чистый свет Опять интересно про этику.
Этика, это ведь не набор правил, который в голове, это система наработанных условных рефлексов.
Читаю сейчас старшему "Мародера", в рамках сверхзадачи привития любви к чтению. Главное, о чем книжка -- это не об оружии и тушенке, книжка об этике как инструменте выживания. Выживают те, кто переключился в режим "своих не бывает" уверенно искреннее других. Ахмет выглядит жутко умным, меж тем решающую роль играет не ум.
Ср. в "Псоглавцах": "Он ничего не продумывал. Он так живёт. Это не индивидуальный разум, а система отношений, которая <..> абсолютно органична. Разве мастер айкидо продумывает в бою каждое движение своего тела? Нет. Он рефлекторно действует в системе освоенной кинетики"
Это не индивидуальный разум, а система отношений. "Двухпалатный ум",
не поленюсь опять.Или вот "воровская этика". Это тоже не хорошо и не плохо, просто такая "выигрышная стратегия" из теории игр. "Вор" это вполне успешная стратегия паразитирования, очень герметичная. Стратегии паразитирования бывают разные, они могут конкурировать. Как, например, конфликт "воровской" этики и этики "бандитской", где, утрируя, воровская подразумевает не работать, воровать на общак и жить скромно, а бандитская есть этика "захватчика": "вы мне должны, потому что я пришел". По результатам разборок часть областей в 90-ые считалась преимущественно "синими", т.е. воровскими, а другая часть отошла "спортсменам". (Об этом очень хорошо в известном "Силовом предпринимательстве" Волкова)
Или вот еще
другой пример."Ну, а уж дворяне. Боевая каста. Честь - это всё. Тяжело честь соблюдать? Довольно неудобно. Как бронежилет носить. Но в броне с другой стороны ох как уютно и ЛЕГКО жить. Ничего-то вы с таким человеком не поделаете. Даже абсолютный монарх. Наорёт на флигель-адьютанта, тот "руки по швам" выслушает, со следом сапога монаршьего на заднице пойдёт домой. А дома застрелится. Покраснеет тут монарх, ручки у него затрясутся. Пойдёт шёпот придворных за спиной. А у монарха, самого что ни на есть законного, шея по закону тоже одна, и росточка он не в 35 метров, а 2.05 максимум. Ударят табакерочкой в висок - упадёт, где стоял. И царь-батюшка понимает, на кого можно орать, а с кем говорить вежливо, а то и комплиментец отвесить. Перед ним не амёба в лаптях, а боевой ящер, со шпорами, шипами и бронёй"
Тут важно вот что. Этика работает только в том случае, если протагонист ей верит до конца и следует до конца. В идеале даже, если не верит, а она прошита аппаратно, отпечатана в мясо. "После трех уже поздно". Но если поверить, тоже бывает работает. Любая известная этика в качестве "выигрышной стратегии" вполне успешна, если бы ее принять последовательно и не юлить. Любая. Но вот чего точно не стоит делать, и от чего нас предостерегает "Преступление и наказание", так это надевать этику "через голову". Абсолютно бессмысленно.
Людям неверующим остается путь беспринципности.
Бывает беспринципность низкая, когда человек объясняет себя каждый раз по новым правилам, в зависимости от того, как выгоднее согласно изменившимся обстоятельствам. Это может быть скучно, а может быть интересно, модели себя могут становиться все сложнее и сложнее, и в какой-то момент усложнятся до того, что вывернутся на ту сторону добра и зла.
Или не вывернутся.
Реже случается высокая беспринципность. Тут у человека тоже "нет принципов", и он каждую ситуацию пропускает через себя, замирая нутром и прислушиваясь. Сердечно талантливые люди могут жить так всю жизнь, постепенно утоньшаясь и исходя на чистый свет.