Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kommari ([info]kommari)
@ 2008-03-27 10:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
интересный факт советской военной истории
 Как танкисты-дзержинцы до Индии дошли...

осюда: http://d-pankratov.livejournal.com/356578.html?#cutid2

Николай СЫСОЕВ

В июле 1937 года командир Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф. Дзержинского войск НКВД комбриг П. Торощин получил «сверху» конфиденциальное указание: с соблюдением строжайшей секретности подготовить танковое подразделение для участия в «длительных учениях в условиях горного лагеря». Место и время проведения «маневров» не оглашалось. Даже в Главном управлении пограничных и внутренних войск НКВД об истинной задаче танкистов-дзержинцев знали немногие.
Для укомплектования особого подразделения отобрали лучших командиров и красноармейцев, не только отличников боевой и политической подготовки, умелых специалистов своего дела, но, как подчеркивалось в распоряжении, «преданных делу Ленина-Сталина», то есть политически благонадежных во всех отношениях.
Формирование отдельной сводной танковой роты проходило в сжатые сроки. Ее боевой состав, даже по нынешним меркам, оказался довольно внушительным: три взвода по пять легких скоростных танков БТ-7А плюс танк этой же серии для командира роты, а также взвод разведки - это еще пять плавающих танков Т-38. Всего 21 танк - весьма мощный бронированный кулак, способный нанести сокрушительный удар не только по условному, но и фактически по настоящему противнику.
Кроме того, в состав роты были включены передвижная ремонтная мастерская, автомобильная радиостанция с экипажем и саперный взвод. Ко всему прочему танкистам придавалось необходимое количество грузового автотранспорта - для перевозки личного состава, имущества, продуктов питания, горюче-смазочных материалов и боезапаса.
1 сентября 1937-го года танковая рота погрузилась в железнодорожный эшелон на станции Реутово и с соблюдением повышенной конспирации убыла, что называется, «в неизвестном направлении». В одном из приказов по поводу скрупулезного сохранения конфиденциальности особо подчеркивалось, что «погрузка частей, перевозка по железной дороге должны производиться с соблюдением строжайшей секретности», а личный состав предупреждался о том, что в письмах на родину они не должны указывать «действия своих частей и подразделений, а также наименования местных населенных пунктов...».
Спустя несколько дней железнодорожный эшелон оказался в Киргизии на станции Кант. Танкистам сообщили, что они поступают в распоряжение полковника Н. Норейко, который возглавлял одну из двух особых групп войск - Нарынскую (название от места сосредоточения войск - города в Киргизии), которая, как оказалось, уже перешла границу с Китаем и находилась в Синьцзяне. Позже участникам «учений» было объявлено, что они призваны «оказать интернациональную помощь компартии Китая в провинции Синьцзян».
В 1927 году национальная революция в Китае завершилась поражением революционных сил. Власть перешла к Гоминьдану - буржуазно-националистической партии во главе с Чан Кайши. Китайские коммунисты, которым Советский Союз по линии Коминтерна помогал в их революционной борьбе, вынуждены были уйти в глухие районы страны на так называемые «революционные опорные базы».
В 1933 году власть в Синьцзяне, пользуясь слабым контролем центрального гоминьдановского правительства Китая, захватил начальник штаба местного военного округа генерал Шэн Шицай. Но мятежный генерал, объявивший себя «дубанем» (правителем) огромной территории, не сумел справиться с мусульманскими повстанцами и тоже стал ориентироваться на «северного соседа».
В 1936 году вспыхнуло очередное восстание против «дубаня» и Шэн Шицай запросил помощи у Советского правительства. Отказа, разумеется, не последовало – создание еще одного марионеточного прояпонского государства по-типу «Маньчжоу-Го» у южных границ СССР никак нельзя было допустить. К тому же повстанцы перерезали дорогу Хорог - Урумчи - Хами - Ланьчжоу, по которой шли военные поставки как китайским коммунистам, так и Гоминьдану.
Перед выступлением в дальний и трудный поход через Памир танкистов переодели в «обмундирование особого заказа», которое более походило на одежду местного населения, проживавшего по обе стороны границы, - одинакового покроя халаты и шапки характерной для этой местности формы. Так была одета и армия «дубаня», и военные формирования повстанцев. Брать с собой в поход какое-либо снаряжение с советской символикой категорически запрещалось.
После переодевания личного состава командир роты капитан Хорьков получил задачу: совершить марш по маршруту Кант - Рыбачье - Нарын. Далее по высокогорному Туругартскому перевалу пересечь границу с Китаем и выйти на сопредельную территорию - в провинцию Синьцзян.
Спустившись с гор, танки сразу же включились в боевые действия. Они поддерживали конную группу полковника Норейко. Благо тактико-технические данные именно этих боевых машин как нельзя лучше подходили для сопровождения кавалерии. Танк БТ-7А - «быстроходный артиллерийский танк» - колесно-гусеничный, со скоростью движения на гусеничном ходу свыше 50 километров в час, на колесном - около 70-ти. Там, где позволяли условия, была твердая почва, траки снимались и боевые машины на колесах-дисках мчались вперед с огромной скоростью, повергая в дикий ужас повстанцев и местное население. Вооружение - короткоствольные 76-мм пушки и пулеметы - почти что не применялось, так как сам вид стремительно мчащихся в клубах пыли «дьявольских железных колесниц» приводил противника в состояние ступора и действовал деморализующе.
Повстанцы в открытый бой с русскими не вступали. Сопротивление пытались оказывать только в укрепленных населенных пунктах, которые называли крепостями. Но для танков они не являлись серьезным препятствием. Стальные машины легко пробивали деревянные ворота и рушили глинобитные стены. Противник, вооруженный допотопными винтовками, какого-либо серьезного сопротивления не оказывал. Завидев, как танки легко врывались в их так называемые крепости, бросали оружие и, закрывая руками голову, с воплями «Шайтан-арба!» падали на землю. Оставалось только без единого выстрела брать повстанцев в плен.
Однако через какое-то время беспрерывные марши и всепроникающая пустынная пыль стали сказываться на техническом состоянии машин. Но на выручку пришла солдатская смекалка. Было решено двигаться вперед по чужой территории бросками - от рубежа к рубежу. Пока одну часть танков ремонтировали, другая - вела боевые действия, освобождая населенные пункты. Затем подтягивались приведенные в боевое состояние танки, а у вышедших из строя меняли траки, очищали от пыли и грязи моторы. Затем все повторялось сначала.
Вспоминая поход в Синьцзян, один из участников той экспедиции подчеркивал, что «финалом оперативно-боевой деятельности конной группы и входившей в ее состав танковой роты было пленение крупной группировки противника у границы с Индией и захватом большого каравана с награбленным имуществом (до 25 тысяч верблюдов и ишаков)». Среди трофеев находилось огромное количество ценностей - драгоценных камней, золотых и серебряных изделий. Все это было переправлено в СССР на специально прилетевших с этой целью самолетах. Посадочные площадки для них спешно готовились танкистами-дзержинцами - укатывали грунт траками танков и одновременно обеспечивали безопасность при погрузке и отправке самолетов.
О других итогах говорилось в сообщении начальника Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД комдива Н. Кручинкина: на январь 1938 года в Синьцзяне было ликвидировано около сотни японских, боле трехсот английских и даже несколько шведских агентов. После этого советские войска частично были выведены из мятежной китайской провинции...
Возвращение отважных танкистов на родину оказалось не менее сложным, чем сам поход в Синьцзян. Спустя несколько месяцев, 19 октября 1938 года, вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении участников легендарной операции. В нем не было ни слова об истинных мотивах награждения. Его текст был нейтральным и звучал так: «За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи и достижения в боевой, политической и технической подготовке соединений и частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии и войск НКВД».
Указ был опубликован в газете «Правда», и у читателей создавалась полная иллюзия, что действительно проходили какие-то учения, а не военный рейд на территорию сопредельного государства для оказания помощи тамошним властям и упрочения советского влияния в регионе.

© материалы с официального сайта внутренних войск России


(Добавить комментарий)


[info]dmitry_maximov@lj
2008-03-27 06:11 (ссылка)
Ну дык... ;-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]baby_alone@lj
2008-03-27 06:33 (ссылка)
А кто бы сомневался...
Броня крепка и танки наши быстры...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yabahaag@lj
2008-03-27 06:58 (ссылка)
Китай довольно быстро забыл, о дружбе народов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]babs71@lj
2008-03-27 07:12 (ссылка)
А при чем здесь Китай? В те времена Синцзян был от Китая фактически независимым (его правитель даже в ВКП(б) вступил).
Там вообще история хитрая. Достаточно сказать, что в войсках Синцзяна служило много бывших белогвардейцев, и наши контингенты тоже конспирировали "под белых", так что в документах можно встретить замечательные перлы вроде "Господин поручик плохо провел политзанятие". ;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gur64@lj
2008-03-27 08:35 (ссылка)
По этому поводу можно рекомендовать:
а) Статью Аптекаря про "Желтороссию" (была на Генштабе)
б) Обухов "Схватка шести империй: битва за Синцзян"("Вече" Военные тайны ХХ века)
Период феерический, читается как боевик.
Упомянутый Вами визит Красной Армии был не первым и не последним:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gur64@lj
2008-03-27 14:47 (ссылка)
кстати, цитированный отрывок взят как раз из Обухова

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deadmanru@lj
2008-03-27 10:26 (ссылка)
Вот интерестно, как там танки то месяцами работали то? У наших танков в то время, моторесурс двигателя был менее 100 часов. Техподдержки и тыловых частей не было, запчастей тоже. Мне кажется это всё ложь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]stepanov_karel@lj
2008-03-27 12:55 (ссылка)
да, месяцами бэтушки работать не могли. И потом, может я ошибаюсь, но БТ-7а появился позже 37года. и пушка у него была 45-мм. то есть история слегка приукрашена.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gur64@lj
2008-03-27 14:46 (ссылка)
1. Танк БТ-7 начат выпуском в 1934г
2. Танк БТ-7А - мелкосерийная модификация танка БТ-7, вооруженная короткоствольной 76 мм пушкой КТ. Сборка серии начата в начале 1936, последний танк серии сдан заказчику 31 августа 1937 г. см. М. Свирин "История советского танка" т.1

Судя по всему, их в Синцзян направили для так сказать войсковых испытаний.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gur64@lj
2008-03-27 14:56 (ссылка)
Согласно тексту, роте была придана передвижная ремонтная мастерская.
"Однак вскоре беспрерывные марши и всепроникающий песок стали сказываться на техническом состоянии машин. Двигаться вперед решили бросками - от рубежа к рубежу. Пока механики часть танков ремонтировали, другая вела боевые действия.Затем подтягивались приведенные в боевое состояние танки, а у вышедших из строя меняли гусеницы, очищали от пыли и грязи двигатели. Затем все повторялось"
В.Г. Обухов Схватка шести империй: битва за Синцзян.
Пост - это отрывок из этой же книги.
А вообще помимо танковой роты в операции участвовали следующие соединения (в составе двух группировок - Ошской и Нарынской, по месту исходного сосредоточения): 42й горнокавалерийский полк, артбатарея, спецподразделения 19й горнокавалерийской дивизии РККА и 19й кавполк НКВД (Ошская группировка, комбриг Селиванов). 48й горнокавалерийский полк, артбатарея, спецподразделения 21й горнокавалерийской дивизии РККА и 13й мотомеханизированный полк НКВД (куда танковая рота и входила) - Нарынская группировка, полковник Бекжанов.

(Ответить) (Уровень выше)