Очень спорная статья, высказывания Блинкина содержат двусмысленности и противоречия.. Директор института экономики Михаил Блинкин: «Общественный транспорт вскоре победит личный»
2012 год принес немало нововведений для автомобилистов. Отменен техосмотр, выделены полосы для общественного транспорта в Москве, возвращены дорожные фонды. Что нас ждет дальше? Об этом «МК» спрашивал директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, члена Общественной палаты РФ Михаила Блинкина.
— Сергей Собянин вступил в должность мэра Москвы в октябре 2010 года. Ваше мнение: что удалось и что не удалось сделать мэру для улучшения транспортной ситуации в городе?
— Градостроительная политика московских властей стала гораздо более разумной и осмотрительной. Новая городская власть отказалась от нескольких сотен (!) строительных проектов на площадках, не обеспеченных резервами пропускной способности улично-дорожных сетей и возможностей общественного транспорта. Тем самым сделан вполне определенный (пусть и нерадикальный) шаг в сторону соблюдения разумного баланса между тем, что мы на определенном пятачке городской территории можем построить, и тем, как мы будем там ходить и ездить.
Добавлю, что новая администрация провозгласила вполне верный лозунг приоритета общественного транспорта и — самое главное — начала претворять его в жизнь. Составлена государственная программа до 2016 года. По большинству позиций она достаточно взвешенная. В ней, в частности, предусмотрены чрезвычайно энергичные меры в области метростроения и обновления подвижного состава всего общественного транспорта.
А теперь еще одна бесспорная констатация. В 2011 году скорости автомобильного передвижения по Москве стали еще ниже, чем год назад; пробок меньше не стало.
Причины лежат на поверхности. Количество автомобилей в городе продолжает расти, причем темпы роста в 2011 году были заметно выше, нежели в 2009-2010 гг. Развитие улично-дорожной сети идет привычными скромными шажками и в основном в рамках столь же привычной идеи «расширения вылетных магистралей» и «строительства дублеров». Основная масса автомобилистов ни на копейку не изменила привычных стандартов транспортного поведения: мы по-прежнему едем «от двери к двери», даже если «вторая дверь» находится в пешей ходьбе от Кремля; каждые четыре московских автомобиля по-прежнему перевозят общими усилиями не более пяти горожан.
Так что мы продолжаем лить воду в бочку, которая и без того уже полна до краев.
— Что же делать? Какие первоочередные меры должны осуществить городские власти для улучшения транспортной ситуации?
— Транспортные перспективы Москвы по-прежнему остаются крайне тревожными. В части средних скоростей сообщения мы ежегодно теряем 1-1,5 км/час. В 2011 году средняя скорость движения в городе снизилась до отметки ниже 20 км/ч. Мы неуклонно движемся к транспортному коллапсу. Это понятие означает катастрофическое сжатие транспортно-доступного пространства. Оно имеет вполне четкие и наглядные признаки: продолжительность систематических заторов, выходящая за суточный цикл жизни города; формирование транспортно-изолированных фрагментов городской территории, куда придется ездить с ночевкой; появление на рынке недвижимости специфических неликвидов, которые не покупают исключительно в силу их транспортной недоступности.
Теперь о мерах, способных все эти неприятности предотвратить или хотя бы как-то смикшировать. Главные из них проходят по разряду транспортного самообучения города и горожан.
Москва не располагает территориальными ресурсами для выполнения функций всероссийского грузового хаба. Несмотря на всю привлекательность грузовых логистик для бизнеса и городского бюджета, от этих функций предстоит избавляться. И чем скорее, тем лучше.
Москва, по крайне мере в центральной и срединной части города, не располагает территориальными ресурсами для материального производства: сборки автомобилей, варки мыла или производства шоколадных конфет. Судя по опыту успешных мегаполисов, продвижение к тотально «non factory» (неиндустриальному) бизнесу неизбежно. От большой индустрии в городе предстоит избавляться. И чем скорее, тем лучше.
В центральной части города физически невозможно сохранить режим практически свободной и бесплатной парковки. Судя по опыту зарубежных мегаполисов, парковка здесь должна быть жестко зарегулированной и чувствительно дорогой. Соответственно, абсолютное большинство горожан, работающих в центре города и его окрестностях, должны приезжать сюда на общественном транспорте.
Замечу, кстати, что в продвинутых городах мира молодая часть населения — по мере распространения современных рельсовых систем и тотального проникновения wi-fi — стала воспринимать ежедневные автомобильные поездки «дом — учеба» или «дом — работа» как нечто старомодное. Для молодых москвичей, как правило, автовладельцев первого поколения, эта идея пока категорически неприемлема.
Вопрос здесь, разумеется, не только (и не столько!) в социальной психологии. Для пересадки горожан на общественный транспорт настоятельно требуется, в частности, системное транспортное и пешеходное обустройства центральной части города. Без такого обустройства мы никогда не убедим горожанина оставить автомобиль на периферийной парковке. До нужной станции метро он как-нибудь доедет, но что потом? Как он доберется от метро до своего офиса и как доберется от своего офиса до любого другого нужного места в течение рабочего дня?
План такого обустройства должен включать все общераспространенные в европейской практике преференции для трамваев и пешеходов, а также стандартные «антиавтомобильные» ужесточения. Вот гипотетический список этих мер для окрестностей «трамвайной части» Бульварного кольца — от Устьинского проезда до Чистых прудов:
— устройство инженерно-обособленного трамвайного полотна с одновременным обновлением подвижного состава и повышением частоты движения;
— организация одностороннего движения и введение режима «Жилая зона» (знак 5.21) на всех второстепенных улицах;
— введение ограничительного парковочного режима, включая жестко лимитированное количество парковочных мест на проезжей части и тотальный запрет парковки на тротуарах;
— предоставление исключительных парковочных прав местным жителям.
В совокупности все это называется режимом ограниченного автомобильного доступа.
( Read more... )Текст спорный в той части, которая посвящена мерам к продолжению роста автомобилизации, несмотря на декларацию "победы общественого транспорта".
Пройдусь по тексту снизу-вверх.
Неприемлем раздел платного проезда - "дифференцировать покилометровый тариф", г-ну Блинкину и иже с ним надо намекнуть, ЧТО ЭТО НЕ ПРОЙДЕТ, естественное, конституционное право свобоного перемещения не может быть ограничительно-платным и разделять возможности доступа к общественным благам по уровню доходности. Только перевозка коммерческих грузов и пассажиров должна возмещать городу затраты на ее обеспечение. Монетарные ограничительные меры проблем не решают, но 100% ведут к злоупотреблениям и криминализации. Поэтому и платные дороги неприемлемы в принципе, а не по причине малой эффективности в привлечении средств. Это дублирование расходов, неудобств и нагрузки на среду, что обойдется обществу не вдвое дороже, а гораздо больше. Подумайте сами, проблему разреженной дорожной сети России предлагается решать созданием параллельных дорог на востребованных участках, а не системным развитием сети. Это может привести лишь к усугублению разницы в транспортной доступности "депрессивных" и "эффективных" ее частей.
"Дорожные фонды" за счет отчислений от налогов и акцизов - мы уже проходили. Логично предположить, что уже избыточно автомобилизированные регионы будут собирать налогов больше и активнее наращивать автоинфраструктуру, стимулировать автомобилизацию еще более. Пока не закатают в асфальт всю поверхность? А уже малонаселенные районы придут к полной дорожной разрухе и еще большему оттоку населения.
Также, я считаю вредной идею "дорогого топлива" и "платных парковок" с неясными "приоритетами для местных жителей". Дорогим топливо может быть только для тех, кто получает прибавочную стоимость на его использовании, а для остальных - по себестоимости, социально значимым структурам - даром, фондироваться по факту, а не по предварительным заявкам. Погашаемые талоны, например. А то сельским школам, детдомам, пожарным и скорым постоянно не хватает, если что. От монетарного регулирования можно отходить, чтобы не плодить паразитов-посредников.
Парковок на поверхности вообще не должно быть в городе, а кратковременную остановку можно делать везде - там - где ПДД допускают, по краю дороги. В мире есть отработанные системы взимания штрафов за превышение времени остановки, специальные службы. Функцию же "парковки" - хранения автомобилей должны выполнять гаражи, премущественно подземные. По сути, как транспортное средство, автомобиль - прямой потомок ж\д дрезины, моторизованный вагончик, вот он и должен перемещаться "от депо до депо", от места хранения и обратно к месту хранения. Как "для поезда - рельсы", так и "для автомобилей - проезжая часть". Только так, а все что за пределами проезжей части - не для автомбилей, туда нельзя. Обеспечить соблюдение этого простого правила можно
инженерным ограждением проезжей части, а не ограждением тротуаров и насаждений, как сейчас делается. Выезд за пределы проезжей части - это и есть грань наказуемого поведения.
Техосмотр я ни разу не проходил, всегда свободно покупал. Раньше это стоило 100 баксов "по знакомству", не знаю как теперь. Имел отношение к обеспечению пунктов техосмотра проверочным оборудованием, поэтому не имею к ним ни малейшего доверия, увы. Каким образом предложение Блинкина по изъятию техосмотра из ведения ГИБДД может изменить этот суверенный обычай? Цены упадут, возможно? Коррупция из госорганов переместится в частный сектор, но суть корыстной имитации техосмотра не изменится.
Позицию по "фривеям" разделяю.
В ГОРОДЕ НЕТ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ - ТОЛЬКО УЛИЦЫ. Из этого нужно исходить при принятии любых градоустроительных решений, а не превращать городские жилые кварталы в придорожные трущобы.
Далее, количество светофоров нужно не сокращать, а увеличивать - раставляя их везде, где это потребно местным жителям, снабжая кнопкой переключения "по требованию". А строительство подземно-надземных переходов в пределах города ЗАПРЕТИТЬ. Это реальное препятствие для пешего перемещения и прямая мотивация роста автопользования.
Против автотоннельных пересечений улиц я ничего не имею, а вот мосты и эстакады - значительно ухудшают качество жизни прилегающих кварталов.
По комплесу мер ограничения автодоступа:
— устройство инженерно-обособленного трамвайного полотна с одновременным обновлением подвижного состава и повышением частоты движения; - да, с добавлением пункта "с параллельным устройством инженерно-обособленной проезжей части для закрытия съезда". Думаю, хватит бордюра в 40 см. Далее, были озвучены идеи о прокладке трамвайных линий по середине проезжей части с ограждением 1.5 метра (!) и с подходами пассажиров на посадку-высадку по эстакадам. ЭТО НЕДОПУСТИМО. Повторение печального опыта с монорельсом, такая схема затрудняет пользование трамваем и мотивирует автопользование.
— организация одностороннего движения и введение режима «Жилая зона» (знак 5.21) на всех второстепенных улицах; - я против. Одностороннее движение на узких улицах облегчает проезд и увеличивает пробег. "Жилой зоной" являются любые жилые кварталы и улицы в пределах города. Этот режим должен быть распространен и обозначен повсеместно, на всех улицах города, прилегающих к жилью.
— введение ограничительного парковочного режима, включая жестко лимитированное количество парковочных мест на проезжей части и тотальный запрет парковки на тротуарах; - не полностью верно. На проезжей части может быть только "остановочный режим", парковок не должно быть вовсе, не только на тротуарах. И во дворах тоже - потому что наблюдаемое расширение внутридворовых проездов под парковки нарушает градостроительные нормы озеленения, а без расширений возможна только кратковременная остановка для посадки-высадки. Что и нужно.
— предоставление исключительных парковочных прав местным жителям. - Непонятно. Если человек приобрел жилье с гаражом, то он может пользоваться этим гаражом - как ему захочется, даже сдавать в аренду в дневное время, например. А сохранение сегодняшней скотской "дикой" парковки никакими приоритетами не урегулируешь, это нужно ПОЛНОСТЬЮ УПРАЗДНИТЬ.
Напоминаю, что речь идет о разработке перспективного плана, долженствующего разрешить проблемы избыточного автопользования в городе. Поэтому предлагаю рассматривать "как сделать лучше" - как уменьшить автопользование при параллельной мотивации пешего (и вело) перемещения и на ОТ, а не пытаться "улучшить то, что есть сейчас", пытаясь решить две расходящиеся проблемы: растущее автопользование и подавляемые иные способы перемещения по городу - одновременно и параллельно.
Готов к внесению уточнений, высказывайтесь, буду только рад любым конструктивным замечаниям.