Лёня Посицельский's Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
Wednesday, July 3rd, 2019
Time |
Event |
12:08a |
К предыдущему (неподзамочному) Комодульно-контрамодульное соответствие родилось из теории представлений бесконечномерных алгебр Ли, как результат абстрагирования феномена двойственности между представлениями Верма алгебры Вирасоро (и ей подобных) на дополнительных уровнях. В моих работах десятилетней давности это было обобщено с бесконечномерных алгебр Ли довольно специального вида до ассоциативных алгебраических структур намного более общего вида -- коалгебр, коколец и полуалгебр.
Работа про тильтинго-котильтинговое соответствие связывает этот сюжет с другим традиционным разделом теории представлений, выросшим из науки про представления конечномерных алгебр (колчанов и т.д.). Одновременно она делает еще один шаг на пути обобщения и абстрагирования, перенося предмет в контекст абелевых категорий. Тильтинго-котильтинговое соответствие, как оно сформулировано в нашей работе (а также сопутствующей ей работе про бесконечность-тильтинг) -- это соответствие между абелевыми категориями с некоторыми дополнительными данными.
Собственно, фундаментальный факт состоит в том, что наряду со знакомыми и привычными каждому гомологическому алгебраисту абелевыми категориями Гротендика, есть другой важный класс абелевых категорий, в каком-то смысле (только не спрашивайте меня, что эти слова означают...) "ковариантно двойственный". Это класс всех локально представимых абелевых категорий с достаточным количеством проективных объектов. Комодули обычно образуют категории Гротендика, а контрамодули обычно образуют локально представимые абелевы категории с достаточным количеством проективных объектов.
Комодульно-контрамодульное соответствие -- это такое явление природы в математике. (Полезно научиться не путать его с кошулевой двойственностью, которая есть другое и более сложное явление природы в том же ряду.) Работа про тильтинго-котильтинговое соответствие, выходящая теперь из печати, существенно проясняет и расширяет наш взгляд на это явление. | 4:50a |
Вопросов и ответов - Что такое отношения человека с математикой? - Это то, что позволяет человеку решать, какой задачей стоит заниматься, а какой нет. Или какое решение нечетко поставленной задачи (самые интересные задачи являются нечетко поставленными) -- хорошее, а какое плохое. - То есть, это эстетическое чувство? - Да. - Но большинство математиков решают, какой задачей заниматься, по совсем другим основаниям. - Ну да. Они хотят решить до вечера задачу, которую с утра поставил Суперзвезда Имярек. - Это если утрировать. - Не утрируя, можно сказать, что большинство математиков состоят в отношениях не с математикой, а с сообществом математиков. То есть, пользуются (предполагаемой или действительной) социальной оценкой значимости вещей в математике вместо своей личной. - Это значит... - ...что они полагаются на чье-то чужое эстетическое чувство вместо своего собственного. Толпы, группы друзей, учителя, начальника, признанного корифея, Суперзвезды Имярек... - Это плохо? - Это не очень хорошо. Но, в конечном итоге, всему свое место под солнцем. Плохо, когда такие люди начинают задавать тон до такой степени, что полагаться на свою личную, а не социальную оценку значимости вещей становится роскошью, которую одни только корифеи и суперзвезды и могут себе позволить. - И маргиналы. - Да, типа меня. - Зачем тебе быть маргиналом? - Зачем, вообще, что бы то ни было? Я умру, и на том свете меня спросят, что я сделал с моими талантами. - К числу которых относится... - Да. Эстетическое чувство в математике. - А за рецензионный бойкот тебя на том свете не спросят? - Спросят, и я отвечу. - Что? - Что на мой взгляд, мои работы очень хороши. А дальше возможно одно из трех. - Да? - Либо редакции не нравятся мои работы -- и тогда наши критерии несовместимы. Либо редакции нравятся мои работы -- и тогда она их печатает. - Это два варианта, а третий? - Третий вариант, я так мыслю, состоит в том, что редакции нравятся мои работы, но она не считает нужным их печатать. В каковом случае этот их бордель обойдется без моего участия. | 11:57p |
Четырьмя вещами можно заниматься бесконечно и они никогда не наскучат: смотреть на горящий огонь, текущую воду и чужую работу, а также бросать вызов ассоциирующимся с истеблишментом гражданам демонстративным отказом шагать в строю, который они воображают себе, что возглавляют.
(Вопрос жизни: неужели без меня не достаточно желающих шагать в этом вашем строю? -- Ответ: с точки зрения граждан, воображающих себя во главе строя, шагающих за ними всегда недостаточно.)
В промежутках между этими увлекательными занятиями, однако, надо работать. Например, я тут обнаружил, что классический функтор co-hom Такеучи (не путать с моим и некоторых других авторов функтором Cohom) есть просто контратензорное произведение одного аргумента (скажем, правого комодуля) на двойственное векторное пространство к другому (тоже правому комодулю). Двойственное векторное пространство к правому комодулю есть левый контрамодуль, и его можно контратензорно помножить на правый комодуль. |
|