Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Терции и катрены ([info]lj_qebedo)
@ 2025-09-21 18:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Вилья ла революсьон! - 28
В жестокой схватке в какой-то землИ сошлися един на един… (начало)

19 февраля 1915 года против центральных властей Мексики (кто бы их ни представлял на данный момент) восстал штат Юкатан. Туда с несколькими тысячами бойцов морем был отправлен генерал Сальвадор Альварадо Рубио. 14 марта его отряд сразился с ополчением студентов столицы штата Медины — после отчаянного сопротивления повстанцы сдались, когда у них закончились патроны. Генерал спас оставшихся в живых врагов от расстрела разъяренными «солдадос», чем завоевал симпатии влиятельных семей Юкатана, чьи дети не попали в братские могилы. 17 марта Альварадо был назначен губернатором штата, и занимал сей пост до 1917 года, проведя ряд популярных и важных реформ: упорядочил судебную систему; наделял бедных крестьян землей, улучшил социальное положение индейцев-яков, многие из которых до этого фактически находились в рабстве; основывал учебные заведения; ввел студенческое самоуправление в университетах; поддерживал феминисток; ввел сухой закон в штате; боролся с проституцией и религиозным фанатизмом.

General_Salvador_Alvarado.jpg
Сальвадор Альварадо

Владея запасами угля в Коуаиле, на котором катались его отряды по железной дороге, Вилья решил отнять «моноресурс» у своих противников — напасть на нефтяные промыслы в Тампико. Туда были отправлены войска сперва Мануэля Чао, а затем Томаса Урбины, общими силами в 12 000 человек. Оборонявший регион полковник Хасинто Блас Тревиньо Гонсалес с 6 000 человек окопался в городе Эбано, где с 21 марта по 31 мая 1915 года отбивал атаки конвенционалистов, отвечая на их артобстрелы налетами иеропланов с воздуха. Чао и Урбина несли суровые потери — 3 000 убитых и раненых против 1 000 у оборонявшихся — и в итоге были вынуждены отступить, поскольку Вилье потребовались 8 000 бойцов в ином месте.

«Лишившись солдат Альварадо, Обрегон решил оставить столицу. Каждый день для обороны города против сапатистов ему приходилось тратить до 40 тысяч патронов и держать в боевой готовности 5 тысяч солдат. 10 марта 1915 года, устав от проблем Мехико и выработав новую стратегию наступления, Обрегон покинул столицу, которую немедленно заняли сапатисты. Из Куэрнаваки туда опять переехал Конвент. И снова Обрегон и Карранса по-разному представляли себе стратегию будущей военной кампании. Правда, теперь, как потом выяснилось, ошибался именно Карранса. Он рекомендовал Обрегону отойти из Мехико на юго-восток, располагаясь между Сапатой и Веракрусом. При отходе Обрегон должен был уничтожить железнодорожные пути, чтобы лишить Вилью снабжения с севера. Однако Обрегон решил, что настало время ему самому перейти в наступление».

view.jpg
Хасинто Тревиньо

Во всем приличном мире, помимо Мексики, бушевала Первая мировая война. Германия искала любой способ навредить Антанте, по какому случаю изо всех сил пыталась склонить на свою сторону Мексику. К Вилье явился некий немецкий полковник Максимилиан Клос (ака Клосс — не путайте с Хансом Клосом) и предложил устроить на подконтрольной ему территории тайную базу для подводных лодок. Импульсивный Панчо якобы спустил наглого «алемана» с лестницы — и в этом была его главная ошибка, стоившая профука всей революции. Ибо затем Клос обратился к Обрегону, который подводные лодки в Мексику тоже не пустил, зато разглядел в полковнике человека больших талантов и взял на службу, произведя в генералы и назначив заместителем начальника артиллерии, а по сути — военным советником. Немец открыл ирландскому мексиканцу глаза на последние веяния с полей мировой войны — колючая проволока, окопы и пулеметы способны остановить любую атаку врага, особенно кавалерийскую, которыми особенно славились вильисты. Взяв оный постулат на вооружение, Обрегон решил разделаться наконец с «Северной дивизией»…

Но для начала пришлось оставить таки столицу — без солдат, которых Альварадо увел ан Юкатан, оборонять ее было проблематично. 10 марта 1915 года Обрегон покинул Мехико, который немедленно заняли сапатисты. Из Куэрнаваки туда опять переехал конвент. Но вопреки совету Каррансы (см. выше), генерал решил не отступать на юго-восток, прикрывая Веракрус от Сапаты, а накинуться на Вилью. И снова проницательный (ну или просто ученый, в отличие от всех этих «революционных генералов») Анхелес советовал своему командиру не поддаваться на провокацию, а отойти к Торреону: коммуникации «Северной дивизии» сократятся, а Обрегона — растянутся. Но конвент в Мехико и временный президент Гонсалес Гарса призывали прислать «хотя бы 2 000 солдат», чтобы укрепить пейзанскую партизанщину Сапаты и защитить столицу.

cd54de1c5b195f2467f1ffbd60abc3b4.jpg
Оборона Эбано

Увы, Вилья был настроен наступать. Как назло, с ним уже не было Анхелеса (который упал с коня и повредил ногу), к тому же он не совсем оправдано отправил часть сил для подмоги Эмилио Мадеро на севере и против Дьегеса на западе. Так что «всего» с 22 000 человек он напал на Обрегона, окопавшегося с 15 500 бойцов у города Селая в штате Гуанахуато к северу от Мехико. «Вилья недооценивал боеспособность недавно набранной армии Обрегона, и первые столкновения, казалось, подтверждали его правоту. Обрегон нарочно провоцировал гордость Вильи, рассказывая всем репортерам о своей грядущей победе. Он даже посвятил будущее сражение своим друзьям, чтобы показать, что уверен в успехе. Все это не укрылось от внимания Вильи, и он писал Майторене, что, в свою очередь, посвящает грядущее сражение „сынам Соноры“, которые больше всего пострадали от Обрегона»…

t.me/Tercios_catrenos



(Читать комментарии) (Добавить комментарий)