| Москвичи и Россия |
Москвичи и Россия | Sep. 27th, 2006 @ 03:57 pm  |
|---|
Дело в том, что чаще всего советские москвичи на самом деле были приезжими из других городов, которые обосновались в Москве сравнительно недавно и - "за особые заслуги перед родиной". Отсюда - отсутствие чувства любви к Москве как к родному городу, снобизм и заносчивость, которя не только отделяла их от всех остальных русских, но разделяла даже по московским районам (обитателей "престижных" районов смотрели свысока на обитателей "непрестижных" районов).
Не могу с Вами согласиться. В Петербург также вселилось очень много народу - особенно после блокады. Большинство москвичей приехало за 1-2 поколения до того как. В принципе, второго поколения достаточно, чтобы любить Москву как родной город - при условии, что её вообще любят. Кроме того, недружными между собою являются также и жители "непрестижных" районов. И даже из одного района. Очень хорошо помню, как новоприбывших в вонскую часть москвичи спрашивали: "А из Черёмушек кто-то есть?" - а после ответа "да" как-то замолкали: говорить было совершенно не о чем.
Я вот подумал: а может, москвичи попросту понабрались раньше всех западного индивидуализма (адаптированного к российской почве, разумеется)?
Вот что ещё подумал в связи с написанным. Представители старшего поколения рассказывали, что раньше - примерно до 1960 года - люди были мягче и теплее. Я застал ещё то время, когда на праздники приглашали соседей. Когда за столом в маленткой комнате сидело человек 15-20. Можно предположить, что москвичей испортил социалистический дефицит - возможностей "доставать" было куда больше, в то же время приезжие воспринимались как конкуренты за дефицитные товары, отчего и фраза - "понаехали тут". Также были конкурентами в "доставании" и москвичи друг другу. С чего бы тут быть дружными, если одной из важных жизненных ценностей было постоянное "доставание"? Дружба всегда основывается на чём-то другом.
В начале 60-х произошла малозаметная идеологическая реформа - коммунизм был представлен как общество товарного изобилия. Акценты мировосприятия у людей начали постепенно смещаться в сторону "жить лучше". Кстати, я помню время, когда на улице показывали пальцами на "стиляг" и всячески их осуждали. В то же самое время и начали разрушаться горизонтальные связи между людьми...
Есть и ещё один момент. Вера в прогресс (об этом пишет Панарин) имеет свою негативную обратную сторону - всегда найдутся те, кто отстали, и на кого самые успешные будут смотреть свысока или даже презрительно. В плане прогресса Москва была, конечно же, впереди всей России. Почему москвичи и рассматривали провинцию в таком пренебрежительном смысле. Впрочем, не только москвичи.
В армии у меня был друг - питерец (вообще как-то получилось, что все армейские друзья оказались оттуда). Звали его Шурик Огвоздин, кличка "гвоздь". Очень интересный парень, между прочим - умный, с чувством юмора. У него были потрясающе красивые руки - как будто он всю жизнь играл на скрипке. Мы с ним часто боролись, и если он побеждал, то всегда спрашивал: "Скажи, я велик?" Чувстовал он себя невероятно прогрессивным человеком. У него было любимое развлечение на гражданке: он одевался в джинсовый костюм (в то время - вещь, равная по престижности нынешней недорогой иномарке), садился в "жигули" своего отца и ехал в какую-нибудь деревню под Питером - в субботу, когда там в местном клубе были танцы. Он выходил из машины и просто смотрел на танцующих. Сам никогда не танцевал. Ему нравилось чувствовать себя выше них. После армии он собирался пойти работать на стройку крановщиком - чтобы чувствовать себя выше всех рабочих. Впрочем, занялся он какой-то подпольной политической деятельностью. Приближал "перестройку", типа...
|
|
| Top of Page |
Powered by LJ.Rossia.org |