Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет krylov ([info]krylov)
@ 2011-09-03 02:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Западничество": между Смердяковым и Левшой
Так называемое «западничество» у нас бывает двух направлений.

1. «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

2. «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».


Первое направление, в общем-то, всегда разделялось «на самом высоком уровне»: все, кто правил Россией, подсознательно – а иногда и сознательно – верили, что «нация здесь глупая» и что «при Наполеоне были бы совсем даже другие порядки». Этого последнего, кстати, они сильно опасались - что придут иностранцы и отнесутся к русским по-человечески. Простив чего принимались меры - в частности, всячески мазали лицо России сажей и поощряли самую дикую русофобию: чтобы иностранцы «не польстились». Иностранцы всё равно «льстились» (на землицу и всё такое), но трюк всё-таки срабатывал – они сюда приходили войском и тут же начинали хамить и зверствовать над русскими, что приводило к понятным последствиям: «народ вставал».

Вторых же презирали и ненавидели, как кощунников: это ж надо, какие-то черви смеют не просто мечтать о «других порядках», а ещё и пытаются РАЗОБРАТЬСЯ, что да как, да смеют думать, что ОНИ САМИ способны их у себя завести? Неееет, «власть имеет монополию на европейство».

И потому история всякого Левши-англомана кончалась одинаково:

Мартын-Сольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:
- Знай, - говорит, - свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.
Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании.
В тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены.
Тут Мартын-Сольский Чернышеву о левше и напомнил, а граф Чернышев и говорит:
- Пошел к черту, плезирная трубка, не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, - тебе же и достанется.
Мартын-Сольский подумал: "И вправду отопрется", - так и молчал. А доведи он левшины слова в свое время, до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был.


)(