це постійно говорить. От закінчу робочий день, та й приберу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kelavrik_0@lj
2008-09-26 08:36 (ссылка)
Спасибо, хорошая статья. Жаль только, что ссылки внизу не открываются:
http://communist.ru/root/archive/world/oleg.yasinsky.3.otveta
http://communist.ru/root/archive/world/ramonet.chavez
http://communist.ru/root/archive/discussion/venezuela.education.revolution
http://communist.ru/root/archive/world/bk.bolivarian

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kermanich@lj
2008-09-26 08:41 (ссылка)
Скоро заработают.

(Ответить) (Уровень выше)