Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kommari ([info]kommari)
@ 2010-05-22 15:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
читая антисоветчину
Уважаемый товарищ [info]haspar_arnery@lj  (при этом меня еще не расфрендивший, чему я искренне и откровенно рад) навел на замечательную книгу Сергея Палюченкова "Орден меченосцев". Партия и власть после революции. 1917-1929", очень плохой скан которой я откуда-то скачал, и теперь пытаюсь его привести в порядок, одновременно читая. А сейчас погода испортилась, планы пойти позагорать обломились, поэтому можно политпопросвещаться. 

Книга антисоветская, едкая и язвительная, но, как ни странно я получаю от ее чтения огромное удовольствие. Потому что много фактов и потому что автор не дурак и часто или проговаривается или из его книги вырисовывается реальная картина того, что происходило в эти годы в стране и в партии.

Когда К.Каутский в своей известной брошюре ставил вопрос, что будет «на другой день после социальной революции», то он не мог предвидеть, что ответ будет гласить: «На другой день после социальной революции будут межведомственные трения и междуведомственные комиссии».

Ирония не отменяет того, что именно так все и происходило - и будет происходить в следующий раз, когда в какой-то другой стране прогонят буржуев. Потому что на следующий день страной надо управлять - и это не так просто, как считал Ленин накануне Октября (я считаю, что он или недооценил этот фактор, или слишком понадеялся на то, что одновременная победа социалистической революции в Германии позволит уравновесить нашу бардачность и азиатчину). 

Павлюченков же приводит пример, как в 1920 году в отдельных парторганизациях представители "рабочей оппозиции" - самые симпатичные мне из коммунистических оппозиционеров того времени (прежде всего Шляпников и Коллонтай, последнюю, к счастью, миновала злая судьба всех бывших оппозионеров второй половины 30-х и и она сыграла важную роль в прекращении и первой и второй советско-финской войн; впрочем, уральские отморозки Гаврилы Мясникова из "Рабочей правды" тоже по-своему близки моему запролетарскому сердцу)  - приходили к власти на уровне губерний - это еще было во времена до запрещения фракций - и:


...при милоновской группировке «рабочей оппозиции» бюрократизм исполнительных органов стал бюрократизмом в кубе, сверх того проводился форменный террор в отношении инакомыслящих. Пресловутый эксперимент «орабочивания» органов власти в Самаре фактически привел к полному развалу партийной и советской работы. Как открывали для себя и окружающих все оппозиционные Кремлю группировки, власть, борьба за власть, везде, на любом уровне диктовали единые правила игры, превращая самых ревностных демократов в заядлых бюрократов и ревностных гонителей своих оппонентов.


Так что из прочитанного видно - при этом даже с грустью и огорчением, что формирование сталинской модели Соввласти в тех условиях было неизбежным - и партия и страна тонули в полном бардаке - и любая другая ответственная сила у руля страны была бы вынуждена точно так же завинчивать гайки. Ленин многое держал на личном авторитете, после же его смерти удержать власть большевики могли только так. А фамилии имеют мало значения.