Тридцать книг Почитал я у френдов их списки из десяти книг, повлиявших на них, и решил составить свой список. Одна проблема, я с детства был законченным книжным червём. Читать начал рано, читал всё подряд, причём зачастую брал книги, совершенно не соответствующие моему возрасту. В итоге на каждый период моей жизни можно составить отдельный список. Именно так я и решил поступить.
1. До 14 лет. Детство и подростковый возраст.1)
Гилберт Кийт Честертон - Наполеон из Ноттинг-ХиллаГлавная книга в моей жизни. Перечитывал десятки раз. В последний раз - на английском. При этом она до сих меня поражает. Очень многое в моих политических и эстетических взглядах берёт начало именно в этом фантастическом романе про сепаратистскую войну в пригородах Лондона.
2)
Сей Сенагон - Записки у изголовьяВ эту книгу, и в жанр дзуйхицу в целом, я полностью влюбился лет в 14. До сих пор считаю её одним из самых красивых прочитанных мной в жизни текстов.
3)
Синклер Льюис - У нас это невозможноВ детстве мне очень нравились антиутопии. Поэтому я читал всё, что было в библиотеке и хоть как то относилось к этому жанру. Но по настоящему меня зацепила книга про то, как антиутопия получается из реальности. История установления в США фашистской диктатуры и ухода главных героев в сопротивление. Мне ещё "Железная Пята" Лондона нравилась по схожей причине, но она написана на порядок хуже.
4)
Синклер Льюис - Кингсблад, потомок королейЖитель южных штатов США решает узнать родословную своей семьи и узнаёт, что по законам штата он считается негром. Отличный психологический роман. Благодаря нему, а так же "Убить Пересмешника" Харпер Ли у меня полностью закрепился условный рефлекс, что расизм - это мерзость, сохранившийся даже в период увлечения всякой правой метафизикой.
5)
Лукиан из Самосаты - О кончине ПерегринаНевероятно смешной и вечно актуальный античный текст , полностью изменившый моё восприятие разнообразных гуру и раннего христианства в целом.
6)
Элс де Грун - Банда Тётушки БарбарыИзданная в 91-ом голландская (вы не поверите) леворадикальная детская книга явно вдохновлённая историей Пэтти Хёрст!!!! Ячейка радикальных зелёных террористов похищает пожилую хозяйку многомиллионного концерна, с целью шантажировать этот концерн на предмет соблюдения прав животных. Старушка объясняет, что её наследникам всё равно, проникается идеями и возглавляет организацию. Идеальная книга для прочтения в детстве, на меня она повлияла в правильном направлении. Сейчас найти невозможно.
7)
Даниил Андреев - Роза МираШедевр визионерской демонологии. Если главы, посвящённые "раю" скучны, то "ад" меня совершенно заворожил, перечитывал их по многу раз. Моя любовь к стихам Блока зародилась именно благодаря соответствующей главе про его странствия по инфернальной версии Петербурга.
8)
Майкл Муркок - Повелители Мечей Тогда я прочитал море фантастики и фэнтези, но по настоящему повлияла на меня только эта трилогия Муркока. Порядок и хаос, моральный релятевизм, тема бессмертного героя, сражающегося на обеих сторонах ради равновесия. Совершенно роскошная картина вселенной.
9)
Григорий Климов - Князь Мира СегоКак говорится, внезапно. Совершенно не представляю, что эта книга делала в нашем доме, но я его внимательно прочитал в очень юном возрасте. Абсолютно болезненный, неприятный и паталогический текст. Мне от него реально плохо стало, и одновременно хотелось дочитать. Потом, когда я читал Лавкрафта ("Сны в Ведьмином Доме" находятся на 12-ом месте в списке как самая жуткая из прочитанных тогда книг), то в описаниях реакций героев на запретные тексты узнал свою реакцию на Климова.
Главный результат прочтения - он меня убедил в том, что все достойные уважения люди были евреями и/или гомосексуалистами.
10)
Астрид Линдгрен - Рони, Дочь Разбойника По справедливости тут должно быть "Мы" Замятина, впервые показавшее мне диалектику между бунтом и диктатурой. Но я волевым решением отправил его на 11-тое место, заменив любимейшей книгой раннего детства. Всерьёз подозреваю, что многократное прочтение этой книги повлияло на развитие моего восприятия сексуальности не меньше чем Кристина Ричи в роли Венсди Аддамс. Первая любовь не ржавеет.
PS
Дальше Замятин, Лавкрафт, Гинзбург с "Крутым Маршрутом", Милорад Павич с "Хазарским Словарём" и так далее. Могу продолжить если нужно.
2. С 15 до 24. Перид активного радикализма. 1)
Эдуард Лимонов - Дневник НеудачникаНа самом деле тут должен стоять целый список его книг. Началось всё со "Смерти Современных Героев", "Анатомии Героя" и рассказов "Первый Панк" и "Обыкновенная Драка". Лимонов меня полностью потряс тем, что он не боялся и не стыдился быть самим собой. Для меня это было как откровение, поскольку я себя очень стыдился. В итоге его книги оказали на меня гигантский эффект, хотя и не такой как на многих почитателей его таланта, попытавшихся под его влиянием стать вторым Лимоновым. Брать пример с жизни Лимонова мне совсем не хотелось, другой темперамент и менталитет. В итоге на первом месте "Дневник", на втором "Эдичка", на третьем "Книга Воды", на четвёртом "Смерть Современных Героев".
2)
Албер Камю - Человек БунтующийНу и "Миф о Сизифе" заодно. Великие книги, очень повлиявшие на моё решение уйти с головой в радикализм в качестве альтернативы депрессии и суицидальным настроениям. Думаю Камю бы сильно удивился выводам, которые я сделал из его вполне либеральных работ.
3)
Культура Времён Апокалипсиса в переводе КормильцеваЯ искал информацию про это с момента прочтения статьи Вербицкого "Хаос и Культура Подполья". В ходе это поиска сформировалась большая часть моих нынешних взглядов.
4)
Велемир Хлебников - ЗверинецОдна поэма, навсегда изменившая моё восприятие поэзии.
5)
Жан Поль Сартр - БодлерНайденная в тюремной библиотеке книга, позволившая взглянуть свежим взглядом на свою предыдущую жизнь. На втором месте "Тошнота", прочитанная за утро и вставившая мне мозги после очень безумной ночи.
6)
Константин Леонтьев - Средний европеец как орудие всемирного разрушенияНевероятно, но я её нашёл в школьной библиотеке. Концепция "Цветущей Сложности" навсегда включилась в систему моих взглядов. Хотя, в итоге, сильно изменила своё содержание.
7)
Александ Блок - КаталинаРядом стоило бы поставить "Кризис Гуманизма" и поэму "Двенадцать". Моё восприятие большевистской революции основано именно на текстах Блока революционного периода.
8) Борис Савинков - Конь Бледный
Лучшая книга про революцию и террор. Всегда предпочитал эс-эров большевикам.
9)
Хаким-Бей - Хаос: дацзыбао онтологического анархизмаШедевр. Вся книга Хаким Бея, изданная "Гилеей" радикально расширила моё сознание. Но именно эта маленькая книга внутри по настоящему меня потрясла.
На втором месте в этой же категории "Города Красной Ночи" Берроуза, к сожалению Билл не уместился в десятку.
10)
Гейдар Джемаль - Ориентация -СеверНу и весь сборник "Революция Пророков" в довесок. Я под его влиянием чуть ислам с дуру не принял, трудно назвать более убедительный пример "повлиявшей книги".
Ну и дальше Берроуз, Генон и так далее. Поскольку речь идёт именно про книги, в список не попали восьмой и девятый выпуск журнала "Элементы", хотя мало что на меня повлияло больше этих выпусков. Тоже самое можно сказать про " Industrial Culture Extented FAQ" Толмацкого. Если признать этот текст книгой, то он должен быть в верхней части списка.
С 25 лет до этого момента. 1)
Эрнст Юнгер - На мраморных утёсахНа самом деле тут должен стоять весь список работ Юнгера, начиная со "В стальных грозах". Раньше я не мог оценить всей силы и мудрости Юнгера, но с определённого момента он стал моим любимейшим писателем и философом. На втором месте вторая редакция "Сердца Искателя Приключений", на третьем - "Эвмесвиль".
2)
Мишель Фуко -Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмыВ книгах Фуко я нашёл то, что десятилетиями искал в философии. Ясность. Логичный, спокойный и безэмоциональный анализ того, как возникло то, что нам кажется очевидным. Поставил на первое место "Надзирать и Наказывать", но "История безумия в классическую эпоху" и всё что он успел написать для "Истории сексуальности" повлияло на меня ничуть не меньше.
3)
Маршал Маклюэн - Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культурыСамая убедительная книга про смерть средневековья и рождение современного мира. В нём я нашём всё, что безуспешно искал в традиционалистах. Впрочем "Понимание Медиа: Внешние расширения человека" ничуть не хуже.
4)
Джеймс Фрейзер - Золотая ВетвьПолностью стёр обложку, пока читал. Великий текст про власть и магическое мышление.
5)
Камилла Палья - Личины СексуальностиГрандиозный труд, изменивший мой взгляд на всю историю культуры и цивилизации. Ну и заодно сделавший меня "про-секс феминистом". Точнее я им всегда был, просто не знал этого.
6)
Антонен Арто - ТараумараМаленькая книга с огромным значением. Лучший отчёт про попытку инициации. Строго говоря, "Театр и его двойник" имеет больше прав находится на этом месте. И "Гелиогабал" мне тоже очень и очень нравится. Но главное впечатление на меня оказал именно этот сборник.
7)
William Blake - The Complete Illuminated BooksОгромный том со всеми его иллюминированными книгами, скопированными на хорошей бумаге. Читать Блейка можно только так, сопоставляя текст и изображение, иначе трудно постичь весь грандиозный замысел. Если же выбрать книгу внутри книги, то это будет, конечно, The Marriage of Heaven and Hell.
8) Зигфрид Кракауэр - От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино.
Очень спорная книга, с многими выводами которой я не согласен. Но сам метод сопоставления эволюции кино и изменений в коллективном бессознательном очень впечатлил и заставил задуматься. Если бы не эта книга, в десятке оказалась бы "Кино: Образ Движения/Образ Времени" Жиля Делеза.
9)
Александр и Энн Шульгины - Фенэтиламины, которые я знал и любил.Реальное влияние на меня, конечно, оказала предварительная практика. Но и в чисто теоретическом плане эта книга оказалась просто блестящей.
10)
Ролан Барт - Фрагменты Речи ВлюблённогоЭто трудно объяснить. Но ноябрь, когда я прочитал эту книгу навсегда изменил мою жизнь. Конечно мне нравятся и другие работы Барта. Практически все, что я прочитал. Но это - высшее.