Неоколхоз
Брат на брата, или украинская классикаУкраинскую литературу надо изучать не в школьных классах, где полунищие учителя бубнят банальности не слушающим их подросткам, пропахшим ядреным ганджубасом. Современность – самая лучшая классика. Достаточно выехать на каких-нибудь пятьдесят километров от Киева, и вы можете воочию лицезреть здесь героев Нечуя-Левицкого, Кобылянской, Стефаника, Панаса Мирного, Владимира Винниченко, Демьяна Бедного и Джона Стейнбека, открыв для себя Украину, о которой ни черта не известно труженикам офисной нивы и субтильным поклонникам сучукрлита.
Пригородное село Андреевка живо воссоздает мир и атмосферу «Кайдашевой семьи». Заросшая бурьяном земля остро пахнет здесь стодолларовыми банкнотами. Мы входим в мастерскую сельского столяра Ивана Симороза, руководителя местной ячейки Конгресса украинских националистов, и, по совместительству, – председателя недавно возрожденного колхоза имени Ленина. Стоя у камина, под красно-черным флагом, он с гордостью показывает нам “Акт на вечное пользование землей колхозами”, который вручили еще в пятьдесят первом году здешним артелям имени Молотова и Сталина. На титульном листе документа красуется старый советский герб, еще с Карело-Финской ССР. А его текст гласит, что земля передана артельцам «в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно», – по всему СССР, включая «станицы, аулы и кишлаки».
Архивная экзотика для киевских приезжих – но надо видеть, как бережно переворачивают крестьяне страницы этой старинной дарственной. Еще в 2002 году они начали борьбу за восстановление колхоза, распущенного «сверху» – решением Макаровской райадминистрации. Тогда, при распределении колхозных паев, чиновники обманули каждого крестьянина на полгектара земли – а сельские учителя-пенсионеры не получили ее и вовсе. Уставной фонд бывшего КСП, изначально оцененный в восемь миллионов гривен, в итоге уменьшился в двадцать раз. Причем, в числе участников земельного дерибана оказался и родной брат Ивана Симороза – еще один привет сюжетам украинской литературы.
Местные власти годами запрещали мятежный колхоз решениями подконтрольного им районного судьи. И только в самом конце прошлого года, после решения Апелляционного суда, его члены наконец получили на руки круглую печать и штамп нового сельскохозяйственного предприятия.
Помимо «националиста» в возрождении колхоза активно участвовал лидер местного отделения Компартии Украины. Между его отцами-основателями нет особых идейных противоречий. Местные активисты из антагонистичных КУН и КПУ попросту являются наиболее активными в социальном и политическом плане сельчанами, каждый из которых, волею обстоятельств, нашел собственную дорогу в борьбе за крестьянскую «справедливость». Эти люди не имеют ничего общего с профессиональными политиканами вроде Ивченко (который прекрасно находил общий классовый язык с кремлевскими газовиками) или Симоненко (который отлично умеет дружить с «националистическим» аграрным бароном Мельником). Они сходятся между собой в том, что в Украине нельзя продавать землю – а уже отобранные участки необходимо любой ценой вернуть в коллективную собственность жителей Андреевки. Ради этого люди и восстанавливали КСП.
Терять им, в сущности, нечего. Районные чинуши уже выкидывают на улицу бывших колхозных работников, приватизировав за их спиной их полученные по ордеру КСП дома – причем, входные двери лично взломал местный участковый. Рыдающая женщина, мать двух детей, рассказывала нам, что ей пришлось жаловаться на этого стража порядка в районную милицию. Хотя с таким же успехом она могла сказать о своей беде лично в честные глаза ее верховного шефа, Юры Луценко.
Этот восстановленный колхоз может показаться кому-то нонсенсом – вроде «Тахтауловской республики» на Полтавщине, недавно объявившей свою независимость от Украины. Однако на деле в Андреевке, равно как и в других точках нашей периферии, сплошь пораженной рыночной Руиной, проявляют себя новые зачатки коллективной народной борьбы. В свое время она еще обернется новой Колиевщиной и Махновщиной, помноженной на современное автоматическое оружие. Гроздья гнева дадут сок, и тогда кто-то громко закричит о «мужицком терроре». Хотя, на деле, кричать надо сейчас – глядя на чахнущее пригородное село, где зияют пустыми окнами полуразвалившиеся фермы, где дорезают на дрова и на мебель остатки лесов, а киевские нувориши оборудуют на скупленных колхозных полях гигантский гольф-клуб, охраняя его собаками от местных, выросших на этой земле людей.
Было бы нечестным требовать от них потом человечности и пощады.
Андрей Манчук
фото Анатолия Бойко
http://infoporn.org.ua/2008/02/15/brat-na-brata-ili-ukrainskaya-klassika/#comment-440