Евстифеев: Пути России
Роман Евстифеев (
evstifeev@lj) выдал замечательную рефлексию под названием «Пустое зеркало»:
Европа, развиваясь в пост-античные эпохи, стояла на плечах гигантов. Опиралась и ориентировалась на достижения античного мира. Воссоздавала и восстанавливала. Даже когда созидала новое - все равно играла в восстановление прежнего величия.
А вот России приходилось становится гигантом самостоятельно. Самой создавая традицию, ориентиры и цели. Попытки играть в наследницу чего бы то ни было, скажем, Византии, быстро затухали, поскольку требовали больших ресурсов в виду непреодолимой удаленности, пространственной, социальной, политической, психологической и пр.
Вечные поиски Традиции на пустой земле, поиски куда бы приткнуться, где бы найти пример и ориентир. И неумение посмотреть на себя, нежелание, боязнь увидеть там пустоту, отказ от рефлексии. По-настоящему-то мы еще и не стали кем-то, не выделились, не определились. Но к этому все идет.
Я ему там отписался следующим образом:
Глубоко...
Добавь сюда еще очень специфичное для наших ордынцев то, что приводило к достаточно регулярному усекновению своей элитной традиции - культ карго. Слова чужих книжников для них значат больше, чем опыт - и свой личный, и социальный опыт выживания в ландшафте, накопленный многими поколениями предков...
Карго, кстати, было очень не свойственно для низовых народных масс - там, было время, традиции оченно блюли. Последнее и потребовало большевизма, чтобы гомогенизировать культуру в общей карго-бестолковости...
И действительно, пост скорее должен бы называться «Опустошенное зеркало». Ведь «плечи гигантов» Европы – это прежде всего свой социальный опыт, своя традиция, оттьюненная веками социальной эволюции аграрных обществ – в постоянных вооруженных схватках друг с другом. В России же на каком-то этапе правящая орда поставила свою традицию (кстати – достаточно успешную, если судить по результатам развития социально-исторических организмов северной Евразии) вне закона. Сначала – среди себя. Потом – и у управляемых низов. И вот наконец эта струя дошла до своего логического предела – имеем социум абсолютно победившего карго.