11:16p |
Из непроизнесенного 1. Для осмысленных занятий любым нетривиальным делом нужен талант. 1а. Мотивация тоже нужна. Таланта она не заменяет. Необходимо и то, и другое.
2. В частности, для изучения сложных предметов нужны талант и мотивация у студента. 2а. А для осмысленного преподавания любых предметов нужны талант и мотивация у преподавателя.
3. В раздутой государственным субсидированием и регулированием образовательной системе, обычно наблюдается ситуация, когда из четырех необходимых условий не выполнено ни одно. Немотивированные и неспособные преподаватели преподают немотивированным и неспособным студентам. По известной формуле, что типичный колледж -- это такое место, где преподаватели, не понимающие калькулюса, преподают его студентам, которые никогда его не поймут. В университетах получше то же самое происходит на курсах более высокого уровня, чем калькулюс (с поправкой, что преподаватель с большей вероятностью понимает материал, но не умеет его преподавать).
4. При этом у студента могут быть выдающиеся таланты к другим предметам, отличающимся от того, который он в данный момент пытается изучать. А немотивированный или бездарный преподаватель может быть выдающимся ученым.
5. В нашем забюрократизированном до полусмерти мире изобилуют превратные стимулы и откровенно отрицательные мотивации (проблема, которую люди склонны недооценивать). Лично я нисколько не удивлюсь, услыхав о том, как выдающийся ученый, выступая в роли преподавателя, избавляется от неподходящего с его точки зрения (по талантам, мотивации, предварительной подготовке или иным параметрам) студента, поручая ему заведомо невыполнимое задание или что-то в этом роде. Просто чтобы ушел и больше не приходил, не отнимал ценное время и силы.
6. Не обязательно претендуя на звание выдающегося ученого, я думаю, что в грехе, описанном в п.5, можно с немалыми основаниями упрекнуть и меня. Хотя я в роли преподавателя в целом старался держаться в рамках и большого несправедливого ущерба никому не наносить.
7. В этих условиях вопрос о том, можно ли научить кого угодно чему угодно и что для этого необходимо, а без чего можно обойтись, приобретает, гхм, академический характер. "Академический" в значении "отвлеченный, лишенный практического значения".
8. Просто не надо пытаться учить кого угодно чему угодно, это бессмысленное занятие. Если ограничиться обучением по-настоящему способных и заинтересованных студентов, на них может даже найтись достаточное количество по-настоящему способных и заинтересованных преподавателей.
9. До тех пор, пока пункт 8. не реализован, а вместо этого имеет место пункт 3., эмпирическая проверка пунктов 2-2а на подручном материале затруднительна. Трудно разобрать, какое конкретно из четырех необходимых условий было особенно драматически не выполнено в том или ином конкретном случае. |