Спрос, как универсальный ключ в эру экономического человека В обсуждении прошлой темы кого-то удивило, что я назвал спрос в качестве главного фактора социально-политических процессов. Поясняю, как обещал.
Когда капитализм был еще юн, и содержал изрядную долю феодальных и общинных предрассудков, термин «спрос» относился к товарам, включая марксов «товар – рабочая сила», но не к человеку вообще. Вроде, при капитализме не велика разница: человек – или рабочая сила (можно считать: это синонимы)


А вот и нет. Потому что производство людей и человеческих отношений было как бы выведено из-под влияния рынка. Конечно, рынок влиял, но не тотально. Люди только учитывали рынок (отсюда браки по расчету и кое-какое секторальное планирование семьи).
Иное дело – теперь, когда капитализм пришел к предельному уровню, при котором товаром для подавляющего большинства людей стало все. Теперь производство людей, совершенно так же, как производство других товаров, моделируется законом спроса и предложения.
Цена и товарный поток (оборот) устанавливаются в точке равновесия между товарным предложением и платежеспособным спросом.
При прочих равных условиях, снижение цены на товар увеличивает спрос (готовность покупать) и уменьшает предложение (готовность продавать).Применительно к демографии это значит: производство людей падает, если цена, предлагаемая покупателями ниже линии отсечения у продавцов.
Если ситуация не меняется – то продавцы демонтируют структуры невыгодного производства (исчезают семь и домохозяйсвта , ориентированные на производство людей).
Это влечет уже сокращение спроса на других товарных рынках (включая рынок недвижимости, транспорта и образования).
Дальше – коллапс.
А! Чуть не забыл: идея заместить людей – импортным афроазиатским суррогатом 7-го и 8-го сорта не будет иметь успеха.
...Такие дела...