Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет krylov ([info]krylov)
@ 2009-11-06 17:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение:Аракчеев должен быть свободен

По ИФРАНу
Две статьи на тему ИФРАНа. Одна на АПН, другая – совсем даже наоборот.

Константин Крылов, частное лицо
О бедном Платоне замолвим словечко
Интеллектуализм.
Ситуация вокруг выселяемого Института Философии - неплохой повод поговорить о философии вообще и о том, зачем она нужна. И почему философов лучше всё-таки оставить в покое.



Философический фельетон
Тема: КАТАСТРОФЫ
Автор: Егор Холмогоров

Про историю вокруг попытки рейдерского отъема у Института философии РАН здания на Волхонке написано и сказано уже достаточно и добавить, кажется, совершенно нечего. Однако у всей происходящей вокруг ИФРАНа малоприятной истории есть несколько общественно-политических измерений, о которых сказать все же следует, и вряд ли кому-то кроме вашего покорного слуги хватит смелости об этих измерениях сказать.


Я, пожалуй, ещё добавлю. Несколько совсем уж простых соображений.

Обижаться на философическое гнездобище можно и нужно. Не случайно самыми убеждёнными (не говорю – крикливыми) хулителями этого заведения оказались профессиональные гуманитарии. У многих из них самый вид этих облезлых стен вызывает изжогу. И заслуженно.

Но думать в категориях «обидно» и «скучно» - это как-то недостойно философа. Это не дотягивает даже до обывательского лошадиного здравомыслия. Потому что вопрос стоит так: В ЧЁМ НАШ ИНТЕРЕС, если философов выгонят с Волхонки? И что мы при этом ПОТЕРЯЕМ?

Сначала – кто такие в данном случае «мы». Сейчас «мы» - это все окологуманитарные люди, так или иначе связанные с философией как с темой. Начиная от публичных интеллектуалов и кончая совершенно посторонними вроде бы людьми, любящими иной раз на досуге почитать «что-нибудь этакое, умное».

Сюда же, разумеется, относятся и профессиональные философы, как без них. Но их зрение сильно искажено внутрикорпоративными и личными дрязгами. Для кого-то неприятности ИФРАНа – это плюс для его собственной корпорации, а кому-то лично Гусейнов в своё время дорогу перешёл и в спину плюнул. В общем, они смотрят на ситуацию изнутри, и их пртензии (понятные и законные, что уж там) – это не совсем наши общие интересы.

А вот что касается общих интересов.

Все читатели гуманитарных книжек должны иметь в виду простую вещь. Если вы хотите, чтобы интересующий вас тип знания хоть как-то воспроизводился в России и пользовался хотя бы минимальным уважением в обществе – старайтесь ничего не ломать и не радоваться никаким разрушениям.

Теперь - несколько совсем уж неприличных соображений. Которые все понимают, имеют в виду, но не проговаривают.

Волхонка – место ПРЕСТИЖНОЕ. Для России, с её жесточайшей привязкой полей статуса к пространству и жесточайшим же нормированием этих вопросов государством, это КРАЙНЕ важно. У нас незначимых зданий в Центре НЕТ, любое перемещение в сакральных пространствах власти – это обретение или потеря статуса. Пока философы сидели почитай что напротив Храма Христа Спасителя, они были уважаемые люди. Не лично ифрановцы, а в целом, как корпорация. Храма не было, а они были. Сидят девяноста лет на одном месте, никто их не трогает. Значит, есть к ним уважение. А теперь что?

То есть не профессуру мохнатоухую турнули, это акции Платона с Аристотелем обесценились. В глазах говённого россиянского общества, да, и мнение его профанное и ничтожное. Но именно это общество худо-бедно покупает тиражи книжек, которые нас интересуют, и включает телевизор на канале «Культура», когда там бубнят говорящие головы. Вы-то, может, эту «Культуру» и не смотрите, вам она не нужна. Но она, «Культура» эта самая, худо-бедно греет социальное пространство, не даёт температуре упасть ниже точки замерзания.

Дальше едем. ИФРАН можно считать «тем ещё гадючником», я такие мнения слышал неоднократно. Чёрт подери, я только такое про него и слышал. Но этот гадючник функционует. Даже тот факт, что из него ушло множество людей и начало свои проекты – это тоже функционирование. Потому что ушли они из ИФРАНа, а не откуда-то. Оттуда регулярно черпают кадры всякие новые гуманитарные заведения, успешные или не очень. Зачастую они ифрановцами и организованы – как, например, старейший из независимых проектов, шичалинский Греко-Латинский Кабинет. При этом институт продолжает играть роль «хаба»: место известное, тропики протоптаны, там можно провести конгресс, серию семинаров или встретить иностранного гастролёра. Худо-бедно, опять же, но можно.

И что от уничтожения этого места выиграет наш брат читатель гуманитарных книжек? Ась?

Наконец, позволю себе совсем уж похабное. Ну допустим, вы – не просто читатель, а радикальный независимый интеллектуал, который убеждён, что всё нынешнее философское сообщество нужно отправить в биореактор, а на его месте должны быть вы лично и ваши друзья. Поэтому вы это сообщество ненавидите и желаете ему всего самого скверного. Допустим, хорошо, в биореактор всех. Но ведь сейчас со сквернотой сообщества ничего плохого не произойдёт. Все неприятные вам люди останутся при своих должностях и пайках. А вот у сообщества в целом уводят материальный АКТИВ. Причём уводят так, что вернуть его будет невозможно ни при каких обстоятельствах. Увели ПОД КУЛЬТУРУ, а это святыня круче любого любомудрия. И если завтра некошерный свиной грипп скосит весть личный состав ИФРАНа, а вас туда позовут гетманом-протектором и главначпупсом, вы въедете не в сверхпрестижный особняк в центре города, а в хлев на окраине. Вас же обокрали, дурачки.

И особенно меня умиляют разговоры на тему «философы наши деньги едят и на шее сидят». Типа «защитим интересы налогоплательщиков». Пишут это обычно содержанки кремлёвской администрации и прочие столь же ценные в народном хозяйстве граждане.

)(