Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет krylov ([info]krylov)
@ 2003-10-09 12:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
ошибки царского правительства
Пайпс, "Россия при старом режиме". "Человек известный", так что - - -.

Однако, очень интересные рассуждения:

...в конечном итоге трудно было бы утверждать, что царская Россия являлась стопроцентным полицейским государством; скорее она являлась предтечей, грубым прототипом такого режима, ей было далеко до законченной его формы. В системе было слишком много прорех, происходивших большей частью от того, что правящая элита России восприняла западные институты и ценности, от которых не желала отказываться, несмотря на их несовместимость с вотчинным духом. Эти прорехи в значительной степени сводили на нет весь внушительный набор репрессивных мер, введенных в 1870-80-х гг. Среди вышеупомянутых противовесов, пожалуй, наиболее важным была частная собственность. Этот институт появился в России довольно поздно, однако быстро пустил в ней глубокие корни. Хотя царский режим преследовал своих подданных за мельчайшие политические провинности, он старательно избегал затрагивать их право собственности. Когда А. Герцен публиковал в Лондоне "Колокол", приводивший власти в крайнее раздражение, рента регулярно поступала к нему из России через международный банк. Мать Ленина, после того как один из ее сыновей был казнен за попытку цареубийства, а двое других детей сели в тюрьму за революционную деятельность, до самой смерти продолжала получать казенную пенсию, полагавшуюся ей как вдове государственного служащего. Наличие частного капитала и частных предприятий сводило на нет многие полицейские меры, направленные на то, чтобы лишить неблагонадежные элементы средств к существованию. Неблагонадежное лицо почти всегда могло устроиться в какой-нибудь частной фирме, администрация которой либо не симпатизировала правительству, либо была политически нейтральной. Некоторые радикальнейшие литераторы России получали средства от чудаковатых богачей. Земства открыто нанимали радикальных интеллигентов учетчиками и учителями. "Союз Освобождения" - подпольное общество, сыгравшее ведущую роль в подготовке революции 1905 г.,- также финансировался из частных источников. Благодаря частной собственности, по всей территории империи создались уголки, куда полиция была бессильна ступить, поскольку законы, бесцеремонно попиравшие права личности, строго охраняли право собственности.

Другой прорехой были заграничные поездки. Разрешенные дворянам в 1785 г., они постепенно были позволены и другим сословиям. Их не запрещали даже в периоды свирепейших преследований. Николай I пытался их ограничить, угрожая лишить дворян, в возрасте от 10 до 18 лет, учившихся за границей, права поступать на казенную службу. В 1834 г. он потребовал, чтобы дворяне ограничили свое пребывание за границей пятью годами, а в 1851 г. он сократил этот срок до двух лет. Уложение в наказаниях содержало положения, согласно которым российские граждане обязаны были вернуться из-за границы если на то будет приказ правительства. Однако проку ото всех этих мер было немного. Россияне часто ездили в Западную Европу и жили там подолгу; в 1900 г., например, 200 тысяч русских провели за границей в среднем по 80 дней. В вильгельмовской Германии они составляли самую многочисленную группу иностранных студентов. Для получения заграничного паспорта надо было всего-навсего послать заявление местному губернатору и уплатить небольшую пошлину. Паспорта легко выдавались даже лицам, на которых имелось досье в связи с их крамольной деятельностью, очевидно, в предположении, что за границей от них будет меньше хлопот, чем на родине. Нет ничего удивительного в том, что глава и боевой штаб революционной партии, захватившей власть в России в октябре 1917 г., много лет пребывали в Западной Европе.

В-третьих, существовали мощные факторы психологического характера, не дававшие использовать машину репрессий в полную силу. Воспитанная в западном духе правящая элита царской России боялась позора. Она избегала чересчур жестких мер, опасаясь быть поднятой на смех цивилизованным миром. Она ужасно смущалась, если даже в своих собственных глазах вела себя "по-азиатски". Элита империи была явно неспособна употребить силу и не думать при этом о последствиях.

Ну, собственно, "всё очень хорошо разъяснено". И понятно, почему большевики, придя к власти, всё вышеперечисленное уконтропупили. "По себе всё знали", ага.

А падение советского строя настало, когда снова заработал пункт 3. "Стыдобесненько перед Америцей" стало.

)(


(Добавить комментарий)


[info]pavell@lj
2003-10-08 22:14 (ссылка)
куда ты пропал вчера???

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2003-10-08 22:25 (ссылка)
...ты мой одуванчик!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krylov@lj
2003-10-08 23:36 (ссылка)
Да вроде не пропадал. Вот позвонить не мог: забыл мобильник в одном хорошем месте :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pavell@lj
2003-10-08 23:51 (ссылка)
Ну тогда как насчет сегодня/завтра? или в асю выйди.

(Ответить) (Уровень выше)

В большой мере справедливо. Но не до конца.
[info]ex_palmira@lj
2003-10-09 02:30 (ссылка)
И у Б. Парамонова было сказано, что кюстиновская "Россия в 18XX г." - это не о реальной тогдашней России, а о той, которая могла бы быть и которая, мол, реализовалась после Октябрьской революции (ссылка, увы, не работает).

С другой стороны:

http://www.kara-murza.ru/books/evrei/evrei12.htm
http://www.kara-murza.ru/books/evrei/evrei13.htm

"...Став председателем Промбанка, Краснощеков проворовался самым гнусным образом, задарил Лилю шубами и сел в тюрьму. Но с каким сочувствием пишет о его судьбе А.Ваксберг! Лиля носила ему передачи, «в промежутках между своими заграничными по ездками пыталась использовать все свои свя зи, чтобы помочь Краснощекову». Наконец удалось: «По чьему-то — несомненно, очень высокому — распоряжению Краснощекова просто отпустили на волю, сославшись на состояние здоровья». Роман счастливо продолжился.
Эта книга, одна из многих подобных, как раз и говорит русскому читателю: в России есть крепко спаянная, вросшая во власть теневая прослойка, для которой никакие обычные этические нормы не писаны. Костяк ее составляют еврейские «специалисты-гуманитарии».
Борцы с антисемитизмом представляют нелепой саму мысль о «засилье евреев». Какая, мол, чушь. Но ведь более яркого подтверждения этой мысли, чем книга А.Ваксберга, не сыщешь. Вот Лиля Брик. Кто она? Какую должность занимает в тайной иерархии? Каков механизм ее выдвижения? Она не знает границ, свободно курсирует по Европе, иностранный паспорт получает за два дня. Вытаскивает из тюрьмы вора Краснощекова, который посажен после громкого, на всю страну, процесса. Звонит по прямому телефону председателю КГБ А.Шелепину по делам своих приятелей. Лично от министра внешней торговли, да еще по согласованию с Сусловым, получает разрешение закупать для себя продукты за границей (и об этом ей лично сообщает председатель Госбанка). Если надо освободить осужденного за изнасилование гомосексуалиста Параджанова (гения и все такое прочее — об этом мы не спорим), то по просьбе Лили Брик в Москву едет Луи Арагон, который выпрашивает милость у Брежнева в разговоре один на один. И все это — в условиях жестокого « госу­дарственного антисемитизма», якобы в постоянном страхе Лили за свою безопасность. Вот это и называется теневая власть.
В советское время эта власть была введена в какие-то рамки (хотя, судя по всему, все время шла невидимая борьба за расширение этих рамок)..."
"...На деле каждый искал себе подходящий повод для стенаний, а целостная концепция СССР как империи зла сложилась позже. Вот, А.Ваксберг приводит запись беседы с Эльзой Триоле (сестрой Лили Брик и женой Луи Арагона) в Париже в июне 1968 г. «Пражскую весну» уже вовсю давили, но о ней ни слова: «Мы слишком долго молчали, когда в Советском Союзе происходило нечто несусветное, а если говорили, то тщательно выбирали выражения, например, по делу Синявского и Даниэля... Не хотели порочить Советский Союз, потому что мы не попутчики, мы настоящие друзья. По убеждению... Но — все, хватит!... Мы с Арагоном решили, что будем публиковать протест. И спрашивать разрешения ни у кого не намерены, потому что борьба с антисемитизмом — это дело каждого порядочного человека».
Здесь поводом такого поворота («Все, хватит!») послужила какая-то статья в «Огоньке» против Лили Брик. А до этого за «нечто несусветное» принимали дело Синявского. А еще до этого с удовольствием «тешились байками» сотрудника ГПУ Осипа Брика о том, как пытают и расстреливают русских священников,— и это не только не было чем-то «несусветным» («Для нас тогда чекисты были — святые люди»,— вспоминает Лиля в 60-е годы, и А.Ваксберг тает от умиления). Поглядеть со стороны — дикое несоответствие «преступлений и наказаний»...."

=============

Так что на Запад НЕ наплевать было всегда. Просто существовал Запад и Запад. Луи Арагон - это ведь тоже Запад...

(Ответить)

И еще.
[info]ex_palmira@lj
2003-10-09 02:42 (ссылка)
1. Как связан "вотчинный дух" (именно - ВОТЧИННЫЙ) с полицейским государством, не очень понятно. Ведь до широкого внедрения западных институтов (до Петра 1) Россия была существенно менее полицейским государством, чем после. Большинство указов Петра 1 удивительно "ПОЛИЦЕЙСКО" по сути (мелочная регламентация того-сего). Именно такое слово было употреблено в современном учебнике истории по петровской эпохе.
2. Еще. При Николае I загранпоездки были крайне ограничены. То, что описывается у Пайпса, относится к более поздней эпохе:

http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=2978&art_id=3379

"Нет, запрета выезда за границу в николаевские времена не было. Но загранпаспорт стоил целое состояние – 500 рублей, и каждый подписывался лично императором. Из-за этого и
Пушкин остался на всю жизнь «невыездным»… Александр II уменьшил эту сумму ровно в сто раз, и до приснопамятного 1917-го для поездки за границу достаточно было послать за
загранпаспортом… дворника."

В статье вранье хотя бы потому, что Пушкина не пускали как раз по политическим причинам (500 рэ бы он собрал как-нибудь %-))) ), и не только за границу - а даже в Дерпт для лечения "аневризма" (хоть и полувыдуманного). Может, и сумма не такая. %-)))) Но все же...

(Ответить)


[info]levsha@lj
2003-10-09 06:17 (ссылка)
"Казенная пенсия" матери Ленина ни каким боком к частной собственности не ---. Это скорее свидетельствует о "нерушимости табели о рангах" и сопутствующих этой табели привелегиях. Отсюда же и джентельменство (впрочем, сильно преувеличенное разнообразными говорухиными) в отношении к политическим зека и подследственным -- они были в известной степени элитой, и относились к ним соответственно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Ну, даже не "в известной степени".
[info]ex_palmira@lj
2003-10-09 21:27 (ссылка)
Дворяне были, да и баста. Перовская там и пр. И семья Ульяновых тоже.
Насчет "говорухиных" - это точно. Тут недавно шел сериальчик "Империя под ударом" - о революционерах-террористах и героической борьбе "контрразведки" с ними. Естественно, первые - собрание всех пороков, а вторые...
Кто-то в "СПб-Ведомостях" по этому поводу пошутил, что он каждый раз при просмотре ждал появления титров "Снято по заказу III Отделения"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Об "Империи под ударом"
(Анонимно)
2003-10-31 08:31 (ссылка)
http://saturday.ng.ru/tv/2000-11-25/4_empire.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]agasfer@lj
2003-10-09 09:39 (ссылка)
Загранпоезки уконтропупили, точно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

По сравнению с Александром II и после - да.
[info]ex_palmira@lj
2003-10-09 21:23 (ссылка)
По сравнению с Николаем I - думаю, не то чтобы уж очень.

Вот еще один фактик, кстати. Вместе с М. И. Глинкой в Италию поехал некий тенор Иванов, который (в отличие от Глинки) тогда же стал невозвращенцем и стал петь в западных оперных театрах. Фишка в том, что Глинка поручился за него, и, таким образом, Иванов его крепко подвел. С другой стороны, Глинку после этого прискорбного случая все же выпускали за рубеж. Все-таки у него были не такие уж плохие отношения с Николаем... И должность была...

(Ответить) (Уровень выше)