Дневник провинциала's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View]

Saturday, October 20th, 2012

    Time Event
    6:47p
    Сталин и Шолохов: два сфинкса советской эпохи.
    "Уверуй, что все было не зря: наши песни,
    наши сказки, наши неимоверной
    тяжести победы, наши страдания,
    - не отдавай всего этого за понюх табаку..."

    Шукшин. Август 1974 г.
    (За несколько дней до смерти)

    Менее всего мне бы хотелось пересказывать байки и анекдоты, как это сделано в книге старого еврея и трепача Бенедикта Сарнова "Сталин и писатели" (в 4-х книгах)

    В эпоху Интернета нам кажется, что мы знаем о Сталине и о Шолохове почти всё, но мы ничего не знаем.

    Сам облик Шолохова (абсолютно невзрачный, смешной, советский) совершенно не вяжется с громадной природной мощью его главных мировых творений.

    Точно также и облик Сталина с карикатурной трубкой в усах, в вечных сапогах и френче, никак не соотносится с вершинным взлётом страны, с красными рубиновыми звёздами на пиках кремлёвских башен, с Великой Победой, с советским Космосом.

    Людям, претендующим на место в истории, это кажется невероятным, это их бесит, поэтому они обзывают Сталина "рябым ничтожеством", а Шолохова обвиняют в плагиате. Им кажется, что эти два, столь невзрачных с виду, маленьких человечка никак не могут быть символами советской и мировой истории, двумя непостижимыми сфинксами.

    Когда заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП (б) А. Стецкий обратился к И.В. Сталину с просьбой повлиять на М.А.Шолохова, чтобы тот заставил писателя изменить образ героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова, ну, то есть по законам соцреализма привести его в стан большевиков, сделать председателем колхоза и т.д., вождь ответил: «Нельзя вмешиваться в творческий процесс художника, нельзя ему диктовать что-либо. Художественному произведению нельзя выносить приговор. О нём можно только спорить».

    В письме ответработнику Феликсу Кону, который занимался вопросами печати и искусства в Наркомпросе, Сталин в 1929 году, тем не менее, написал: «Знаменитый писатель нашего времени Шолохов допустил в своём «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений… но разве из этого следует, что «Тихий Дон» - никуда не годная вещь, заслуживающая изъятия из продажи?».

    А именно этого требовали рапповцы.

    Вторая книга «Тихого Дона» вызвала у рапповцев гнев и негодование, породило серию доносов и обвинений в политической неблагонадёжности автора, и поэтому у Шолохова возникли проблемы с публикацией третьей книги. Писатель был вынужден обратиться к А.М. Горькому, однако и решительное вмешательство Максимыча не возымело действия, так что Горькому пришлось организовать встречу Михаила Шолохова с И. В. Сталиным у себя на даче. Четвёртая книга вышла в 1940 году тоже благодаря Сталину, печатать её упорно не хотели, навесив на книгу ярлык «кулацкий роман». А в следующем, 1941-м году, за «Тихий Дон» М.А. Шолохову была присуждена Сталинская премия 1-ой степени!

    Однако, существует вполне обоснованная версия, что Сталин хотел убить Шолохова.

    Read more... )

    << Previous Day 2012/10/20
    [Calendar]
    Next Day >>

Дневник провинциала   About LJ.Rossia.org