Хорошо ли мечтать о свѣтломъ коммунистическомъ будущемъ? Вынесено изъ комментарiя
здѣсь и дополнено.
Стругацкiе въ предисловiи къ повѣсти "Полдень. ХХII вѣкъ" (1962) объясняютъ, что
[въ нашей повѣсти м]ы изобразили мiръ, какимъ мечтаемъ его видѣть, мiръ, въ которомъ мы хотѣли бы жить и работать, мiръ, для котораго мы стараемся жить и работать сейчасъ.
...
Если хотя бы часть нашихъ читателей проникнется духомъ изображеннаго здѣсь мiра, если мы сумѣемъ убѣдить ихъ въ томъ, что о такомъ мiрѣ стоитъ мечтать и для такого мiра стоитъ работать, мы будемъ считать свою задачу выполненной.Мiръ, о которомъ мечтали Стругацкiе - мiръ побѣдившаго на всей планетѣ и въ космосѣ коммунизма, гдѣ дѣтей воспитываютъ государственныя школы, гдѣ нѣтъ безработныхъ и нѣтъ преступности, гдѣ всѣ друзья, гдѣ у всѣхъ всегда довольно ѣды, одѣжды, развлеченiй, гдѣ трудъ интересенъ и увлекателенъ. Это хрестоматiйный совѣтскiй коммунизмъ изъ журнала "Пiонеръ".
Хорошо ли мечтать о такомъ? Это сегодня мы знаемъ, что СССР не смогъ построить коммунизмъ, а начиная съ 70-хъ годовъ даже и не старался его строить, что коммунистическая риторика была фальшивой. Но тогда многiе люди этого не знали. Можно ли упрекать "честныхъ коммунистовъ", людей, лично не принимавшихъ участiя въ совѣтскихъ репрессiяхъ и другихъ преступленiяхъ, или даже пострадавшихъ отъ совѣтскаго режима, но
искренне вѣрившихъ въ желательность и возможность коммунизма для человѣчества? Можно ли сказать, что они были неправы,
тогда мечтая о коммунизмѣ?
Я бы сказалъ, что ошибка Стругацкихъ и другихъ "честныхъ коммунистовъ" не въ томъ собственно, что они мечтали о коммунизмѣ (и что якобы вмѣсто этого надо было мечтать о монархiи или о капитализмѣ). Нѣтъ, ошибка въ томъ, что Стругацкiе именно
мечтали, т.е. дѣлали акцентъ на построенiи въ своемъ воображенiи нѣкихъ желаемыхъ картинъ - безъ прорисовки деталей того, какъ эти картины могли бы быть реально достигнуты и - что тоже важно - какiе элементы реальности въ этихъ мечтанiяхъ игнорируются. Мечтанiя эти, какъ слѣдуетъ изъ предисловiя Стругацкихъ, производились ими въ подспудной надѣждѣ, что желаемыя картины мiра будутъ болѣе вероятно
реализованы въ реальности, если люди будутъ часто мечтать о нихъ, т.е. часто воображать ихъ себѣ. Иными словами, постулировался опредѣленный механизмъ соцiальныхъ перемѣнъ.
Вотъ примѣръ, какъ могъ-бы работать такой механизмъ. Предположимъ, для насъ желательно уменьшить количество юношей, занимающихся разбоемъ на улицахъ. Тогда давайте мы будемъ воображать такое общество, въ которомъ всѣ юноши прилежно изучаютъ какую-либо подходящую имъ профессiю, и никто изъ нихъ не разбойничаетъ. При этомъ мы надѣемся, что такое "красивое мечтанiе" будетъ мотивировать насъ на правильныя дѣйствiя, которыя помогутъ рано или поздно
реально достичь желаемаго результата.
Но вѣрно-ли это? Я думаю, что нѣтъ, и что есть психологическiй механизмъ, посредствомъ котораго наши "красивыя мечтанiя" воздѣйствуютъ на наше поведенiе, заставляя насъ дѣйствовать опредѣленнымъ образомъ, приводящимъ къ плохимъ послѣдствiямъ. И это уже совсѣмъ не безобидно.
Вотъ какъ это работаетъ. Предположимъ, я въ реальной жизни озабоченъ проблемой, скажемъ, юношеской преступности. Я пользуюсь методомъ красивыхъ мечтанiй, и мои мечтанiя сосредоточены на результате - красивой мечтѣ, гдѣ въ обществѣ нѣтъ преступности (какъ описано выше). И вотъ я встрѣчаю юношу, который непонятно чего хочетъ, толкомъ не учится и не работаетъ. Поскольку у меня передъ глазами мои мечтанiя, въ которыхъ юноши по собственному радѣнiю прилежно учатся и работаютъ, то у меня возникаетъ впечатленiе, что если только каждый юноша пойметъ умомъ, "какъ лучше жить", если только каждый раздѣлить со мной мою мечту, то онъ тотчасъ же и начнетъ именно такъ и жить. ("
Если хотя бы часть нашихъ читателей проникнется духомъ изображеннаго здѣсь мiра...")
Поэтому мнѣ, скорѣе всего, захочется просто
начать уговаривать юношей вести себя такъ, какъ ведутъ себя юноши въ моей красивой мечтѣ.
Слѣдующiй важный вопросъ - а
кто уполномоченъ уговаривать юношей и учить ихъ жить? Отвѣтъ очевиденъ - это могутъ делать только особые, мудрые и ученые люди,
наставники, проникнутые духомъ
правильной мечты. Причемъ наставниковъ надо будетъ назначить, потому что наставники должны будутъ объяснять
всѣмъ юношамъ содержанiе
правильной мечты, одной на всѣхъ, - а это можно сдѣлать только централизованнымъ назначенiемъ наставниковъ сразу во всемъ обществѣ, т.е. назначенiемъ
черезъ государство.
Это важный логическiй шагъ: "мечтатели" всегда будутъ ратовать за то, чтобы каждому юношѣ предписать имѣть наставника, который бы объяснялъ ему, какъ жить, совѣтовалъ бы ему, причемъ наставника
должно назначать государство.Однако, совѣты не всегда принимаются во вниманiе. Начавъ съ совѣтовъ, въ такихъ случаяхъ мы естественно перейдемъ къ болѣе строгимъ разговорамъ, къ приказанiямъ, и дальше къ наказанiямъ.
Выводъ такой: если мое воображенiе заполнено "красивыми мечтами", то я буду всегда ратовать за "агитацiонно-командный" методъ реализацiи соцiальныхъ перемѣнъ, т.е. методъ, предполагающiй большую роль государства въ насажденiи нѣкоей "правильной" идеологiи и, далѣе, въ заставленiи людей слѣдовать этой идеологiи на практикѣ.
Это именно та ошибка, которую обычно дѣлаютъ всѣ такъ называемые "прогрессивные" мыслители: "для того, чтобы добиться результата Х въ обществѣ, необходимо и достаточно, чтобы государство пропагандировало желаемость Х и создало комиссiю по контролю за соблюденiемъ Х."
Хотимъ, чтобы не было бездомныхъ - пусть государство предоставитъ безплатные дома и всѣлитъ туда людей, и все станетъ хорошо. Хотимъ, чтобы не было безработныхъ - создадимъ государственныя рабочiя мѣста и обезпечимъ "право на трудъ", и безработица исчезнетъ. Хотимъ, чтобы люди всегда могли лѣчиться - пусть государство доплатитъ за лѣченiе или заставитъ врачей всегда обслуживать всѣхъ желающихъ. Хотимъ, чтобы среди инженеровъ и ученыхъ стало больше негровъ и женщинъ - пусть государство пропагандируетъ идею принимать ихъ побольше въ университеты и на работу, а кто не хочетъ - тому навязать квоты и угрожать судомъ.
Обобщая эти мѣры въ сферѣ экономики, предлагаемый "прогрессивный" рецептъ выглядитъ такъ: есть нѣкiй товаръ или услуга Х, и мы хотимъ обезпечить низкiя цѣны для Х. Тогда мы предлагаемъ 1) уговаривать торговцевъ понизить цѣны во имя справедливости, и при этомъ 2) запрѣтить торговлю товаромъ Х по цѣнамъ выше, чѣмъ установлено государствомъ, и одновременно 3) открыть сѣть государственныхъ пунктовъ, поставляющихъ Х по государственной ценѣ - и проблема будетъ рѣшена.
Что получается изъ такихъ мѣропрiятiй, хорошо извѣстно. Реальные результаты и желаемые результаты - противоположны. Конечно, на бумагѣ не будетъ ни бездомныхъ, ни безработныхъ, а товары и услуги Х будутъ недорогими (если смотрѣть на цѣнники въ магазинахъ). На дѣлѣ, качество жилья будетъ очень плохимъ - но и даже такого жилья не будетъ хватать; вырастетъ коррупцiя и "черный рынокъ"; люди будутъ плохо работать или лишь дѣлать видъ, что работаютъ; а за товаромъ и услугой Х будутъ большiя очереди и его будетъ "невозможно достать". Эти результаты одинаковы въ Китаѣ, СССР, Венесуэле, Германiи и США, на Цейлонѣ и въ Бельгiйскомъ Конго, потому что природа человѣческая вездѣ одинакова.
Что происходитъ, когда сторонники "красивой мечты" узнаютъ о томъ, что агитацiонно-командныя мѣропрiятiя, мотивированныя ихъ мечтой, на практикѣ не даютъ результата? Передъ глазами стоитъ мечта, и мѣропрiятiя отождествляются съ мечтой. Сторонники мечты не могутъ мысленно отдѣлить свои теорiи отъ предлагаемыхъ агитацiонно-командныхъ мѣропрiятiй по пропагандѣ этихъ теорiй. Если вѣрна мечта, то не можетъ же быть невѣрна пропаганда этой мечты, и не можетъ же быть, чтобы пропаганда не возымѣла дѣйствiя! Вѣдь невозможно, чтобы люди (если, конечно, они не полные болваны) отказались слѣдовать красивой мечтѣ, стоитъ имъ лишь одинъ разъ понять ее и "проникнуться ея духомъ". Тѣмъ болѣе, если ослушниковъ будутъ прилюдно стыдить или наказывать.
Такимъ образомъ, сторонники мечты отвергаютъ негативную информацiю о результатахъ своихъ дѣлъ - отвергаютъ ее
какъ противорѣчащую мечтѣ. Если результаты не достигнуты - нужно либо усилить пропаганду, либо посмотрѣть, не было ли тутъ какихъ-то неучтенныхъ факторовъ (плохая погода, саботажъ, шпiоны-вредители, и т.д. по вкусу). И еще необходимо заткнуть ротъ всѣмъ нашимъ политическимъ противникамъ, потому что они
мѣшаютъ пропагандѣ правильной мечты - а это, согласно нашимъ представленiямъ, мѣшаетъ
реальному осуществленiю этой самой мечты!
А если мечта имѣетъ яркiй моральный аспектъ, - напримѣръ, "100% справедливое общество безъ эксплоатацiи" - то негативная информацiя о результатахъ отвергается, какъ ложь какихъ-то злодѣевъ,
не желающихъ мечтать о хорошемъ. Получается, что наши политическiе противники
аморальны!
Итакъ, постоянное использованiе "красивой мечты" при размышленiи о соцiальныхъ проблемахъ приводитъ къ тому, что люди
будутъ охотно принимать агитацiонно-командные рецепты какъ что-то разумное и дѣйственное, - и будутъ съ гнѣвомъ и моральнымъ негодованiемъ отвергать любую информацiю о томъ, что такiе рецепты въ реальности не работаютъ или ухудшаютъ положенiе. Политическихъ противниковъ же будутъ воспринимать либо какъ тупицъ и болвановъ, неспособныхъ своимъ убогимъ умомъ понять красоту великой мечты, - либо какъ аморальныхъ чудовищъ, откровенно желающихъ людямъ зла.
Преобладанiе такихъ настроенiй въ обществѣ приводитъ къ тому, что реально дѣйственные рецепты соцiальныхъ перемѣнъ воспринимаются какъ маргинальные или же вовсѣ исключенными изъ обсужденiя.
Вотъ
недавнiй примѣръ такого обсужденiя. Рѣчь идетъ о проблемѣ стрѣльбы въ американскихъ школахъ. Журналистъ говоритъ буквально слѣдующее: "Я не экспертъ въ области того, какiя обществу надо принимать мѣры (public policy), но я увѣренъ, что намъ всѣмъ нужно страстно желать рѣшить эту проблему... а не говорить о томъ, что это сложная соцiологическая проблема, и что мѣры, которыя предлагаютъ ваши оппоненты, не будутъ работать."
Иными словами, журналистъ говоритъ, что надо
мечтать о рѣшенiи, а не думать о мѣрахъ, которые реально могли бы сработать.
Вмѣсто того, чтобы описывать красивыя мечты о справедливомъ и счастливомъ обществѣ, лучше было бы Стругацкимъ сосредоточиться на реальныхъ результатахъ различныхъ соцiальныхъ мѣропрiятiй, - на результатахъ, которые будетъ возможно получить въ рамкахъ реально существующихъ культурныхъ обычаевъ и традицiй разныхъ народовъ. Въ позднихъ романахъ они, кажется, приблизились къ этому.
Тебя мечтанiя погубятъ.
К суровой жизни интересъ
как дымъ исчезнетъ - въ то же время
посолъ съ небесъ не прилетитъ!...
Д. Хармсъ