Россия: О наших людях
Спасибо
serg_markov@lj, указал на интересное социологическое исследование наших людей в контексте Европы.
Сначала о замеченном ляпе. При подготовке анкеты некоторые вопросы на мой взгляд переведены неадекватно. Например, почему неусидчивость и авантюризм были связаны с новизной в смысле прогресса (см «риск-новизна» ниже)? Также и для «власть-богатство»: если «богатство» определено более-менее четко, то текст для определения «власти» я бы лично понял как «профессионализм», и выбрал бы этот пункт, считая, что быть экспертом в своей области очень важно.
Риск-новизна
1. Ему нравятся неожиданности, он всегда старается найти для себя новые занятия. Он считает, что для него в жизни важно попробовать много разного
2. Он ищет приключений и ему нравится рисковать. Он хочет жить полной событиями жизнью
Власть-богатство
1. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей
2. Для него важно, чтобы его уважали. Он хочет, чтобы люди делали так, как он скажет
Таким образом, сделанные выводы по России в плане новизны как склонности к прогрессу и власти можно считать неадекватными. Общий вывод авторов
Итак, по итогам всех описанных в этом разделе ценностных сравнений можно представить сегодняшнего среднего россиянина как человека, для которого, в сравнении с жителями большинства других европейских стран, включенных в исследование, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и более выраженная потребность в защите со стороны сильного государства; у которого слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и которому менее свойственна склонность к риску, стремление к веселью и удовольствиям. В то же время сходная выраженность перечисленных ценностей характерна и для представителей ряда других европейских стран, причем не только постсоциалистических.
Средний россиянин сегодня сильнее, чем жители большинства рассматриваемых европейских стран стремится к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию (но при этом в желаемых достижениях не акцентируются творчество и новации). Естественно, что при более сильной, чем в других странах, ориентации на индивидуальное самоутверждение, в сознании среднего россиянина остается меньше, чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде (более низкие, чем в других странах, значения «Универсализма») и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружает (более низкие значения «Благожелательности»). В рассматриваемом массиве оказалось немного стран близких к России по степени выраженности этих ценностей.
имеет смысл перефразировать следующим образом:
Итак, по итогам всех описанных в этом разделе ценностных сравнений можно представить сегодняшнего среднего россиянина как человека, для которого, в сравнении с жителями большинства других европейских стран, включенных в исследование, характерна более слабая склонность к риску и авантюризму, веселью и удовольствиям. Средний россиянин сегодня сильнее, чем жители большинства рассматриваемых европейских стран стремится к личному успеху и социальному признанию, отдавая должное профессионализму. При этом в его «замордованном» сознании остается меньше места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде.
Звучит существенно по другому, неправда ли? И совершенно не отменяет обнаруженный в исследовании крайний индивидуализм наших людей.