Лёня Посицельский's Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
Sunday, September 17th, 2023
Time |
Event |
12:37a |
Людей манят карьерные дали, карьерные выси Научный работник хочет получить самую престижную премию, или хотя бы стать профессором самого престижного университета. Это как шахматист хочет стать чемпионом мира. А работник киноискусства -- получить "Оскара" или что там у них.
В моих глазах, есть разница. Шахматы могут легитимно рассматриваться как спорт, и тогда честные победы в турнирах и чемпионатах становятся легитимными параметрами гамбургского счета. К наукам и искусствам это неприменимо. Даже если относиться к математике, как к спорту, высшими достижениями в ней будут доказательства трудных гипотез, а не престижные премии.
Мой папа мечтал не о звании д.ф.-м.н., а о доказательстве гипотезы Борсука. Гипотезу Борсука опровергли через несколько лет после его смерти. Я мечтал не о профессорской позиции, а о доказательстве рациональности рядов Гильберта кошулевых алгебр. Это была не какой-то знаменитости, а моя собственная гипотеза.
Конечно, я понимал профессию математика гораздо лучше моего папы. После нескольких лет безуспешных попыток, я сменил предмет мечтаний на другую задачу, потом на третью. Нет смысла тратить всю жизнь на попытки пробить головой стенку, которую суждено пробить кому-то другому совсем другими методами. Но общий принцип оставался неизменным. Меня интересовал гамбургский счет, а не карьерный.
Мне нужно есть, чтобы жить, и жить, чтобы работать; но меня никогда не манили и не манят карьерные дали. В этом смысле, моя нынешняя позиция близка к оптимальной -- она невысоко оплачивается, название ее громко звучит в основном в рамках маленькой станы Чехии, и конкуренция за нее невелика. Но мне на жизнь хватает, и условия для работы хороши.
Конечно, мечтающий опубликоваться в престижном журнале Икс не станет рвать с ним отношения из-за того, что с первой или второй попытки не получилось. Но я не мечтаю опубликоваться в журнале Икс. А вот стремление зарегистрировать протест против возмутительных безобразий того или иного рода всю жизнь было и остается для меня важной мотивацией. Не говоря уже о регистрации позиции, что моей целью не было опубликоваться в журнале Икс или Игрек, и не наличием или отсутствием таких публикаций моя математика меряется.
На самом деле, я еще около 2011 года решил для себя, что девять препринтов 2007-11 годов навсегда останутся самыми публикабельными моими работами. Попытки опубликовать то, что я считал лучшими из этих работ в самых престижных журналах, которые согласятся их принять, сформировали потолок, под которым я выбирал издания для публикации текстов последующих лет. А полученные в те годы отказы из редакций вызвали к жизни политику рецензионного бойкота.
Почему навсегда останутся? Потому, что эти девять препринтов основаны на результатах гораздо более раннего периода, примерно 1995-2002, т.е., в возрасте до 30 лет. Я считал, что математик обычно получает лучшие свои результаты в юности, во-первых. А во-вторых, с моим отталкиванием от модного и популярного, тематика моих работ будет становится все менее и менее престижной с годами, все более удаленной от мейнстрима. | 1:54p |
Немного линейной/коммутативной/некоммутативной алгебры https://avva.livejournal.com/3589202.htmlhttps://www.facebook.com/avorobey/posts/pfbid02Y4rpAcQBM8KKYk9JEPJuVYj564Qdzt6uv6h37kTMbQ5Va5z7SVs5596ixwKKXFTEl?comment_id=342202164819437Задачка: рассмотрим две квадратные матрицы A и B одинакового размера, в компонентах которых вписаны независимые формальные переменные a ij и b ij. Напишем уравнение AB = I (единичная матрица). Это система полиномиальных уравнений для a ij и b ij. Запишем еще другую систему полиномиальных уравнений, BA = I. Предлагается доказать, что многочлены, составляющие вторую систему уравнений, принадлежат идеалу, порожденному многочленами первой системы уравнений, в кольце многочленов от a ij и b ij с целыми коэффициентами. Доказательство. Я бы утверждал, что если для двух квадратных матриц A и B одинакового размера с компонентами из нетерова коммутативного кольца R (возможно, с нильпотентами) выполнено равенство AB = I, то тогда и BA = I. В самом деле, достаточно показать, что сюръективное R-линейное отображение A: R n → R n является инъективным. Это общий факт: если M -- нетеров R-модуль, то всякое сюръективное R-линейное отображение A: M → M инъективно. В такой формулировке кольцо R может даже быть некоммутативным. Доказывается так: рассмотрим бесконечную вправо цепочку сюръективных отображений M → M → M → M → ... (все отображения в цепочке равны A). Если отображение A имеет ненулевое ядро, то ядро отображения A k из первого члена цепочки в ее (k+1)-й член будет строго большим, чем ядро отображения A k−1 из первого члена цепочки в k-й член. Получается бесконечная возрастающая последовательность подмодулей в M, противоречие. Теперь, когда мы доказали наше утверждение, можно применить его к факторкольцу кольца многочленов с целыми коэффициентами от формальных матричных элементов двух квадратных матриц A и B по идеалу соотношений, связанных с матричным уравнением AB = I для формальных переменных, стоящих в компонентах матриц. Получится вывод, что уравнение BA = I тоже выполнено для матриц над этим факторкольцом, что и требовалось доказать с самого начала. | 5:40p |
Современный мир приравнял смелость к глупости по знаменитой формуле "слабоумие и отвага". Поэтому современные люди трусливы. Трусливы худшей формой трусости -- сознательной, идущей от мировоззрения, от убеждения в том, что трусость хороша и правильна.
А поскольку вокруг такие же (а зачастую еще большие) трусы, то современные люди агрессивны. От безнаказанности. Агрессивны по отношению к тем, кто, предположительно, не даст сдачи.
Человек не агрессивный, не трусливый и не жестокий становится в такой среде объектом всеобщей агрессии, систематической травли. Если такой человек хочет что-то сделать в жизни, а не просто быть раздавленным, он учится быть более жестоким. Если не агрессивным, то хотя бы дефенсивным. Если не мстительным, то хотя бы злопамятным.
Одна из форм, в которой проявляется агрессивность -- это стремление к доминированию, жажда власти. Инвариант начальных 90% прошедшей части моей жизни -- все вокруг убеждены, что лучше меня знают, как мне нужно жить и что нужно делать. Все считают, что мне прямо жизненно необходимы их настойчивые, назойливые, высокомерно-пренебрежительные советы, советы опытных людей больному дурачку.
На самом деле, им было все равно, что мне нужно, конечно. Просто нравилось самоутверждаться за мой счет.
Где теперь те советчики? Самые умные и наблюдательные, очень долго меня знающие, кажется, уже что-то сообразили. Ну, бывают, изредка встречаются даже в современном мире такие люди, которые способны сделать разумные выводы из наблюдаемых фактов.
Живо воображаю себе, как следование советам самоназначенных доброхотов позволило бы мне прожить более интересную и содержательную жизнь, чем фактически прожитая на сегодняшний день. Типа, я написал пять научных монографий (включая два мемуара); шестая сейчас выходит из печати. А если бы больше прислушивался к советам разных советчиков, написал бы пятнадцать.
Это ведь то, как обычно складывается жизнь людей, позволяющих старшим и более опытным (а равно младшим, и вообще окружающим) собой командовать. У таких покладистых людей обычно к возрасту 50 лет по двадцать пять научных монографий написано, и по сто двадцать пять статей в рецензируемых научных журналах. А еще каждый из них успел прожить по нескольку лет в десяти разных странах, нажить там десяток детей, заработать миллион долларов и проч. |
|