Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Поток сознания ([info]leon_orr)
@ 2009-03-15 18:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА. Сладкий яд по имени "СВОБОДА".


Я не люблю заменители сахара: они все горчат.

Когда я была ребенком, мир был ясным и понятным: вот я, вот взрослые, их нужно слушаться, потому что они - взрослые.
Конечно, существовали исключения. Не всех взрослых следовало слушаться и не всем их требованиям безоговорочно следовать. Но в целом, детский отряд подчинялся отряду взрослых, и, в общем-то, оба отряда неплохо сосуществовали: мы брали со взрослых пример, мы их уважали, гордились ими, любили их.
А они отвечали нам тем главным, что может дать взрослый ребенку: заботой о нем.
Или это их забота вызывала в нас перечисленные мною ранее чувства - не будем здесь обсуждать причинно-следственные связи.

Да, нас держали в строгости и требовали дисциплины.
Дисциплины требовали везде: дома нельзя было разбрасывать вещи, грубить родителям, оставлять недоеденный суп, убегать без разрешения на улицу и приходить домой бог знает когда. Нужно было помогать взрослым, отдавать сдачу, не вмешиваться в разговоры и вообще - знать свое место.
В школе нельзя было болтать на уроках, грубить учителям, драться, обижать слабых и дразнить друг друга, нужно было следить за чистотой класса и своих учебников, ходить в кружки ( где тоже требовали дисциплины) и вообще - держаться в рамках.
Дисциплины требовали от нас всюду: на улице и в транспорте, в кино и театре, поликлинике и парке.

Мы, конечно же, нарушали дисциплину! Мы не были оловянными солдатиками, мы были живыми детьми, переполненными энергией, и рамки послушания не всегда выдерживали ее напора.

НО!

Мы всегда понимали необходимость дисциплины.
Мы понимали, что, если все на уроках будут болтать, то никакого образования мы не получим, а перед нашими глазами были наши папы и мамы, на детство и юность которых пришлась война, из-за чего они не смогли получить должного образования и теперь тянули лямку тяжелых плохо оплачиваемых работ ради нашего прокорма.
Мы знали, что и они мечтали когда-то стать летчиками и балеринами, но, не получив образования, работали слесарями и уборщицами.
Или же, наоборот, мы видели наших успешных родителей, гордились их успехами, понимали, что именно образование принесло им вполне весомые материальные плоды.
И потому мы знали: учиться необходимо!
А какая же учеба без дисциплины?!
Поэтому мы даже помогали взрослым поддерживать дисциплину и сами начинали осаживать тех, кто не хотел или не мог успокоиться и существовать в рамках разумного послушания.

Господи, какой гвалт стоял в кино перед началом фильма!
Как мчались в антракте счастливые обладатели рубля к театральному буфету ( словно дома им давали не такой же бутерброд с колбасой или никогда не покупали лимонад!), как после уроков дрались мы портфелями на аллеях приморского бульвара, а однажды мне даже из двери автобуса пришлось отмахиваться от мальчишек, за что я и заработала замечание от старушки, явно из "раньшего" времени, что стыдно школьнице так себя вести, и потом всю дорогу ехала, не смея поднять глаза.

Мы были детьми, но мы уже начали постигать всю философию жизни, которая зиждется на шатком равновесии между "можно" и "нельзя" - и так было всегда и всегда будет, потому что всегда что-то можно, а что-то нельзя.
Когда я была ребенком, взрослые говорили нам, что можно, а что нельзя, постепенно начинал работать основной закон статистики, количество переходило в качество, и мы приобретали способность самостоятельно решать, что можно, что - ни-ни, а что зависит от обстоятельств.

Когда я была ребенком, взрослые были взрослыми.

По мере моего взросления мир вокруг меня менялся, и я менялась вместе с ним, но нечто, сформированное внутри меня моими взрослыми в моем детстве, оставалось незыблемым, и оно помогало мне ориентироватся по карте жизни даже в отсутствии того компаса, каким служили мне взрослые, когда я была ребенком.
И большинство моих сверстников, кто с детства обитал в мире, подчиненном дисциплине, такие же.

Тут я хочу сделать небольшое отступление и предвосхитить возможные возражения на тему, что СССР был тюрьмой для личности и что поэтому требования дисциплины были не чем иным, как одним из проявлений тюремного режима.
Когда я пишу о дисциплине, я не имею в виду государственную политику, я не поднимаюсь выше быта и повседневных человеческих взаимоотношений.
От нас требовали приличного поведения на уроках и спектаклях не потому, что страна была отгорожена от остального мира железным занавесом, не из соображений воспитания верных ленинцев, а из чисто практических устремлений: всем легче жить, когда все ведут себя прилично и не действуют лишний раз на нервы друг другу.
А жизнь была много труднее, чем она сейчас - опять-таки, я имею в виду только лишь быт, только лишь повседневность.

И, кстати, из тех книг зарубежных авторов, что проникали в нашу тюрьму сквозь все заслоны, мы узнавали, что, когда я была ребенком, от детей во всем мире требовали послушания и дисциплины.

Пятнадцать лет своей жизни я отдала школе и работала не за страх, а за совесть.
Я была очень жестким учителем: мои требования дисциплины на уроках были категоричными и обсуждению не подлежали.
При этом у меня были отличные отношения с учениками и родителями, потому что, требуя приличного поведения, я не унижала и не оскорбляла своих учеников.
И однажды ребята сказали мне, что не любят учителей, не требующих дисциплины, потому что у них трудно учиться: никогда не знаешь, что можно, а что нельзя.

Дети не приходят в этот мир с пониманием хорошего и плохого, они не знают правил игры, по которым живет сообщество взрослых, им не известны общепринятые условности, облегчающие нам сосуществование, и задача взрослых - сообщить им необходимые знания и научить пользоваться ими.

Если взрослые делают это, то они - взрослые.

Израиль огорошил меня поведением здешних детей.
Придя в школу к дочери, я обнаружила ребят, которые свободно болтались из класса и в класс.
На мой вопрос, не началась ли уже перемена, мне недоуменно ответили, что ничего подобного, а когда я спросила, почему же тогда они шляются, ответили, что им так хочется.

Меня поражало все: девушка ( или парень), сидящая в автобусе с ногами на противоположном сидении и стоящие рядом немолодые люди, не делающие ей замечания ( со временем, я научилась просто сбрасывать такие ноги с сидения и долго аффектированно отряхивать обивку кресла, довольно громко бурча об эгоистах, не умеющих жить среди людей и портящих этим людям жизнь).
Дети, бегающие с дикими криками по супермаркету, поликлинике, любой конторе, о которых ни в коем случае нельзя споткнуться и которым нельзя сделать замечание, потому что дети - это святое.
Маленькие дети, не спящие в одиннадцать-двенадцать часов ночи и впадающие в неистовство от усталости.
Подростки, шляющиеся вне дома в будний день в два-три часа ночи.
Учителя, которые не могут провести урок, потому что все силы уходят на то, чтобы унять класс...

Перечислять можно до бесконечности, я не стану делать этого.

О наших детях местные учителя, психологи и социальные работники поначалу говорили, что они у нас запуганные, зажатые, задавленные дисциплиной, что они не способны поэтому к творчеству, что мы калечим личность ребенка, ограничивая его свободу, а значит, из наших детей никогда ничего путного не получится, ибо только свободная личность способна к великим свершениям.
Наших детей жалели.
Их пытались "лечить", отправляли к психологам.
Социальные работники приняли охотничью стойку и пытались выяснить у ребят, не издеваются ли над ними дома, раз они такие тихие на уроках.
Нужно сказать, что несколько раз социальные работники добились успеха и сумели вдохновить детишек на оговор родителей, в результате чего несколько отцов оказались за решеткой, а у нескольких матерей-одиночек детей отняли и передали в чужие семьи.

Со временем, разговоры о зажатости наших детей пошли на убыль.
Не потому, что дома с них стали требовать меньше и они стали вести себя, как их сверстники-уроженцы страны, а потому, что вдруг обнаружились их неплохие успехи в учебе, их успехи в различных кружках и секциях, которые родители оплачивали, урезая себя во всем, чтобы ребенок не болтался без дела и не придумывал приключений на свой зад, лишь бы убить время и скуку.
И тогда кое-кто из коренных жителей Израиля стал говорить, что репатрианты из России каким-то образом умудряются внушить своим детям требования порядка и не задавить при этом их личностных качеств и что, может быть, имеет смысл изучить этот феномен.
Сразу скажу: никто ничего изучать не стал, разумеется.

Потому что в мир обрел, наряду со старым фетишем, деньгами, новый.
Имя ему СВОБОДА.

О, люди всегда стремились к свободе, достаточно вспомнить бунты рабов и крепостных.
Но понимание свободы претерпело такие изменения, что свобода в нынешнем значении ничего общего не имеет с тем прекрасным, чего вожделели рабы и за что проливали кровь - свою и чужую.

Понятие свободы социальной нечувствительным образом перетекло в понятие свободы от обязательств.

Раб хотел социальной свободы.
Он был готов работать так же тяжело, как и работал, но при этом самостоятельно принимать решения, касающиеся жизни его и его близких.
И этих близких он хотел выбирать сам.
И нести за них ответственность, а ведь это главная прерогатива свободного человека: нести ответственность - за себя, за родных и близких, за друзей, за дело, за родину, за весь человеческий род и жизнь на Земле.
И ради того, чтобы добыть это право, раб шел на риск и смерть.

Современный человек тоже хочет свободы.
Но что ему мерещится, когда он произносит это слово? О какой свободе идет речь?
Ведь давным-давно ликвидированы и рабство, и крепостничество.
Ушли в небытие наказание кнутом и посыл на конюшню для получения розог или батогов, право первой ночи кануло в Лету, более того, за один только нескромный взгляд современный "сеньор" может оказаться за решеткой, то есть потерять свободу всяческую.
Так о какой же свободе грезит мой современник?!

Если посмотреть, как он живет, то, на первый взгляд, может показаться, что он уже свободен и богат - и чего же ему еще надо?
Однако при более пристальном и непредвзятом вглядывании в его жизнь, становится понятно: он раб, но расставаться со своим рабством не спешит, а может быть, даже и не подозревает о нем, не осознает его.
А если и осознает, оно его устраивает.
Потому что это рабство позволяет ему не принимать решений.
Не брать на себя ответственность.
Не отвечать ни за что.
Не думать, оставлять эту привилегию другим.
Лишь бы ему платили.
Много платили.
Хорошо платили.
Чтобы он мог откупиться от своих близких хорошим жильем, хорошей едой, одеждой, поездками на море и за границу, дорогими игрушками, украшениями и прочими благами.

Это взятка. Это взятка самому себе.
Дав ее, человек считает, что теперь-то он свободен от тяжкого труда воспитания, он наставничества, от ответственности за мировоззрение и поведение собственных детей. От того, чтобы быть примером собственному ребенку.

Разве это не так?! Разве не свободен?
Разве он не дал детям главное, может быть даже то, чего сам был лишен в детстве - материальный достаток?
Разве ребенок, у которого есть все, не обязан вести себя прилично, чтобы не доставлять хлопот родителям? Разве не ради материальных поощрений ведут себя люди прилично и разве не из страха перед наказанием стараются не преступать закон?

Но оказывается, что - нет.

Не ведет себя ребенок прилично, ибо не знает, как это "прилично" выглядит.
А страх наказания живет далеко не во всех людях, да и не всегда наказание бывает столь неотвратимо, чтобы человек его боялся всерьез ( иначе мы бы уже давно жили и горя не знали: все тюрьмы были бы разрушенны, а полицейские продавали бы воздушные шарики и сладкую вату на каждом перекрестке).

И родители, откупившись от потомства, вдруг оказываются загнанными в угол дикими выходками своего по уши упакованного отпрыска, а дом превращается из тихого уголка, куда приползаешь под вечер трудного дня, чтобы прийти в себя, в филиал сумасшедшего дома - только без обученного персонала.
Жизнь теряет свою привлекательность. Третируемые дитятей, родители мечтают лишь об одном: чтобы наконец скорее он подрос и можно бы был сдать его в школу под ответственность учителей, которые не смогут игнорировать ребенка, потому что ведь они зарплату получают!
А пока они продолжают откупаться от маленького монстра, зная, что новая взятка хоть на время утихомирит его и даст им передышку.

И вот — барабанная дробь! - дитя отправляется в школу.
Родители облегченно вздыхают и расслабляются.
Зато напрягаются учителя.

Дитя, привыкшее черт знает что творить дома, продолжает делать то же самое в школе.
Оно привыкло, что при первом же звуке его голоса, набирающего крещендо, родители, как дрессированные собачки, встают на задние лапки и несут в зубах очередное подношение, лишь бы оно заткнулось.
Но вот странность: в школе этого не происходит!
И тут ребенок обнаруживает, что все другие дети ведут себя так же, как и он, а учитель мечется перед ними, ни в силах утихомирить, потому что в общении с такими деточками можно легко перегнуть палку, а этого нельзя: родители разгневаются и устроят неприятности.
А неприятности могут повлечь за собой уменьшение ассигнований — и кому это надо?
Да и не такую зарплату получают эти люди, чтобы бессмысленно класть себя на алтарь просвещения и исправления чужих огрехов: ведь в современном наробразе, как в бизнесе, всегда прав клиент, то есть — ученик.

Однако необходимо же как-то объяснить обществу, почему взрослые, в чьи обязанности входит вводить детей в курс нормального человеческого поведения, свои обязанности не исполняют.

Почему приходится ездить в транспорте под вопли и визг подростков на заднем сидении.
Почему молодые мужчины лезут в автобус отталкивая девушек и женщин.
Почему стеклянные будочки автобусных остановок через два дня оказываются разбитыми вдребезги, урны стоят пустые, зато ветер вольно носит вдоль улиц сигаретные пачки, обертки от шоколада и одноразовые стаканчики.

Количество «почему» нарастает лавинообразно, и эта лавина угрожает погрести нас под тяжестью непрофессионализма и неумения логически мыслить и принимать решения людьми, получившими образование в школе, где могут отменить изучение предмета лишь по той причине, что учитель не сумел наладить дисциплину на своих уроках ( так произошло с уроками арабского языка в классе, где училась моя дочь).

Но те, кто эту лавину вызвал, нашли изящный ответ, который в эпоху торжества демократии просто обязан был стать беспроигрышным.
И стал.

Оказалось, что требование от детей держаться в рамках и вести себя дисциплинированно, нарушает их права.
Оно лишает детей свободы.
Оно унижает их достоинство и калечит их психику ( недосыпание не калечит, а молчание во время объяснения учителем нового материала — таки-да!).
Оно недопустимо в современном бурно меняющемся мире.
Оно мешает создавать человека будущего — и бла-бла-бла.

Общество богатых рабов приняло «новую педагогику» на ура.
Теперь можно было жить, не мороча себе голову улучшением манер и характера отпрысков.
Теперь можно было не тужиться, чтобы выглядеть в их глазах кумиром.
Теперь, слава тебе, господи, вообще можно жить, как хочется!
Главное, деньжат заработать, а все остальное — шерри-бренди.

Живем, как хочется!
Под пристальным взглядом детей, которым не объяснили, не показали, не дали образца для подражания.
Которые, в своих дорогих одежках, сытые, ленивые, не умеющие занять свой досуг, барахтаются в мутной воде взрослого мира, не понимая ни нас, ни самих себя.
А это непонимание подвигает их на дикие поступки и действия.
И нам только и остается, что развести руками: «Чего им не хватает?!»

Мы принимаем их дикое поведение за норму, потому что ведь за долгое время невнимания к ним мы тоже перестали их понимать.
Мы считаем их агрессивными, сексуально озабоченными, безумными, напористыми и наглыми.
И мы так привыкаем считать такое поведение нормой, что, встретив ребенка, умеющего сказать «спасибо» и «пожалуйста», не стукача, не бьющего по вечерам фонарей, читающего книги и сидящего тихо на уроках, мы напускаем на него свору психиатров и социальных работников. А то и полицейских.
Потому что приличное поведение перестало быть нормой.
И перестали быть нормой родители, занимающиеся своими детьми.
Потому что общество безумно и лишь безумие считает нормой.
Оно отравилось сладким ядом, заменителем свободы.
Его тоже зовут свободой.
И он горек.

********************

Я не претендую на открытие америк через форточку.
Я просто излагаю свое видение проблем современной семьи и школы, к чему меня подвиг этот пост:

Как мой сын хотел стать убийцей

********************

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА.


(Добавить комментарий)


[info]lady_vi@lj
2009-03-15 13:12 (ссылка)
Спасибо, все так и есть.
Я только никак не могла собраться написать так длинно и подробно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-15 13:14 (ссылка)
Это вам спасибо - так быстро прочли и откликнулись!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cambala@lj
2009-03-15 13:48 (ссылка)
спасибо. очень интересно. мама мне говорила про излишнюю свободу израильских детей. про наших я мало знаю. давно не работаю ни в школе, ни в библиотеке. в транспорте и во дворе (бывает) воспитываю иногда. но поскольку я не педагог против целой оравы, то могу пообщаться вежливо. вроде как: "Я верю, что ты просто забыл: нельзя ноги класть на сиденье..."
сильно задумалась. в понедельник 30-ого мне нужно будет идти в библиотеку (открытие Недели детской книги). приведут шестой класс. той самой школы, где я училась. посмотрим, посмотрим. если что будет интересное, отпишусь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-15 15:47 (ссылка)
Один раз мы с мужем наблюдали следующую картину: молодой папа с тремя детьми.
Дети тянут его в кафе, папа отказывается.
Одно из детей начинает дико орать.
Все происходит в супермаркете - есть у нас тут огромный, в нем два или три кафе, где можно поесть в процессе выбора продуктов.
Вопит так - стены дрожат.
Все раздражены, всем действует на нервы.
Что должен был сделать этот папа? Уйти, увести детей домой.
Но он сдается и ведет их в кафе.

Другой пример.
Еду в поезде. Напротив меня сидит молодая женщина с девочкой, девочке лет пять.
Ехать далеко и долго, ребенку скучно, но у мамы нет ничего, чем бы можно было девочку занять ( я в дорогу без книжек-игрушек-карандашей не пускалась).
Девочка болтает ногами, бьет меня, пачкает мне брюки.
Я отвожу ее ноги, она тут же делает то же самое.
Так продолжается некоторое время. Мама все видит, но ничего не предпринимает.

Я прошу маму укоротить дитя.
Мама мне отвечает, что это ребенок, она маленькая, она не знает, что можно и что нельзя, а я могла бы и потерпеть.
На мой вопрос, почему я должна терпеть, отвечает: потому что это ребенок!
Я возражаю, что не вижу причин, почему я должна терпеть неприятные ощущения от ребенка да еще и от чужого - я бы и от своего такого не терпела бы.
На мой вопрос, как этот ребенок сможет правильно вести себя во взрослом возрасте, если ему сейчас не объясняют, что можно и что нельзя?

Ответа мне не дают, девочку пересаживают, теперь она бьет ногами мою соседку, немолодую даму, имеющую вид университетского профессора ( и села она возле университета). Все это время она молча слушала нашу перепалку ( которую слушала и девочка тоже, разумеется).
Теперь мать пытается отвести ноги девочки, но дама-профессор говорит: "Ничего, ничего, мне не мешает"!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cambala@lj
2009-03-16 05:03 (ссылка)
***
у Давидки нашего была привычка лапать витрины.
захожу в магазин - продавец моет витрины.
задаю вопрос:
- можно я его за ваш счет повоспитываю?
и начинаю объяснять: "Вот ты лезешь ручками, пачкаешь стекло... А человек моет... Поэтому она занята и ничего не может нам продать. Остаешься без йогурта!"
зашли через двадцать минут. лапки от витрин были убраны.

***
ехала в троллейбусе. мальчики (один высокий мулат, другой - пониже, очень улыбчивый, славянской внешности, оба в спортивной форме) приплелись к нашей беседе с молодой девушкой по поводу пирсинга (ее моя соседка-старушка стыдила, а я заступалась).
- а вы, - спрашиваю, - спортсмены?
- да!
- а почему вы на садитесь? есть же места? - изображает сочувствие старушка, которая только что пыталась выжать из меня пониание на предмет "понаехавших".
- мы футболисты! нам сидеть ни к чему! пусть кто-то другой сядет!
- вы - гордость украинского спорта! - говорю с уважением. - и настоящие мужчины.

***
еще один раз я Давидке жестко и наглядно продемонстрировала, что испытывает человек, если мальчег размахивает палкой.
как может разозлиться собака, как может испугаться женщина за свои колготки и платье, как страшно - когда перед лицом ребенка.
теперь махать палкой по соглашению мы ходим в посадку. а если вдруг навстречу идут гуляющие, тут же палку свою прижимает к боку. как шпагу.

***
а вообще мы любим пошалить. безобидно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 07:50 (ссылка)
Ну, если бы все бабушки и мамы вели себя с детьми, как вы!
У меня в ленте есть несколько образцово-показательных бабушек - это вы, Веничек, Мила Минц, Мадра.
Просто представить невозможно, что ваши внуки вырастут безбашенными идиотами, не наученными элементарным вещам!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krupelega@lj
2009-03-15 14:14 (ссылка)
Мне кажется ,что этот пост убедительно талантлив,т.к. содержит в себе важнейшие истины,ставшие почему-то сомнительными в совремённом мире,где уже не единичны случаи немотивированных расстрелов своих соучеников и родителей и соседей,не говоря о бомжах,людей с другим цветом кожи и с другим разрезом глаз.Хамство с учителями и родителями стало нормальным явлением...
Мне кажется,что этот пост мудр,своевремен и нужен. И очень бы хотелось,чтобы высказанные в нём идеи стали для многих информацией к размышлению и к выводам,которые помогут приблизиться к оптмальным формам воспитания .
Ведь даже в дикой природе животные учат чему-то своё потомство и не всегда это проходит гладко и нравится дитёнышам...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-15 16:46 (ссылка)
Сама прошлой весной наблюдала - и даже описала в своем журнале, - как воробей учил птенца летать, а тот боялся и не хотел, и отец его ужасно ругал, а потом просто столкнул с карниза.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]duchelub@lj
2009-03-15 15:09 (ссылка)
Да, согласна со всем.Все мы, олим, тоже были поражены тем же, что и Вы. И сами не раз обсуждали эти проблемы и говорили то же самое, но Вы правильно определили сущность рабства и ложное понимание так называемой свободы.

(Ответить)


[info]levkonoe@lj
2009-03-15 15:25 (ссылка)
сложно все это

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-15 15:30 (ссылка)
Согласна.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gwendel@lj
2009-03-15 15:32 (ссылка)
Спасибо вам огромное.
Мне кажется, что многие так думают, но боятся сказать. Дисциплина переходит в отряд вечерних кухонных разговоров с задернутыми шторами.

Я закончила школу в Америке. И тогда я уже была в ужасе от происходящего. Нашему директору например была сломана рука когда он пытался драку разнять. 15 лет назад, да. При этом школа считалась одноы из трех лучших. А теперь гораздо хуже. Ребенок скажет дискриминация, сексуальные домагательства, и все.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-15 16:47 (ссылка)
Да, выглядит все так, словно детей сознательно натравливают на взрослых.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orel_na_vole@lj
2009-03-15 17:22 (ссылка)
Грустно.

(Ответить)


[info]snake_elena@lj
2009-03-15 20:40 (ссылка)
Самое дикое во всем этом, что ведь дети действительно любят дисциплину! Я помню, как однажды они сказали мне это в Англии. Их там было 50 человек разных возрастов - попробуй-ка, сдержи такую толпу! Однако сдерживали легко, потому что они и сами этого хотели.

Обидно, что этих мыслей, как всегда, не прочтут те, кому это совершенно необходимо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 07:45 (ссылка)
Конечно!
Ребенок получает столько впечатлений, что у него сил просто не остается еще и на осмысление собственных действий.
Ему гораздо проще, если взрослые определяют рамки дозволенного, и в этих рамках он может чувствовать себя свободным.

Когда Дашка в Питере шла гулять во двор, мы с нею повторяли "правило семи "не": не разговаривать с незнакомыми людьми, не идти с ними никуда, не садиться в машину, не заходить в подъезды, не выходить на улицу, не брать ни у кого угощение, не верить, что человека прислала я.
Она каждый раз пыталась сказать, что помнит, но я заставляла ее все же сказать все это вслух. Мне казалось, что я ее таким образом кодирую, и она автоматически будет вести себя правильно.

Но, даже протестуя против еще одного повторения, она понимала, что я права и мои требования справедливы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snake_elena@lj
2009-03-16 12:02 (ссылка)
В том-то и дело. А если ему никаких рамок не ставить, он просто не понимает, как вообще жить и как себя вести. Отсюда и миллион проблем, и распущенность, и проч.

Печально это все. Человечество старательно рубит сук, на котором сидит, а потом начинает кричать "ай-я-яй".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 12:14 (ссылка)
Вот-вот.

Архитектор Стасов имел огромную семью - не то десять, не то двенадцать детей.
И он считал, что дети никогда не должны оставаться без надзора взрослых, потому что они ведь не знают, как себя вести правильно, так вот, чтобы сразу исправлять ошибки их поведения, взрослые должны держать их при себе и мгновенно реагировать на возможный эксцесс и объяснять, что не так.
При этом он считал, что этими взрослыми обязательно должны быть сами родители.
Я так понимаю, что все вечера семья проводила вместе, а жена его весь день была при детях, ну, с помощью нянь, разумеется, но дети никогда не сбрасывались на руки одних нянь.
Конечно, у них была другая жизнь, все другое, но мало ли людей их круга спокойно препоручали потомство боннам и нянькам?!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snake_elena@lj
2009-03-16 14:06 (ссылка)
За любой нянькой должен быть присмотр, мало ли, чего она наворочает. пусть и с стародавнишние времена, когда прислуга ответственной была, но все равно не родители.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 14:14 (ссылка)
И тем не менее, мало ли мы читаем в литературе рассказов о детях, полностью передоверенных родителями нянькам?
Полно!
Всегда это было.
Но ты вспомни совок.
Разве там можно было "присматривать" за детским садом?
Я молодая была, наглая, пару раз воспитательнице давала по мозгам, но ведь было страшно, что на ребенке отыграется.
И ведь отыгрывались.
Меня, я помню, воспитательница-аджарка в Батуми щипала за то, что я маме пожаловалась, что она нам книжки на грузинском языке читает и наказывает, если кто отвлекся ( детский сад был русский, в нем полагалось разговаривать и читать на русском). А представляешь, каково это пятилетнему ребенку сидеть сорок минут и слушать какую-то херню на чужом языке?! Мы, конечно, болтать-болтали на грузинском, но что это был за язык - детский, уличный, книги мы не понимали.
Про щипки я уже побоялась сказать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snake_elena@lj
2009-03-16 14:19 (ссылка)
Это да. Однако даже такое "высиживание" работало на дисциплину, как ни крути.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 14:31 (ссылка)
Нет, вот тут я не согласна.
Это было чистой воды издевательство над русскими детьми, мы это понимали, и ты не представляешь, что выделывали мальчишки после таких "посиделок"!
Правда, ее быстро убрали: видимо, не я одна пожаловалась маме.

Подобные меры работали не на укрепление дисциплины, а на подавление личности, что с разумной дисциплиной ничего общего не имеет.
Были ведь воспитатели, которых слушались потому, что любили, потому что видели разумность их требований.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snake_elena@lj
2009-03-16 14:40 (ссылка)
Понимаешь, тут и ты права, и в какой-то степени я. С одной стороны, все верно - нельзя подавлять личность, нужно предъявлять только разумные требования, которые ребенок понимает, и все такое. И, вероятно, именно в твоем случае воспитательница поступала так из вредности. Но очень часто, особенно когда ребенок еще маленький, объяснить ему разумность своего требования практически невозможно, он все равно будет считать это насилием над личностью, даже если не в состоянии еще выразить это словами. Однако нередко приходится просто запрещать что-то, или требовать выполнения каких-то определенных действий, и зачастую даже не хватает времени объяснить, почему это, допустим, опасно - важнее спасти ребенка (это экстрим, но зато очень иллюстративный). Поэтому подобные действия воспитателя можно расценивать, как тренинг на безусловное послушание.
Опять же вспоминая Англию. Дейв на претензии наших детей по поводу слишком суровых требований отвечал коротко и ясно: rules are rules. И не спрашивайте, почему так, а не иначе. Просто у нас такие правила. Точка.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snake_elena@lj
2009-03-16 14:20 (ссылка)
И потом, когда мать вынуждена работать ради куска хлеба, тут уже вариантов нет. А если ты в состоянии нанять няню, так может, проще дома сидеть?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 14:34 (ссылка)
Многим женщинам хочется реализоваться в профессиональной сфере, дело даже не в деньгах, а в том, чтобы свое время не упустить: мы и так от мужиков отстаем за счет беременности и первых месяцев жизни детей.
Их можно понять. Женщина не квочка, почему она должна терять возможность роста?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snake_elena@lj
2009-03-16 14:40 (ссылка)
Остается ответить словами Леконои - сложно все. И всегда приходится выбирать, что важнее и в какой момент.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marja_marishka@lj
2009-03-16 04:49 (ссылка)
Ни в коем случае не буду оспаривать вышесказанное, наблюдаю сама расхристанность наравов поколения младого.
А с другой стороны очень режут глаз педагогические приёмы наших постсоветских мамаш, особенно на отдыхе. Бесконечные одёргивания, поучения, наставления, грубые окрики. Отдых превращается в сущую муку и не сказала бы я, что дети их дисциплинированны как-то по-особенному, скорее наоборот - они более изобретательны в шалостях. Вероятно, такая модель поведения - это тоже крайность. Лёгкий путь. Как не прикладывая душевных сил, не заморачиваясь на внутреннюю работу добиться желаемого.

Мне кажется, всё это из-за отсутствия любви, как в первом случае, так и во втором.
Вместо любви наше общество придумало заменитель, искусственный продукт, суррогат, всё что угодно, но только не любовь. С самого рождения мы суём малютке вместо груди - смеси, вместо маминой колыбельной - няню, потом сказку перед сном заменит телевизор, потом в дом прийдёт компьютер, потом, потом... Как это удобно, как это освобождает... Сколько появляется свободного времени. Свободного... от любви собственных детей.
Они вырастают и им уже не нужна любовь, потому что они о ней не знают, они привыкли к сладкому заменителю, который мы им навязали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 07:39 (ссылка)
Ты права абсолютно!
Вообще произошла подмена понятий.
Вместо любви - секс, а по отношению к детям - просто материальное обеспечение.
Вместо уважения к другим нациям - политкорректность, вместо единомыслия - толерантность...
И ведь эти понятия не только звучат различно, они и смысл имеют разный.

Грубые окрики и одергивания, о которых ты пишешь, это, по сути дела, то же равнодушие, о котором написала я.
Вот как я ходила на пляж со своими детьми?
У меня ведь там секунды свободной не было.
То мы делали зарядку, то мы искали камушки и ракушки, вместе шли купаться ( а как же еще можно отпустить в воду маленького ребенка?), завтракали, отдыхали в тени и при этом играли во что-нибудь, строили замки из песка...

А те мамаши, о которых ты пишешь, ведь одного хотят: чтобы их, наконец, оставили в покое. Они ведь ребенка на море привезли? Услугу ему оказали? Теперь он должен быть им благодарен и в благодарность вести себя так, чтобы мама могла спокойно точить лясы с чужими людьми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]marja_marishka@lj
2009-03-16 08:07 (ссылка)
Именно!
Подмена. И причём незаметненько так... Вроде как и прекрасно стремление к хорошей жизни, но вот средства, средства...
Может Земля-матушка таким образом пытается освободиться от нас, привыкших только потреблять и услаждать себя-самоё? Надеется, что это самовлюблённое животное, возомнившее себя царем природы, рано или поздно разрушит и себя и пусть уж это разрушение произойдёт естественным порядком, по человеческим( вернее нью-человеческим) правилам игры?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2009-03-16 12:15 (ссылка)
Мне и самой не раз приходит мысль, что Земля нами недовольна и хочет нас наказать.

(Ответить) (Уровень выше)