Интеллигентское: Этногенез в социальном слое - наблюдения Иванова-Петрова
Мудрейший
ivanov_petrov@lj сделал для себя открытие – многозначность слова «интеллигенция» и его принципиальная важность для габитуса определенных групп нашего общества. Что для меня там важно – это указанные им идентичностные характеристики, которые он разглядел обрабатывая мемуары какого-то интеля. Данные характеристики «льют воду» на мою гипотезу о формировании новой этничности на основе людей, «толкавшихся задницами» на социальном «пятачке», который представлял собой очень неплохой в части кормления «уголок» обобщенного ландшафта советского общества.
Тут интересно также отметить, что поведенческая культура интеллигентского сообщества имеет много общего с еврейской культурой, что возможно обусловлено однотипностью породивших данные этносы ландшафта – и там и там мы имеем нишу, определенную не географически, а деятельностно.
Цитаты из
ivanov_petrov@lj для памяти:
… Так получилось, что я читаю мемуары, подготавливаю к изданию мемуары одного профессора и интеллигента. И он подробно описывает, через слово говоря, что такого-то он не любит, потому что тот не интеллигентен, а такой-то – интеллигентный, и он его любит. Из нашего круга, говорит, не из нашего круга. И вот, поскольку этот автор анекдотически привержен к этому слову и часто его употребляет, описывает с его помощью людей, до меня дошло, в чем же дело.
... Там главное - что это не совсем замкнутая, но стремящаяся замкнуться прослойка. Люди насквозь знакомые, породненные друг с другом, круг избранных, в который снаружи войти трудно. Все друг другу двоюродные сестры, бывшие любовницы, братья по отцу и прочие такие друзья. Характер может быть любым. Входящие в этот круг могут быть хамами и самодурами, наглецами. пронырами – кем угодно, но по родственникам и знакомым будут именоваться интеллигентами. За своими плохие качества не признаются, это всегда лишь милые чудачества, а вот у других те же качества тут же заставляют обозначть – не интеллигентный человек. Причем эта сомкнутость связей вовсе не безобидна и не нейтральна. Она реально помогала в жизни в СССР – легче защищаться детям из хороших семей, насквозь все оппоненты, начальники и прочий народ – давние знакомые папы или бабушки. Передать на отзыв, добиться печати-справки, встретиться с большим начальником и поговорить – всё это очень легко, если быть в кругу. А иначе тоже можно, но требует в 10 раз больше сил и здоровья.
Сталинские обычаи лидерства и начальствования, покровительственное вмешательство в личную жизнь подчиненных, желание руководить – и открытое признание теми же подчиненными патриархальности общества; старшие интеллигенты могут ими руководить, свысока оценивать и давать советы – а вот более никому этого нельзя. То есть опять же – замкнутость слоя, признание своей особенной иерархии, в ее рамках - подчинение, вне ее – нагловатое высокомерие. Самые неприятные люди, достигая зрелых и преклонных лет, становятся патриархами, "нашими светочами" и образцами – и их, приседая и пришепетывая, слушаются бесчисленные племянники.
И вот я это дело в мемуарах разглядел и вспомнил встреченных в разное время хамов в околонаучных кругах. Мне в голову прийти не могло, что эти огрызки следует считать интеллигентами – обычно это были начальники кафедр, всякие там деканы-полуакадемики и прочие начальники. Мне как раз казалось, что к интеллигенции они точно не относятся – уж орать интеллигент не может, хамить не может, это ж ясно. И вот я читаю этого включенного наблюдателя, убежденного интеллигента, профессора и родственника всех кого надо – и вижу эти знакомые типажи. Только это не хамки женского полу, а милые "бабы Нюры" и "бабы Веры", которые конечно очень эмоциональны и склонны покуражиться, но милейшие, интеллигентнейшие женщины, потому что подруги других интеллигентнейших. И вот я узнаю типаж наглого начальника – и вижу, что из этих родственных кругов это всего лишь крутоватый – а что делать. люди такие – свой интеллигент.
И еще из комментов:
Клановость и интриги - это завсегда. Но там важно видеть, что игра внутри круга - и решается в конечном счете апелляций к верхним фигурам, растаскивающим игроков. По типу - та же мафия, естественно. Просто смыкающийся круг людей, имеющий интересы. Но без убийств.