Если не мы, то кто?
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Monday, February 12th, 2007

    Time Event
    12:04a
    «Малый народ»: Концепт живет ипобеждает
    web stats script

    Хорошая статья по русскому национализму – читать. Немногие огрехи можно простить – один из авторов – эксперт Горбачев-фонда...


    Интересно стыдливое введение в рассмотрение «малого народа» - с одной стороны фактор признан значимым, с другой – ссылки на первоисточник (на И.Р. Шафаревича) отсутствуют. Однако четко отмечены основные характеристики – отрицание культуры и ценностей «большого народа», склонность к большим социальным утопическим проектам... Наслаждайтесь (выделение мое):

    «Парадокс отечественного обществознания заключается в том, что контекстуальный подход распространяется только и исключительно на нерусские национализмы, в то время как русскому национализму отказывается в этом праве. Одни и те же авторы указывают на исторически прогрессивную роль национализма в Европе, поют дифирамбы национально-освободительной и антиимперской борьбе, признают, что на 'международном уровне стратегия так называемого экономического национализма оказывается более эффективной, чем ориентация на неолиберальные идеалы 'свободного рынка'. И в то же время рассматривают русский национализм (а в более широком смысле и русскую этничность вообще) в качестве неизменно негативной сущности.

    Негативные оценочные суждения в адрес русского национализма и русской этничности возведены в статус культурной догмы и этического канона. И это позволяет предположить, что их первопричина лежит не в научных ошибках и заблуждениях, а в дотеоретическом социальном опыте. Конкретнее - речь идет о культурной аксиоматике такой группы, как 'советская интеллигенция' (подчеркиваем: именно советская, а не русская), длительное время генерировавшей ценностно-культурный и нормативистский каноны. Для ее ментального и социокультурного профиля характерны культурная, экзистенциальная и отчасти этническая отчужденность от русского народа, собственной страны и государства, вылившаяся в субстанциональное отрицание русскости и России.

    Исторически эта черта сформировалась вследствие выбора Запада системой социополитических, экономических, идеологических и культурных координат, в которых самоопределялись отечественные образованные слои и которые структурировали взгляд интеллигенции на мир и на Россию: 'Интеллигенция постигала русскую действительность в терминах, отражавших западные реалии, существовала в мире западных символов, универсалий, за пределы которого не могла выйти. И хотя этот мир был виртуальным, а русская жизнь, в которой жила русская интеллигенция, реальным, в сознании интеллигенции происходила 'рокировочка': именно русская жизнь, ее устройство оказывались виртуальными, и их следовало заменить единственно возможной и нормальной реальностью - западной'.

    Оборотной стороной провозглашения Запада нормой и идеалом выступала негативизация России и русскости, провозглашавшихся неполноценными и подлежащими тотальной переделке. Если страна и народ плохи субстанционально, по самой своей природе, то кардинальная задача состояла не в улучшении и совершенствовании наличествующего бытия, а в коренной переделке русской природы и замене национального бытия иным. Тем самым русская интеллигенция оказывалась группой с 'негативной социальной ориентацией', а ее основной формой бытия становились 'отрицание местной власти и традиции, социальный гиперкритицизм, уродливое патологическое сочетание народофилии и народофобии, скепсис по отношению к собственной истории, поскольку она не укладывается в западные рамки, в ней нет или не хватает демократии, индивидуальных свобод и частной собственности'.

    В свете этой культурной и экзистенциальной позиции русский национализм и вообще любая манифестация русской самобытности выглядели исключительно негативно вне зависимости от их содержания и контекста. Просто потому, что они настаивали на русской специфике и позитивно ее оценивали.»

    << Previous Day 2007/02/12
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org