Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kirulya ([info]kirulya)
@ 2009-08-04 19:06:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ехали медведи на велосипеде... - расистская зарисовка
И не медведи, и не на велосипеде, а в моей машине ехали три пассажира: гей, эфиопка и русский. Звучит, как начало анекдота.
Ронька, как всегда, что-то рассказывал, и вдруг произнес слово "куши" - это на иврите негр. Эфиопка возмущенно сказала:
- Не произноси это слово! Тот, кто так нас называет - расист!
- Ну почему? - удивился Ронька. - Это же нормальное слово. А как вас называть?
- И в Ветхом Завете упоминается страна Куш, где правила царица Савская, - сказала я.
- Нет, - упорствовала эфиопка, - смысл слова "куши" - это "раб". Я не хочу, чтобы так называли. Говори "шхорим" - черные.
- Какие же вы черные? - возразила я. - Вы - коричневые. Это конголезцы черные. И нигерийцы. Кстати, сказать в Америке "ниггер" - это стать расистом, а негр по-русски - нормально.
- Ниггер - это выходец из Нигерии, - сказал русский охранник.
- А ты вообще русский, - сказала я. - Никакой ты не еврей, а гой!
- Не гой, а "хазир", то есть свинья - поправил он. - Мы же свинину едим.
- Нет, я против! - не успокаивался Ронька. - Что плохого в слове "куши"? Что я такого сказал? Теперь эфиопа надо называть "выходец из Эфиопии и Эритреи", русского - "выходец из бывшего СССР-СНГ", а евреев - "сыны Авраама, Ицхака и Якова"? Что за глупости!
- А ты - гомосексуалист! - сказала я.
- Ну и что? Ты что, не знала?
- Знала, но мне сказали, что гомосексуалистов надо называть геями, иначе они обижаются. Как евреи на жидов.
- А что такое жид? - спросили меня гей и эфиопка. Мой любимый вопрос в Израиле.
- Это еврей для антисемита.
- Ребята, давайте жить дружно! - подытожил охранник.
Так мы и не пришли к определенному выводу.

А мне бы хотелось ответа на вопрос: как избежать неловкости, когда говоришь, не желая обидеть, а человек отвечает тебе, что это слово не толерантное, обижает его нацию, расу и сексуальные предпочтения?


(Добавить комментарий)


[info]lublue@lj
2009-08-04 13:11 (ссылка)
Говорить осторожно: "этот... из ваших...". %))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

(подозрительно)
[info]kirulya@lj
2009-08-04 13:41 (ссылка)
Из каких это "наших"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Из каких это "наших"?
[info]lublue@lj
2009-08-04 13:54 (ссылка)
Во-от, пока тебе задают вопросы, ты прикидываешь, что хотела сказать и, таким образом, выигрываешь время и подбираешь термины - обидные, нейтральные или просто приемлемые для собеседника. В зависимости от цели разговора.

Однажды этим способом меня поддел С., когда говорил о ЛГБТ-общине (куда я пару раз ходила на тусовки, и вообще, "несколько моих друзей", ну, и всё такое).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yankel@lj
2009-08-04 13:12 (ссылка)
ИМХО, стоит ориентироваться на то, что принято в данном обществе.
Слово жид в польском, жид в русскком языке 18 века, и жид сегодня - воспринимаются совершенно по разному.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 13:41 (ссылка)
У нас настолько неоднородное общество, что иди знай, что тут принято.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foundy@lj
2009-08-04 16:27 (ссылка)
а можно подробнее что означало слово "жид" в польском и русском в 18 веке?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yankel@lj
2009-08-04 16:28 (ссылка)
Просто еврей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stumari@lj
2009-08-04 17:04 (ссылка)
а я кстати, видел людей, на полном серьезе говоривших, что "нет, жид - это всегда некрасиво и любой человек, в любое время, на любом языке так говоривший, является антисемитом", дальше у меня следует логический вывод, что если другого слова в польском нет, то все поляки получаются антисемитами,
и да, такой человек был с этим выводом вполне согласен

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yankel@lj
2009-08-04 17:06 (ссылка)
Ну что можно поделать?:) Каждый развлекается по своему. Кто то всемирный антиеврейский заговор ищет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stumari@lj
2009-08-04 17:07 (ссылка)
во-во, а кто-то - антинегритянский :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yankel@lj
2009-08-04 17:08 (ссылка)
угу

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foundy@lj
2009-08-05 08:43 (ссылка)
просто в моем советском детстве словом "жид" называли жадин, крайнюю степень жадности, к национальностям не имело отношения..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yankel@lj
2009-08-05 08:51 (ссылка)
Это, кстати, тоже.
Но, в основном, детишки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arno1251@lj
2009-08-04 13:18 (ссылка)
На этот вопрос очень сложно дать типовой ответ, поскольку граница между обычной национально-расовой ипохондрией и паранойей весьма зыбка. Что для одного нормально (посмеялись и забыли), то для другого может быть абсолютным шоком и смертельным оскорблением.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 13:42 (ссылка)
То есть надо сначала спросить человека не параноик ли он?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arno1251@lj
2009-08-04 15:42 (ссылка)
М-да, действительно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alien2004@lj
2009-08-04 13:58 (ссылка)
Называть человека так как он хочет :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 14:37 (ссылка)
То есть предварительно спрашивать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alien2004@lj
2009-08-04 15:12 (ссылка)
Нет. Если человек сам поправил, как в случае с эфиопкой. Ну хочется ей что бы называли "шхорим", так ее и называть...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]galyad@lj
2009-08-05 01:35 (ссылка)
Согласна
Главное, не растраиваться.
НЕльзя обидеть человека по незнанию
А если он обижается, даже после того, как ему говорят: извините, не знал,
то это уже его медицинские проблемы
ИМХО
Я тут случайно оговорилась и назвала хостель - хосписом
Человек обиделся и взвился: никогда так не говори!!!!
Я виновата? Да ни капли Обычная оговорка
"НЕ сифилитик, а филателист"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tat_oshka@lj
2009-08-04 14:24 (ссылка)
не по теме. По-чешски еврей - "жид". Я ко многому тут привыкла, даже смирилась, что метро-пальто склоняются, но до чего каждый раз мне ухо режет, когда говорят вон то слово из трех букв, брр

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 14:27 (ссылка)
Да, я тоже про поляков им рассказала в этом аспекте.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cold_starlight@lj
2009-08-04 21:19 (ссылка)
по-польски и по-белорусски тоже. по-польски "Государственный еврейский театр" - Państwowy Teatr Żydowski. в украинском слово "жид" тоже было абсолютно нормальным вплоть до начала 20 века, но стало табуированным под влиянием русского языка.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]spamsink@lj
2009-08-04 14:32 (ссылка)
Есть ли на иврите аналог поговорки "на обиженных воду возят"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 14:59 (ссылка)
Не знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]varana@lj
2009-08-04 14:42 (ссылка)
Моя тетя очень удивилась, когда ей сказали, что "гой" - обидное слово.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 14:58 (ссылка)
Гой - обидно в русском контексте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cold_starlight@lj
2009-08-04 21:16 (ссылка)
я гой, мне не обидно :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cold_starlight@lj
2009-08-09 01:09 (ссылка)
кста, меня бывший бойфренд всё время гоем называл. особенно когда я что-то необычное хотел сделать, он говорил "как говорила моя бабушка - пусть гоимы экспериментируют" :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-09 02:05 (ссылка)
Он бабушке об Эйнштейне не рассказывал? Вроде бы не гой, а какие эксперименты ставил.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]miremis@lj
2009-08-04 15:00 (ссылка)
Нууу... я думаю, у нормального человека есть понятие о неких обидных этнических эпитетах, которые он употреблять не будет. Если обычное по его мнению слово окажется обидным, вполне можно извиниться, сославшись на незнание и общепринятость в своей среде. Я думаю, другой нормальный человек вряд ли затаит обиду на непреднамеренную обиду, а с ненормальныфх и спроса нету. Проще с такими в дальнейшем не общаться без надобности.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 15:01 (ссылка)
Это сотрудница на работе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vic_nikob@lj
2009-08-04 15:07 (ссылка)
cказать:"не бери в голову" и продолжить..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 15:11 (ссылка)
Я видела, как она всполошилась - и Ронька стал допытываться, почему.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anna_paulsen@lj
2009-08-04 15:31 (ссылка)
мне видится самым вежливым сказать "извините, я не знала" и в присутствии этого человека просто больше не употреблять, если конечно вам не все равно, что подумает или как среагирует этот человек.
я забывчива, и если мне случается снова сказать слово, неприятное другому человеку. я говорю "извините, я забыла". на моем опыте случалось, что человек со временем привыкал и к моей забывчивости, и к манере говорить, и вскоре сам переставал париться.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 15:33 (ссылка)
Да, правильно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aleksej@lj
2009-08-04 15:46 (ссылка)
<- А что такое жид? - спросили меня гей и эфиопка. Мой любимый вопрос в Израиле.>


А разве нельзя перевести слово "жид" как "иегудон"?

Нашёл, например, следующее:

"Читая на http://opennet.ru/openforum/vsluhforumID3/45147.html обсуждение этого
события, нашёл слово, ранее мною не виданное ── 'иегудон'. Оказалось, это слово
на иврите, примерно означающее жида."

http://fghi.pp.ru/?area://RU.BLOG.MITHGOL?msgid=2:5063/88+4922af22

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 15:50 (ссылка)
Не знаю, мне не встречалось это слово. Но суффикс "он" - уменьшительный в иврите. То есть "жиденок".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleksej@lj
2009-08-04 16:18 (ссылка)
Понял, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stumari@lj
2009-08-04 16:28 (ссылка)
кстати, а употребляется ли в иврите (или употреблялось в прошлом) слово "куши" в смысле "раб"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-04 16:31 (ссылка)
Раб - эвед. Откуда она это взяла - не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stumari@lj
2009-08-04 16:47 (ссылка)
значит, очередной маразм поликорректности :(
скорее всего, по такой цепочке (отдельные звенья я видел, что-то додумал):

1. В Америке есть расизм
2. Расизм - это когда негров вешают
3. Проличные люди с расизмом борются
1+2+3 -> Приличные люди в Америке борются вместе с черными против белых-расистов
Для Израиля: Приличные "белые" евреи должны найти случаи дикриминации в Израиле "черных" (эфиопских евреев), и с этим бороться
(как будто у нас проблем с арабами мало)

1. Белые расисты обзывают негров словом "ниггер"
2. Также их называли, когда они были рабами
3. Приличный человек так не говорит, он говорит "афро-американец"
Следствие для русского языка - слoво "негр" вдруг оказывается неприличным, а надо говорить или "черный" или афро-американец,
даже хотя в России ничего plohogo про негров не говорилось, никогда они рабами не были, а "черный" - это нехорошее название кавказцев и срeднеазиатов,
с "афро-***" вообще не понятно, как говорить, "афро-россиянин"? А в Конго, "афро-африканец"?
Следствие для Израиля - слово "куши" некими полит-корреkторами отождествлено с американским "ниггер", который в свою очередь с рабами (там же в Америке, не "овадим хайину бе-Мицраим"),
т.е. "куши" = "раб", поэтому его использовать нельзя, а надо говорить "шхорим"

Вот, наверное, примерно такой бред :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Я не политкорректно
[info]kirulya@lj
2009-08-04 16:52 (ссылка)
Да ну их в жопу!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я не политкорректно
[info]stumari@lj
2009-08-04 17:00 (ссылка)
именно, просто мне интересно было, откуда у этого ноги растут, видимо, из такой вот жопы :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]victor_i_ya@lj
2009-08-04 18:14 (ссылка)
ох, как избежать не знаю. но однажды была близка к тому, чтобы совсем опозориться. играли с товарищем в настольную игру и он, собака такая, выигрывал без зазрения совести, хотя я в нее с детства дуюсь, а он в первый раз, только правила выучил. в какой-то момент от большого запала чувств (увы и ах, я очень азартна, поэтому и в казино никогда не ходила, настольные игры - мой моральный предел) я выпаливаю:
- пидарас! (ну совсем был запал чувств, а товарищ старинный, близкий, необидчивый)
в ответ он улыбнулся и довольно ответил:
- да, я такой! (и сожрал еще одну фишку)
почему совсем опозориться? а потому что парень действительно гей. благословенно будет чувство юмора

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-05 00:55 (ссылка)
Ну разве что.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cold_starlight@lj
2009-08-04 21:14 (ссылка)
сейчас предпочтительнее словоформа "гомосексуал", вместо "гомосексуалиста", но я не думаю, что "гомосексуалист" является хоть как-то обидным. в русском языке есть гораздо более обидные слова для геев. просто "гомосексуал(ист)" звучит как-то официозно и по-научному. мне всегда хочется смеяться, когда я это слово слышу, особенно по-английски. у меня недавно одна девочка по-телефону спросила "you are homosexual, right?". я смеялся :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-05 00:56 (ссылка)
Я бы тоже так спросила, ибо с гомофобией, к счастью, как и с антисемитизмом, встречалась только в печати.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cold_starlight@lj
2009-08-04 21:21 (ссылка)
кстати, в США русскоязычные иммигранты после пары лет жизни в стране начинают говорить по-русски "чёрный", просто потому что "негр" похоже по звучанию на "ниггер", могут неправильно понять.

(Ответить)


[info]galyad@lj
2009-08-05 01:53 (ссылка)
Подумала и поняла Я инстинктивно не затрагиваю в разговоре принадлежность человека
другой расе или национальности Почему, не знаю
Но это так. Боюсь задеть, наверно. Хотя в нормальном обществе, это не должно быть так
Но я выросла в ненормальном
Да и есть ли оно, нормальное.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]silverlove17@lj
2009-08-05 03:37 (ссылка)
"Почему, не знаю"

Просто Вы интуитивно следуете давно известному золотому правилу воспитанного человека - в беседе с малознакомыми людьми ни в коем случае не затрагивать темы:
- национальности;
- вероисповедания;
- политических предпочтений,
ибо это чревато такими вот неловкостями.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silverlove17@lj
2009-08-05 03:36 (ссылка)
По-моему, неловкости в такой ситуации - Увы! - не избежать. Если человек по-незнанию ляпнул, то это просто недоразумение, нормальные люди всё спокойненько выясняют и даже смеются - лучший способ снять напряжение.
Намного хуже, когда кто-то начинает осознанно говорить гадости о твоей национальности/ориентации/вере и проч., не предполагая, что и к тебе - его нынешнему собеседнику - это имеет какое-то отношение. Я не раз попадала в такую ситуацию и каждый раз мучилась выбором: "дать по губам", или не портить вечер, просто сменив тему, и сделать вид, что "соус не пролит"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-05 10:43 (ссылка)
Я всегда говорю в таких случаях, что я еврейка, или муж у меня гузин.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pticeryba@lj
2009-08-05 04:18 (ссылка)
Любую миноритетную группу надо называть так как они этого хотят - все просто.
И как правило в каждой стране это общепринятая норма, которую человек если он как минимум газеты читает, быстро усваивает.
А если получился ляп и человек просит так его не называть - то просто извиниться и инцидент исчерпан.
В то же время внутри самой группы люди могут называть друг друга совсем по-другому, и теми названиями, которые вне этой группы неприемлемы.

Общечеловеческая этика, ничего сложного.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-05 10:43 (ссылка)
Правильно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]julesgp76@lj
2009-08-05 10:28 (ссылка)
Ха, классная тема!!! В Америке "черного" человека культурно можно назвать "African American". Я однажды в разговоре с "черной" девушкой так и сказа, а она мне сделал замечание что я уж слишком политкоректна и что ей не мешает если я буду говорить "black person" (черний человек) при ней. Я возразила и сказала что черных людей видела только в цирке и ето были клоуны, но она меня явно не поняла, и меня ето не удивило.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2009-08-05 10:41 (ссылка)
Я тоже не поняла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]julesgp76@lj
2009-08-05 10:48 (ссылка)
Ну ето из той серии что "черных" людей не бывает.

(Ответить) (Уровень выше)