Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет krylov ([info]krylov)
@ 2010-08-21 21:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ещё раз о докторе Лизе и прочих таких материях
Вопросы классификации – самые сложные вопросы в мире. «Сколько песчинок составляют кучу» - над такими проблемами думают и посейчас. И не просто думают, а спорят до хрипоты, ломают копья, а то и шеи, особенно если вопрос оказывается политически или экономически значимым (что бывает сплошь и рядом).

Одним из таких вопросов является применимость понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм». Особенно – если имеется в виду россиянская действительность.

В настоящий момент российский режим можно определить как классическую авторитарную диктатуру. Авторитарную, но не тоталитарную. Потому что харизма власти низкая, режим нелегитимен, лидер являеется не «институтом», а «частным лицом», выборы превращены в фарс, но не отменены, опора режима – ОМОН и телевизор, коррупция (при тоталитаризме очень незначительная) запредельно высока, идеология как таковая отсутствует, и более того, в обществе поддерживается «антиидеологическое» настроение – пассивный цинизм модели «все сволочи и сделать ничего нельзя». В общем, всё по учебнику – типичная Латинская Америка.

Тем не менее, в последнее время появились признаки дальнейшей эволюции режима, причём в злокачественную сторону.

А именно. Одно из отличий авторитарного режима от тоталитарного является отношение к высказыванию частного лица. Если коротко – авторитарный режим затыкает рты, заставляет всех молчать. А тоталитарному режиму этого мало. Он заставляет всех не молчать, но ГОВОРИТЬ. Разумеется, говорить вполне определённые вещи – причём такие, которые нормальный человек говорить бы не стал ни за что.

Грубо говоря: если авторитарным хозяйчикам достаточно того, чтобы все сидели тихо, как мыши под метлой, и не петюкали, то тоталитариям нужно чтобы каждых их раб регулярно их СЛАВИЛ. Пел бы, то есть, хвалы им самим и их режиму, и хулил (желательно – в самых непристойных выражениях, унижающих самого говорящего) их врагов. ОТМАЛЧИВАЮЩИЙСЯ считается не «безопасным терпилой» (как при авторитаризме), а врагом, которого нужно разоблачить и покарать «за невосторженный образ мыслей».

Связано такое желание с целым комплексом чувств и представлений, включая своего рода подсознательную теологию. В рамках представлений т.н. «авраамических религий» постоянного (не ситуативного) превозношения и регулярной хвалы достоин только Бог. В тоталитарном государстве начальство и особенно вожди занимают как раз его место. Поэтому они требуют регулярных СЛУЖБ, на которых все собравшиеся буквально молятся на начальство, поют ему осанну и всячески распластываются под его сапогами. Того же поведения требуют от людей и в быту: регулярного и постоянного поминания начальства как святыни. "Слава Вождю" вместо "добрый день" в идеале.

Начинается всё, однако, именно с ПРИНУЖДЕНИЯ ГОВОРИТЬ. К человеку пристают «с ножом к горлу» - «а вот теперь ты скажешь то, что нам хочется, громко и отчётливо».

Именно поэтому ситуация с «доктором Лизой» так неприятна. Потому что тут имела место попытка именно такого принуждения. И реакция на публичный отказ говорить «многое прояснила». То есть – куда товарищи СПОЛЗАЮТ. Именно сползают, потому что им туда, собственно, не надо. Им надо спокойно воровать и тащить награбленное на Запад. Но сама логика ситуации - - -

Разумеется, до полноценной Северной Кореи нам пока далеко. Но не нужно забывать, что нынешний уровень репрессий и подавления свобод ещё пять лет назад казался чем-то труднопредставимым. Чтобы людям выписывали срока за несколько слов в интернете – «у нас это невозможно». Ан нет, привыкли же. Вот и к прочему привыкнем. Даже к передовицам Владислава Ловицкого в газете «Утренняя Единороссия» - и то привыкнем, и будем читать между строчек, выискивая намёки на послабления.

Но желательно всё-таки до такого не доводить. И не нужно думать, что «мы тут ничего не можем». Система сползает туда, где низенько, поэтому стоит вот на этом пути УПЕРЕТЬСЯ. Если не остановить процесс, то хотя бы затормозить его, а там, глядишь, и проскочим самое нехорошее (история штука хитрая и иной раз выделывает неожиданные кренделя – но их надо ещё дождаться, а тут каждый годик важен).

)(