еще про псевдопрофессии
В Финляндии очень любят учиться.
В стране - кроме обычной схемы "школа-технический вуз-университет", существует еще разветвленная сеть всякого рода вечернего обучения - вечерние лицеи или народные школы, например. Это наследие, кстати, времен расцвета скандинавской социал демократии, когда в таких школах - расположенных в т.н. Народных домах - учили рабочих не просто грамоте, но и всякого рода серьезным дисциплинам - политэкономии, например. Сейчас это уже деполитизированные заведения, где взрослые - в том числе и пенсионеры (а в Финляндии живут долго) учат русский или китайский, рисовать иконы или пользоваться Фотошопом.
Работающие финны все время, вне зависимости от профессии, проходят курсы повышения квалификации, обновления умений, осваивания новых приемов и методик.
Обучение происходит и на рабочих местах.
В любой фирме, где работают больше трех человек, периодически устраивают какие-то образовательные дни, работников посылают иногда очень далеко на какие-то семинары.
В больших фирмах/оргнизациях/магазинах это поставлено еще на более широкую ногу.
Среди всего этого вполне неплохого по замыслу процесса есть и элементы маразма (явно слизанного у стапрших братьев из-за океана). Это такие, как я их называю, лекторы-коммивояжеры.
Этим занимаются специально обученные люди. Чаще всего это дяденьки, реже тетеньки. Они приезжают на дорогих машинах, приходят в аудиторию с дипломатом, набитом всякими бумажками и прозрачными пленами со всякими графиками для устройства, название которого я позабыл или никогда не знал:

Ну и ноут-бук, конечно, с красивыми презентациями, сделанными в Power Point - которые с помощью этого устройства тоже можно показывать на экране.
.
И вот с помощью всех этих прибамбасов час или два или три они читают лекции о маркетинге, оптимальной бизнес-стратегии, создании тим-спирит и прочей лабуде. Их речь набита англицизмами, всякие там tacit knowledge, explicit knowledge, "загадочный клиент", пирамида Маслоу...
Народ подремывает, но делает вид, что вникает.
Лектор получает за это хорошие деньги - отнюдь не 20 евров в час, как рабочий в мастерской - что и позволяет этим дяденькам (реже - тетенькам) весьма кучеряво жить.
Мне нескоько раз приходилось подрабатывать у таких ребят переводчиком - когда аудитория была или местные русские, или приезжие на какие-то семинары народ из России, и я этого дела в свое время насмотрелся.
Реальный случай, который произошел несколько лет назад. Один из таких разъездных лекторов - всё при нем, костюм, галстук (по-фински "краватти" - ударение на первый слог), дипломы там всяких MBA, дорогая машина - как-то решил: а зачем, мне, собственно, напрягаться, куда-то тащиться, мучать людей всякой ерундой. И стал счета за лекции рассылать во всякие разные фирмы, где своих лекций про стратегии и тактики достижения успеха и прочего отродясь не читал. Рассуждение его было простое - как я уже сказал, чем больше фирма, тем больше такого рода обучения она своему персоналу устраивает, и бухгалтерия разбираться в многочисленных счетах на оплату приглашенных лекторов не будет. А если будет - всегда можно сказать: "Ой, извините, перепутал "Порккана рюхмя ОЮ" с "Порккана рюхмя КЮ".
Так оно и оказалось - фактически лишь на один счет из десяти приходился недоуменный звонок от какого-нибудь служащего из бухгалетрии. И недоразумение улаживалось за пару минут с обоюдными смехуйочками при прощании.
Так этот финик жил несколько лет - при этом некоторые фирмы он уже окучивал по третьему разу.
Жил бы, может, и до сих пор - но парню это все надоело, и в один прекрасный день он все это бросил, уехал куда-то в Африку работать в какой-то программе ООН по спасению негров от самих себя, а про свой "бизнес" рассказал в письме в какую-то большую финскую газету.
Особого шума и не было. Даже, как я понял, никто в суд на него не подал - отнеслись как к курьезу.
А я лишний раз убедился, что все эти МБА, управления менеджментом и маркетинги - сплошная и неприукрашенная туфта. Современная лысенковщина (хотя, говорят, от Трофим Денисовича какая-то польза была все-таки). А от этих - никакой.
Псевдожизнь. Капитализм