Дневник провинциала's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View]

Thursday, July 16th, 2015

    Time Event
    9:12a
    Мотор Возрождения
    Филиппо Бруннелески как социокультурный элемент и психотип резко выделяется даже на фоне своих выдающихся современников. В сущности, именно он является тем фундаментом, на котором покоится здание современной Западной цивилизации, но фундамент - неподходящее слово, Брунеллески слишком живой, он молекула, ген, строительный фермент, благодаря которому появился на свет организм.
    Брунеллески как никто ощущал, что живет на переломе эпох, в исторический момент грандиозной смены цивилизаций, когда на смену мощной греко-римской цивилизации приходит совершенно другая, новая, не менее грандиозная, освященная греческим словом ТЕХНО (τέχνη
    То, что мы неверно называем Возрождением - это гигантский временной разлом, временнОе взвихрение, серс, стихия, когда время меняет свою природу и чудовищно уплотняется. Сама грандиозность замыслов и свершений Брунеллески, Микеланджело, Леонардо питалась этой природной мощью, они ощущали как на них накатывает Новое Время, они были его творцами, создателями. И вот что удивительно:всегда в эти роковые моменты, в эпохи столкновения и разлома тектонических плит на земле поднимаются из земли подобно космическим цветам невиданные по своей красоте каменные куполы и всегда в центрах геополитических крестов. Так на Босфоре воздвиглась Айя Солфия, а на берегах серебристой реки Арно - Санта Мария дель Фьоре.

    Его видно почти из любой точки города и с любого расстояния, причем чем дальше, тем он кажется громаднее. Купол под­минает под себя все окрестные строения и, как писал Вазари, «вздымается в такую высь, что горы, обсту­пившие Флоренцию, кажутся ему равнове­ликими».
    Каким образом во­обще предполагалось этот купол возводить, науке неизвестно. Ка­жется, по первона­чальному проекту он должен был на­поминать купол Баптистерия - по крайней мере, в таком виде недостро­енный собор фигурирует на фреске в капелле Спаньоли в Санта-Мария-Новелла. Но тогдашняя строительная технология с такими масштабами справляться не умела, и работы встали. Только в 1417 году объявился Брунеллески с полубезум­ной идеей: отказаться от деревянных каркасов, сделать купол двухслой­ным, а кирпичи класть так, что­бы каждый последующий ряд обе­спечивал равновесие предыдущего. В Управлении по строительству со­бора ничего не поняли. Дискуссии продолжались три года. Брунеллески, которого периодически выводили из зала заседаний насильно, пришлось и качестве доказательства возвести по новой методе капеллу в церкви Сант-Якопо-сопр'Арно (которая, увы, не сохранилась). В конце концов, по­скольку другого выхода никто так и не предложил, в 1420 году Брунелле­ски разрешили строить, но на всякий случай поставили над ним начальни­ка - Лоренцо Гиберти (что было ужас­но обидно: в свое вре­мя именно оп увел у Брунеллески заказ на двери Баптистерия). Едва удалось устра­нить соперника, дока­зав его профнепри­годность, как начали бастовать рабочие: бо­ялись, как бы стран­ная конструкция не рухнула им на головы. Пришлось набирать другую бригаду и по ходу дела изобре­тать новые инструменты. Да еще объ­яснять каждый шаг, доказывая, что на самом деле все проще пареной репы - разрезанная пополам репка фи­гурировала в качестве модели. В общем, когда через 15, лет купол был достроен, флорентийцы страш­но удивились. Но эпопея с куполом на этом не закончилась. Сначала (по проекту все того же Брунелле­ски, которого теперь не ругали сума­сшедшим, а наоборот, только что на руках не носили) к нему пристроили «фонарь», чтобы уж точно сделать собор самым высоким зданием в го­роде - верхушка «фонаря» находится на уровне 107 метров. Потом начали было делать вокруг купола балюстраду, но бросили, потому как Микеланджело обозвал се «ловушкой для кузнечиков». Зато на вершину (при помощи специальной, сконструированной Леонардо да Винчи машины) водрузили медный шар

    Нам теперь не понять восхищения современников и всех последующих плеяд архитекторов всего мира гением Брунеллески, но сам он, уже пребывая в Будущем, ни на секунду не сомневался, что человеческому разуму и рассудку по силам любая задача. Это была главная Идея эпохи, мировой тренд на все последующие века, зачаток Просвещения. Новое Время распространялось по миру радиально из точки средоточения, из живого Креста, из Флоренции. В этом и заключается сила Идеи, именно идея даёт новый толчок, рождает семью мировых преобразователей. это таинственный вселенский процесс. он долго не зреет, он взрывоподобен. реакции в этомпроцессе протекают со скоростью света.
    Какая же это Идея, в корне преобразующая человека, способная вдохнуть в него подлинное величие и наделяющая его сверхъестественными творческими способностями для невероятных, грандиозных свершений?

    Менее всего тут подходит узколобое марксистское объяснение в духе развития производительных сил, производственных отношений, работе капитала и высвобождении энергии трудящихся масс. Хотя другого объяснения, кроме мистического , надо признать до сих пор не существует.
    Пытаются объяснить феномен возникновения Нового времени изменениями в идивиде. В головах философов и поэтов вдруг возникают новые представления об индивидуальности. индивид оказывается самодостаточным в своей деятельности и не зависит от различного рода коллективных общностей, будь то город, род или сословие. Именно об этом говорил Данте, когда его изгнали из родной Флоренции: я «сам себе партия». В отличие от средневековья, где единственной творческой самодостаточной личностью являлся только Бог, творящий мир «по своему слову», в возрожденческом сознании превалирует идея приравненности человека Богу. Пико делла Мирандола говорит словами Бога человеку: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, светлый и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие, божественные» (Пико делла Мирандола. О назначении человека).
    люди нового времени гордились своей изобретательносьбю, соперничающей с Природой, изобретение перспективы, как им казалось, подняло художественные ремесла на недосягаемую высоту(точно такие иллюзии мы сейчас испытываем по отношению к коомпьютерам и интернету). но вот, что проницательно замечает Алпатов: искусство Возрождения — это искусство видимости, внешней формы, торжествующей и самодовольной иллюзии, пожертвовавшее сущностью ради иллюзии, действительностью ради изображения, духом ради материи; согласно Лосеву, Возрождение самонадеянно выдвинуло индивида на роль первопринципа бытия, отвергнув как античную, так и средневековую картины мира — и более здоровые, и более уравновешенные.
    Очевидно, что Новое время наступает внезапно, мы вмиг как бы переселяемся на другую планету и старые формы существования во времени становятся для нас немыслимыми. временной разлом, который случился в Европе в эпоху Возрождения проходит и по нашей грани бытия. Появляется множество абсолютно новых людей с новым чувством ощущения реальности. Мишель Фуко также напряженно размышлял об этом.
    каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно "открывается" в ее начале и так же неожиданно "закрывается" в ее конце. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передает последующей. Историю характеризует "радикальная прерывность". М. Фуко считает, что старое понятие истории вообще несостоятельно и не может быть применимо даже к отдельно взятой культурной эпохе, где нет прогресса и процесса последовательной смены одних идей и теорий другими. Все они как бы сосуществуют одновременно, являясь лишь одним из возможных вариантов единой для данной эпохи структуры, или инварианта.
    Фуко ВВОДИТ ПОНЯТИЕ ЭПИСИСТЕМЫ. Эпистемы представляют собой "фундаментальные коды культуры", исторически изменяющиеся структуры, определяющие конкретные формы мышления, знания и наук. Эпистема подобна некоторой сетке, которая пронизывает мир, выполняя при этом онтологическую и гносеологическую функции: она упорядочивает сами вещи и предметы и создает необходимые условия их познания.
    Как ни странно, но всё начинается с каменного цветка, с грандиозного купола, вознесшегося из земли к небу.
    Почему бы нам не считать, что мы живём в 1380 году во Флоренции и почти готовое здание Санта Мария дельФьоре уже подвели под купол. надо начинать строить купол, но проблема в том, диаметр снования будущего купола составляет 42 м, как же его построить без единой распорной балки, какие надо возвести леса для строительства купола? Кто возьмётся за эту задачу, которую прежде не решал никто? Ообъявлен конкурс. Кто полетит на Марс? Мы знаем, что в конкурсе победит Бруннелески. Новое время для них началось, для нас оно уже заканчивается.

    << Previous Day 2015/07/16
    [Calendar]
    Next Day >>

Дневник провинциала   About LJ.Rossia.org