Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Игорь Петров ([info]labas)
@ 2011-07-12 17:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
мультинейминг-2
Б.В.Соколов в своей книге "Оккупация. Правда и мифы" раскрывает настоящее имя одного из самых загадочных деятелей власовского движения:
Люди [капитана госбезопасности] Казанцева старались завербовать находившихся в городе офицеров РОА, чтобы потом с их помощью осуществить теракт против генерала [Власова] в Берлине. В отчете Пономаренко, составленном в Минске 2 августа 1944 года, Казанцев сообщал, что они завербовали
«подполковника Соболенко Д. А., псевдоним «Ветлугин», командира группы пропагандистов РОА в Минске… Подполковник Соболенко Дмитрий Аврамович (см. его дело) нами завербован в основном для того, чтобы завершить дело по «Кабану». Обработка Соболенко, псевдоним «Ветлугин», стоила большого труда.
Через него мы хотели наладить работу на Берлин и переслать туда письма к генералам из «Русского Комитета», инструкцию нашей агентуре и яд для «Кабана». Все это было передано своевременно с подробными указаниями, но 7.4.44 г. его арестовало минское СД, как выяснилось теперь через его жену, по связям группы Градова, с которым он также работал, скрывая это от нас. Имеются предположения, что наши письма и яд он сумел переслать в Берлин до своего ареста. Об этом нам сообщила его жена, проживающая в данное время в Минске на Московской улице, д. 4, кв. 2… Возможно по имеющемуся у меня письму связаться с начальником канцелярии «Кабана» – Калугиным Михаилом Алексеевичем и рядом других русских офицеров, находящихся на территории Германии, обработанных нами или намеченных к обработке…»
Дмитрий Аврамович Соболенко (судя по отсылке Казанцева к его личному делу, Соболенко – настоящая фамилия подполковника власовца) был личностью примечательной, и менять фамилии ему приходилось неоднократно. Скорее всего, Дмитрий Аврамович вел с майором Казанцевым двойную игру. Дело в том, что всего через семь месяцев после своего исчезновения из Минска он возглавил под именем Н. В. Тензорова управление безопасности образованного Власовым с санкции немцев Комитета освобождения народов России (КОНР). Ясно, что СД никогда бы не допустило назначения на такой пост человека, заподозренного в связях с советским подпольем в Минске. Очевидно, легенда об аресте понадобилась для того, чтобы объяснить внезапное исчезновение Соболенко-Ветлугина-Тензорова из белорусской столицы.

Но в биографии Тензерова-Ветлугина, опубликованной в книге "Армия генерала Власова", К.М.Александров убедительно и аргументированно возражает Б.В.Соколову:
Тензеров Николай Васильевич (?, Новочеркасск Обл. Войска Донского -1957, район Мюнхена) - начальник Управления безопасности КОНР в 1944-1945. Сведения о нем до сих пор в известной степени противоречивы. Мы предполагаем, что его настоящее имя Юрий Васильевич (или Василий Николаевич) Пузанов, которое он был вынужден скрывать, так как состоял в родственных отношениях с одним из номенклатурных работников. Получил высшее физико-математическое образование. Работал в Харьковском НИИ расщепления атомного ядра, доцент-физик, затем - доцент математики одного из московских вузов. До войны состоял в ВКП (б) и, возможно, занимал должность секретаря партийной организации, но все подозрения о его принадлежности к органам НКВД, распространенные у некоторых белоэмигрантов (В. А. Ларионов, Б. В. Прянишников), на наш взгляд, безосновательны. Тензеров, несмотря на свою скрытность и замкнутость характера, действительно был ученым - к его послевоенным публичным лекпиям в Мюнхене по перспективам развития атомного оружия проявляли интерес не только многие русские эмигранты с профессорским званием, но и американцы. Когда и при каких обстоятельствах попал в плен - неизвестно. По показаниям на послевоенном следствии одного из власовцев, при пленении он якобы имел воинское звание интенданта II ранга, которое вполне могло быть ему присвоено после призыва по мобилизации в 1941.

Московский историк Б. В. Соколов, ссыпаясь на отчет от 2 авг. 1944 руководителей партизанского движения в Белоруссии, сообщает, что под псевдонимами «Ветлугин» и «Тензеров», фигурировавшими в документе, скрывался подполковник Красной армии Дмитрий Аврамовнч Соболенко. руководивший группой пропагандистов РОА в Минске. Однако, во-первых, Тензеров пользовался псевдонимом «Ветлугин» только после 1945 в Западной Германии. Во-вторых, до апр. 1945 Тензеров имел чин майора, а не подполковника. В-третьих, майор (с 1938) Красной армии Дмитрий Авраамович Соболенко, 1898 г.р., уроженец белорусской деревни Соболи, действительно существовал. Его образование ограничивалось 6 классами учительской семинарии в Баре (1914), пехотными курсами, военной Киевской школой (1921) и курсами «Выстрел». С 1925 Соболенко состоял в запасе и работал военруком в Гомельском государственном педагогическом институте. Как он с таким образованием мог читать лекции по физике в американской оккупационной зоне Германии, остается непонятным. И самое существенное: фотография Соболенко 1938 не имеет ничего общего с фотографией Тензерова - Ветлугина конца 1940-х, на снимках изображены совершенно разные лица. Соболенко мог руководить группами пропагандистов РОА в Минске в 1944 г., но это не Тензеров. После пленения (не позже 1942) Тензеров добился перевода на курсы пропагандистов Министерства по делам восточных территорий в Вустрау, где познакомился с руководителями НТС. По другой версии - он ушел с немцами с оккупированной территории на Запад и познакомился с членами НТС в Берлине. С ноября 1944 - начальник Управления безопасности КОНР в чине майора. После эвакуации учреждений КОНР из Берлина 6-9 февр. 1945 оставался в немецкой столице полномочным представителем КОНР, выбравшись на юг Германии лишь в апреле, и заслужил производство в подполковники. После захвата Власова советскими автоматчиками, в ночь с 12 на 13 мая, вывезен с группой сотрудников капитаном армии США Р.Донахью в глубь американской зоны и освобожден. Насильственной репатриации избежал. Жил под псевдонимом «Ветлугин» в одном из беженских лагерей Западной Германии. С лета 1945 пытался играть активную политическую роль в НТС, однако стараниями старых, довоенных членов НТС в 1947 был из Союза исключен. В 1948-1951 - член главного правления и Военно-политического совета САФ, издал 2 номера газеты «Горн».

В двух гарвардскиx интервью Тензерова-Ветлугина содержится минимум биографической информации (даже возраст или год рождения отсутствуют), но они все же позволяют расширить/скорректировать биографию, написанную Александровым.
Но начать лучше с того, откуда в этом деле вообще взялась фамилия Пузанов. Скорее всего, из протокола судебного заседания военной коллегии верховного суда СССР по обвинению Власова и его подельников:
Председательствующий. В чьем же ведении находился отдел безопасности комитета?
Подсудимый Трухин. В ведении Малышкина. Организован он в ноябре 1944 года Калугиным и начальником отдела безопасности КОНРа Тензеровым — доцентом, математиком, настоящая его фамилия как будто Пузанов. В задачу отдела входило выявлять людей, враждебно настроенных к Власову, удалять их и обеспечивать работу учреждений и формирований, а также обеспечивать личную охрану Власова, связь с СД. Я к этому отделу имел прямое касательство и постоянно имел все рабочие сводки.

В мемуарах трех лидеров НТС (Ветлугин до 1947 г. состоял в НТС, но затем был исключен) - Байдалакова, Прянишникова и Романова - в качестве настоящей фамилии Ветлугина также фигурирует "Пузанов". Впрочем, источник информации ни один из мемуаристов не называет.

В гарвардских интервью Ветлугин рассказывает, что он
- в 1928-1930 работал в школах;
- в 1931-1933 в Научно-исследовательском институте горной промышленности, работал в Сталино, был в курсе дел в Харькове и Ростове, занимался помимо прочего тестами на профпригодность
- в 1934-1936 в военном институте как специалист по баллистике
- после 1936 занимался атомной физикой
- в начале войны жил в Москве, стоял на особом учете как профессор военной артиллерийской академии, был "линейным капитаном, но на должности, соотв. званию генерал-майора"
- с декабря 1941 по май 1942 был на фронте
- весной 1942 находился в Крыму, где располагались 49,50,52 армия, в составе которых на левом фланге обороны было много национальных соединений ("грузины, туркмены, узбеки, казахи")
- был послан в Моздок за резервным батальоном, а когда вернулся обнаружил приказ отозвать с перешейка национальные соединения и отправить их в Иран
- но было уже поздно - немцы напали, оборона рухнула, и он попал в плен.

Отвлечемся на время от рассказа "Ветлугина" и попробуем поискать довоенного "доцента Пузанова". Любопытно, что никаких следов "Юрия Васильевича (или Василия Николаевича) Пузанова" (по Александрову) не обнаруживается, зато обнаруживается Николай Васильевич (т.е. те же имя-отчество, что у Тензерова-Ветлугина) Пузанов, специалист по технике безопасности, печатавший статьи:
- "Взрыв парового котла в Ростове-на-Дону" (журнал "Гигиена труда и техника безопасности", 1930)
- "Техника безопасности в конвейерных литейных" (журнал "Гигиена труда и техника безопасности", 1935)
а также брошюры:
- "Конспект лекции по технике безопасности в конвейерных литейных. Для инж-техн. работников Автомобильного завода им.Сталина", М, 1937
- "Программа-задание по математике" (ГУУЗ НКТП СССР , Моск. инж.-экон заоч. ин-т. Двухгодичные заоч. курсы повышении квалификации глав. и старших бухгалтеров хозорганов НКТП) М. 1936,1937 (несколько изданий)
- "О проверочных испытаниях на курсах мастеров социалистического труда", Нар. ком. мест. пром. РСФСР, Глав. упр. учеб, заведениями. М.-Л. 1938. (В конце текста: «Гл. методист Н. Пузанов»)
- "Основы организации и методики самостоятельных учебных занятий. Пособие для учащихся высш. и сред. заоч. учеб. заведений", Гизместпром, М.-Л. 1939
и рецензию на статью
"Оздоровление труда в горячих цехах металлургии" Днепропетр. ин-та труда черн. металлургии (1938)

Здесь есть математика, тесты, (почти) горная промышленность, но нет баллистики, не говоря уж об атомной физике с 1936 г.
Примечательно, однако, что послевоенных публикаций инженера Н.В.Пузанова в библиотечных каталогах нет.
Если же поискать Николая Васильевича Пузанова в ОБД Мемориал, то ни капитанов, ни интендантов второго ранга не находится.
По возрасту и дате пленения условно подходит лишь:
сержант Пузанов Николай Васильевич, 344 гсп, род. в 1904 г. в Ярославле, призван из Нальчика, разыскивается Пузановой, прож, в Москве по ул.Короленко, нет сведений с мая 1942 г.
Он же:
Пузанов Николай Васильевич, 1904, Ярославль, призван Нальчикским ГВК 27.01.1942, пропал без вести 06.05.1942, 344 гсп, мать:Космодемьянская Неонила Ивановна, прож. в Томилино.
344 горнострелковый полк входил в состав 138 горнострелковой дивизии и воевал в мае 1942 г. в Крыму.
Получается, возможны следующие варианты:

1) Тензеров, довоенный инженер Н.В.Пузанов и пропавший без вести сержант - это одно и то же лицо. Попав в плен, он назвался офицером (прецедент с Денисовым существует) и затем сделал карьеру до начальника Управления безопасности КОНР. С американцами он продолжал блеф, добавляя детали, способные их заинтересовать (атомная физика).
2) Тензеров и довоенный инженер Н.В.Пузанов - это одно и то же лицо, но у Пузанова действительно было офицерское звание, он действительно попал в плен в Крыму, но отсутствует в ОБД Мемориал. И в этом случае атомная физика является скорее приманкой для американцев.
3) Тензеров - это доцент Пузанов, но не Н.В. От него не осталось никаких публикаций, а то, что он рассказывал американцам, в целом соответствует действительности.
4) Настоящая фамилия Тензерова - вовсе не Пузанов, поэтому можно начинать искать сначала.

Буду признателен за мнения и указания на неточности.


(Добавить комментарий)


[info]dmitri_lytov@lj
2011-07-12 14:24 (ссылка)
Почему бы и не вариант 1?

(Ответить)


[info]ljreader2@lj
2011-07-12 15:08 (ссылка)
Ниже, несколько иное по тексту еще одно свидетельство в пользу существования Пузанова:
Владимир Семенович Батшев - 2004 - 572 pages - Snippet view
"Затем сказал, что хотя он и выступает под фамилией Тензоров, все же настоящая его фамилия Пузанов. Ну, а на Дону Пузановы были. Словом, о Новочеркасске поговорили изрядно."
Похоже фамилию Пузанов он подкинул сам, что это ему давало?
Если есть достоверные свидетельства о лекциях по физике в Мюнхене, то методист по ТБ не потянул бы,он и по карьерным амбициям не подходит.
Есть еще ниточка к номенклатурному работнику,но член
Комиссии советского контроля при Совете Народных Комиссаров СССР Пузанов А.М.вроде из других мест.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-12 15:50 (ссылка)
О, спасибо, это оказывается тоже из Прянишникова, я просмотрел:

Ранним утром поезд остановился у пражского вокзала. Тут нас ожидали квартирьеры и повезли в отель. У входа в отель я впервые встретил замечательного человека, полковника Михаила Алексеевича Меандрова, нашего главного квартирьера. Всем своим видом и манерами Меандров напоминал офицера старой императорской армии. Познакомившись со мной, Михаил Алексеевич несколько таинственно сказал: “В номере с Вами будет еще один человек, подполковник Тензоров, начальник Управления безопасности”.

Такое соседство меня сразу же удивило: откуда мне сие? В номер я вошел первым, а минуты через две появился и Тензоров. О нем я уже кое-что знал от членов Союза, воспитателей “новых ценных кадров” в лагере Вустрау. После ареста первого запасного центра НТС Тензоров, не имея на то полномочий, пытался захватить власть в Союзе, но ему воспрепятствовало наличие второго центра, возглавленного Мамуковым. Уже этот один факт настроил меня против Тензорова, да и последовавшее знакомство лишь усилило мое от него отталкивание.

Представившись, Тензоров проявил обо мне такую осведомленность, что я диву дался, откуда ему все это известно? О себе он рассказал, что родом из Новочеркасска, сообщил об общих знакомых, об институтках и кадетах, о Песчаной улице, где наша семья временно остановилась после отъезда из Гродно, вызванного началом Первой мировой войны, о Шуре Черевковой и о многих других относящихся к Новочеркасску обстоятельствах. Затем сказал, что хотя он и выступает под фамилией Тензоров, все же настоящая его фамилия Пузанов. Ну, а на Дону Пузановы были. Словом, о Новочеркасске поговорили изрядно. И тут я сообразил, что никто из преподавателей в Вустрау не мог ему обо всем этом рассказать.


Понятно, откуда Александров взял Новочеркасск тогда. То есть вариант 4 или, если у Тензерова вдруг был приступ честности, 2.

Что касается атомной физики, история тут такая. В 1946-м в Гранях Ветлугин опубликовал статью "Энергия атомного ядра", все пошло от нее.
Атомная энергия была, понятно, хайпом, даже если посмотреть те же доступные онлайн Часовой и Доброволец, там тоже было немало специалистов по вопросам "На сколько частей делится ядро и голова ли Бриан после этого?" Но эту статью Ветлугина, признаюсь, я не читал. Возьму "Грани", посмотрю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]semen_serpent_2@lj
2011-08-29 14:32 (ссылка)
<Если есть достоверные свидетельства о лекциях по физике в Мюнхене, то методист по ТБ не потянул бы>
Чем инструктор по ТБ хуже школьного учителя / командира батареи? Солженицын в "Архипелаге" вспоминает, как делал сообщение об атомной бомбе в бутырской камере, где сидел Н.В.Тимофеев-Ресовский.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-08-29 16:20 (ссылка)
Я за это время добрался до его статей про атомную энергию в Гранях.
Мое мнение, конечно, субъективно: уровень все же выше, чем командира батареи, но ничего глубокого и никаких там личных выходов типа "однажды мы с Капицей".
Научпоп человека с физическим образованием, интересовавшегося темой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Спасибо за внимание!
[info]semen_serpent_2@lj
2011-08-29 17:39 (ссылка)
Потому что сказал я сущую банальность: прочесть популярную лекцию может мало-мальский специалист. Так получилось, что студентом я выслушал подряд лекции на одну и ту же тему "Современный Китай" от лектора ЦК КПСС товарища Воробьева, литератора Ю.П.Власова (составителя книги "Особый район Китая" за подписью П.Владимиров) и своего однокашника О.Ю.Абакумова (он читал её "на картошке" для колхозников). И с удивлением обнаружил, что ораторы говорили примерно одно и тоже, различаясь мелочами: у товарища Воробьева были баальшие понты, Ю.П.Власов был крайне обаятелен, мой однокурсник очень волновался.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dr_guillotin@lj
2011-07-12 15:19 (ссылка)
- весной 1942 находился в Крыму, где располагались 49,50,52 армия, в составе которых на левом фланге обороны было много национальных соединений ("грузины, туркмены, узбеки, казахи")

Номера армий - неправильные. Но насчет национальных соединений в Крыму Тензеров/Пузанов говорит правду.

Образованного человека скорее всего взяли бы офицером, я бы поставил на вариант 2.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-12 15:53 (ссылка)
Спасибо, да. Я тоже так думал, поэтому старался искать офицеров сначала. Там еще странная ситуация с призывом в Нальчике, но родными в Москве.

Но, если получается, что "настоящую фамилию" он вбросил сам (см. выше), то и вариант 4 не исключен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_kurung@lj
2011-07-12 17:22 (ссылка)
Я за вариант 3.
Лекции по ядерний физике в послевоенной Европе - это очень необычно. С учетом, что публикации по ней тогда минимизировались по известным причима..

(Ответить)


[info]sashkabuxtit@lj
2011-07-12 20:34 (ссылка)
капитаном армии США Р; Донахыо - ошибка сканирования.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-13 02:33 (ссылка)
Поправил, спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)