Эпектасис - стремление
Цитата из: Архимандрита Плакиды (Дезея)
"Еще один вопрос может быть поставлен относительно вечного блаженства избранных: должно ли понимать его как неподвижное насыщающее созерцание или оно может заключать в себе возрастание, постоянно возобновляющееся открытие неисчерпаемой Реальности?
Один из самых оригинальных аспектов мысли святителя Григория Нисского — это его учение об эпектасисе, о том, что обожение человека здесь на земле и в вечности предполагает прогресс и непрерывное стремление, как это наглядно показывает образ бегущего в Послании к Филиппинцам (3:13-14): «Забывая заднее и простираясь вперед (επεκτεινόμενος, откуда термин επέκτασις) и бегу к цели…» [9]. Один из лучших исследователей великого каппадокийца Жан Даниелу объясняет это следующим образом: «Душе, с одной стороны, свойственны устойчивость, обладание, которое есть ее причастность к Богу, с другой стороны — движение, преодолевающее бесконечный разрыв между тем, чем она обладает от Бога и тем, каков Бог в Своей сущности […] Духовная жизнь таким образом есть постоянное изменение души в Иисусе Христе в виде возрастающего рвения, жажда Бога, усиливающаяся по мере все большей причастности к Нему, и в виде все возрастающей устойчивости, когда она (то есть душа — Ред.) все более и более соединяется и прилепляется к Богу» [10].
Многие авторы патристической эпохи хотя и не восприняли идею возрастающего блаженства (в частности преподобный Максим Исповедник), использовали образы желания, ненасытности при самом глубинном видении Бога, когда хотели выразить вечно обновляющуюся радость избранных. Отзвук этого на Западе встречается у святителя Григория Великого. Он ставил перед собой задачу примирить два антиномичных утверждения Священного Писания: На что желают взглянуть Ангелы (1Пет.1:12) [11] и Ангелы […] на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). «Сравнивая эти два утверждения, мы видим, — пишет святитель Григорий, — что они ни в чем не противоречат друг другу. Ведь Ангелы в одно и то же время видят Бога и желают видеть Его; они жаждут созерцать Его и созерцают Его. Если бы они желали этого, но не наслаждались бы результатом желания, то такое бесплодное желание рождало бы страх, а страх рождал бы муку. Блаженным же Ангелам чуждо какое бы то ни было мучительство страха, ибо несовместимы мука и блаженство […] Значит, для того, чтобы страх не примешивался к желанию, они насыщаются, продолжая желать, а чтобы насыщение не влекло за собой отвращения, они не перестают желать, будучи насыщенными […] То же самое произойдет с нами, когда мы придем к источнику жизни: мы усладимся одновременно и жаждой и насыщением» [12]. "
9. Синодальный перевод: забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели. — Пер.
10. Danielou J. Platonisme et theologie mystique. Paris, 1944. P. 305-307.
11. Синодальный перевод: во что желают проникнуть Ангелы. — Пер.
12. Moralia in beatum Job, 18,54,91 // PL 76,94AC.
***
Спасибо Тихонравову — вывел на интересную категорию православия — на «Эпектасис»… Как прекрасно звучит: "Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели"…
Здесь вам и мое Служение, и полное отрицание «парашецентризма»…