1:14a |
время перемен Съездил на историческую родину, там накануне снесли памятник Ленину, всю жизнь стоявший на центральной площади. Потом пару дней там был памятник ногам Ленина, выглядело современно. Затем и ноги прибрали, и теперь возле остатков постамента бесцельно и мучительно мнутся разнокалиберные граждане. Как муравьи, если к ним палку воткнуть.
По следам тамошних разговоров, известное проклятие "что б ты жил во время перемен" предполагает не столько бытовые ужасы, сколько некоторые ментальные ходы, от которых во времена внешней стабильности человек мог бы быть избавлен.
На примере сознания типичного украинца это особенно хорошо видно. Все мы родились в СССР, самой сильной (а значит и прекрасной) стране мира, в ощущениях оно давалось вполне однозначно. Достаточно было просто глобус крутануть. До сих пор помню свою детскую радость "нифига себе как повезло, что я именно здесь родился". А теперь мы хором хотим в НАТО, т.е. совершили предательство, буквально перешли на сторону врага. Причем это стремление (в НАТО) совершенно рациональное, логически безупречное, но вот когда-то было так, а теперь стало так, и это унизительно. "Время перемен". А вот если б СССР не распался, мы бы имели шанс "сохранить верность себе" и этой оскорбительной цепочки ментальных шагов не проделать и не прожить.
Да?
И вот тогда можно было бы без лишних рефлексий истекать патриотическим потом. Да мы, бля, всю европу нагнули, азию, а ща и штаты нагнем. "Не валяй дурака америка, не обидим, кому говорят." "Что хорошо для империи, то хорошо и для меня."
Но не случилось, и сейчас потеть от патриотизма значительно сложнее, технически. Сейчас для этого нужно "выстроить множество разбросанных по душе замочных скважин в одну линию", как сказал поет.
В той ситуации только самые интеллигентные обнаружили бы инстинкт попирать ногами собственное государство, остальные бы восторженно жрали империю. А массам украинцев практически даром упала возможность критичной точки зрения и на государство, и на саму власть. (У русских, вообще говоря, такая возможность тоже есть, и тоже дармовая, но они не вольны ею воспользоваться, в силу известных подробностей своей природы.) В украинских КВН-ах про политиков шутят так, что не понимаешь, как те своим близким в глаза смотрят. Причем без разбору, и про тех, и про этих, и про вот этих. Благодаря "времени перемен", украинцы принудительно проживают немыслимые "университеты". Стране семнадцать лет всего, между прочим, пива еще нельзя. Продержаться бы еще лет столько же, и от одних КВН-ов получится нормальный европейский парламент с депутатами, которые на работу на метро ездят.
А так, жить во время перемен -- это императив, никакой иной жизни нет. (Что бы там не табуировали плосколицые "тоже люди".) |