Петр Рауш о Кропоткине. Небезынтересно
Понравился отрывок, не могу не запостить.Если же говорить о моем лично отношении к творчеству Кропоткина, то мне наиболее близкими из его работ представляются "Современная наука и анархия" и "Речи бунтовщика". Касательно второй из названных книг, видимо, не требуется особых пояснений. Что же касается "Современной науки", то в ней на меня в момент прочтения произвело одно обстоятельство, совершенно очевидное – но тем не менее практически никем упорно не замечаемое:
анархические отношения между людьми, отношения, свободные от власти и подчинения, не являются делом будущего. Уже сейчас взаимная поддержка, солидарность, добровольные контакты между людьми в значительно большей мере являются правилом, чем исключением. Таким образом, хотя анархисты и ориентированы на революционное уничтожение государственной системы, анархическое общество для нас не может восприниматься как идеал общественного строя, достижение которого является лишь перспективой развития. В "Современной науке и анархии" Петр Алексеевич рядом достаточно наглядных примеров подтверждает,
что анархия уже существует – здесь и сейчас! – если мы, в тех случаях, когда наши цели совпадают, строим без всякого принуждения равноправные отношения между собой. Согласно Кропоткину, способность к анархическому взаимодействию отнюдь не является результатом прогресса и никак с ним не связана. Более того: именно эта способность является основным условием жизни, без которой наше существование было бы невозможно. В то же время власть и подавление имеют характер эпизодический, они не являются необходимостью. И если люди способны без каких-либо специальных дополнительных условий жить по-анархически, часто даже не отдавая себе в этом отчета, то сообщество, ставящее своей целью полную ликвидацию власти человека над человеком, вполне способно такую цель реализовать на практике. Для меня это простое обстоятельство значительно ближе, чем политэкономия Прудона и бакунинская диалектика.
Петр Рауш. Идеи Кропоткина в восприятии анархистов современной России