Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Терции и катрены ([info]lj_qebedo)
@ 2025-09-24 19:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Никто не любит Гнеуса — Гнеуса Помпеюса…
К клиническими мегаломаньяками и социопатами-манипуляторами всё просто — Люциус Корнелиус Сулла, Гаюс Юлиус Кайсар, Гаюс Октавианус Августус просто жаждали власти и были фанатики контроля, в любой ситуации выбирая «лезть наверх, плюя на всех» с помощью грубой силы (Сулла), беспринципного популизма (Кайсар) и цЫничных разводилов (Августус). А вот какая мотивация двигала по жизни Гнеуса Помпеюса Магна? Ведь он несколько раз в жизни реально мог стать «кговавым диктатогом» Рима — ему требовалось лишь этого пожелать. Сулла, Кайсар и Августус пожелали — почему же Помпеус не захотел, и в итоге его убили не в Риме, на форуме, а во время бегства на лодке?..

Приникаем к книге А. Короленкова и Е. Смыкова, вышедшей недавно в серии «ЖЗЛ» — «Помпей», первой на русском языке не просто научной, а вообще биографии сабжа. Авторы «бобрасовестно» описывают его «жЫзньЕдеятельность», анализируя разнообразные источники и пытаясь отсеять достоверную информацию от «легенд и мифов пишущих народностей». В отличие от «плутрах-шмутрахов», «момзен-шмомзенов» и «утченков-путченков», не пытаются «делать моралите» и «картины маслАми», отдавая предпочтение тем версиям и фактам, которые им кажутся наиболее правдоподобными.

На вопрос, который обозначен в первом абзаце, они, конечно, прямо не отвечают. Но особых проблем при поиске ответа самостоятельно не возникает. Читая и следя за перипетиями «извилистого жизненного пути» Гнеуса Помпеюса, замечаешь главное отличие этого человека от перечисленных выше жалких эгоцентриков. Он также, как они, любил славу, войну и власть (и наверное, даже слишком), совершал вещи, признанные невероятными (типа «повторения» завоеваний Александроса Мегаса), за что и заслужил прозвище Магнус (Великий) еще в самом молодом возрасте. Но для него власть не была самоцелью — он считал ее наградой за заслуги, которую дарует ему «сенатус популюскве романи». И вся его жизнь — это постоянные попытки добиться любви народа (что ему удалось — как, впрочем, и перечисленным выше мегаломаньякам, ибо «простой» народ глуп, злобен и падок на зрелища и грубую лесть, оттого так легко лишает своей любви вчерашних кумиров) и признания со стороны «лучших людей» — нобилей (сенаторского сословия).

Говоря грубо, именно от «сенатуса» Гнеус ждал того же, что друг детства Оскара Бендера Коля Остен-Бакен от польской красавицы Инги Зайонц — любви. Сидеть на форуме в кругу избранных как лучший среди них. То есть, вожделел «законного брака» с республикой. А не насиловать ее, как Кайсар или Сулла, диктатурой с криками «я вас велю отшлепать плетками, и вы полюбите меня, как миленького!». Именно поэтому случились диктатура Суллы, диктатура Кайсара и принципат Августуса, но не было в истории никакой «диктатуры» Помпеюса (хотя некоторые «альтернативно ударЁнные учновые» и настаивают). Уничтожал врагов в бою, кОзнил некоторых после боя, грозил недругам и бывал круг, если требовали обстоятельства — но не был он равнодушным убийцею «десяти человеков ради блага якобы ста, а на самом деле меня одного».

А трагедией его жизни стало то, что он не понял одну простую вещь — «хорошими делами прославиться нельзя». Чем больше Магнус «спасал отечество» (от Серториуса, восставших рабов, взбеленившихся восточных царьков, пиратов, хлебных шпекулянтов), тем больше зависти, ненависти и презрения вызывал он среди тех самых «отцов отечества», которые могли терпеть сами себя только потому, что были «стадом баранов во главе с баранами». Точнее, стадом ничтожеств, изо всех сил сопротивлявшихся появлению в своей среде тех, кто чем-то выделялся. Авторы «ярко и сочно» рисуют отношения Помпеюса с тем же самым Маркусом Туллиусом Кикеро — человеком, который сам был очень высокого мнения о себе и своих заслугах, и получавшего за это пендюлей сполна, несколько раз обязанным ему жизнью и карьерою, настаивавшем на «дружбе» с Гнеусом, но постоянно изливавшим желчь и сарказм по поводу него и его поступков в «письмах друзьям». Или с Маркусом Поркиусом Като Минором (будущим Утикенсисом), которому всегда было важно сохранить «бобрые старые традиции» именно в том виде, в котором они существовали «дриста лет среди наших неумытых предков», а отступление от них на одно попугайское крылышко было достаточным для называния объекта поноса врагом народа, гнидою и земляным червяком.

Короче, не приняли «лучшие люди» Гнеуса в свои ряды, до самого конца — даже когда укрывались в его лагере в Греции, во время войны с Кайсаром, постоянно гундя о том, что «всё делается не так, не вовремя, не тем способом и вообще отечество опасносте диктатуры!», причем не того, кто выгнал их из Рима, а того, за чей счет они пили, ели и спали, продолжая «хранить священные традиции дристалетних предков»… Хотя, как это бывает всегда, после смерти Помпеюс превратился в их кумира — бюсты его, напоминалки и постоянные ссылки на него сенатской оппозиции времен принципата Юлиусов и Клавдиусов стали обязательным атрибутом оной.

В общем, настоящий герой — всегда одинок, особенно на вершине власти и славы… Очень свежая мысль, да, ваш кэп.



t.me/Tercios_catrenos


(Читать комментарии) (Добавить комментарий)