В плену гламура
Итак, после того как мне пришлось пережить потерю оригинального текста про плен гламура из-за сломавшегося компа, я понемногу восстанавливаю утраченное.
Вот восстановленный текст выступления (сразу вместе со ссылками)
$2
Почему «в плену» гламура? Некоторое время назад мне пришлось столкнуться с интересными проявлениями повседневного гламура, а именно расширение его влияния на политику и современное искусство. Книги и жж-коммьюнити типа гламурного фашизма или гламурного марксизма явно подразумевали появление новых течений и целых субкультур. С другой стороны, нерефлексивное, пассивное потребление гламурных образов и продуктов настораживает своим размахом и агрессивным неприятием критики со стороны потребителей гламурного. Самое широкое распространение гламура уже не как явления в культуре и искусстве, а как целостной индустрии с развитой инфраструктурой воспринимается как вызов традициям критической теории и подразумевает некий адекватный ответ.
Господствуя в сфере визуального, гламур, как феномен и как индустрия с выстроенными стратегиями производства и потребления так же занял место идеологии. Такое широкое поле влияния свидетельствует не только о быстром и агрессивном распространении ранее незаметного явления, но и о капитуляции институтов элитарной культуры перед массовым распространением вкусов среднего класса в искусстве, рекламе, досуговой индустрии.
Гламур, с точки зрения фоносемантики, производит на слушателя впечатление чего-то «угловатого, злого, грубого, мужественного…», хотя на уровне ассоциаций гламур вызывает образы глянца, «скругленных углов» и т.д. Явное противоречие, заложенное в самом явлении гламура, не кажется чем-то необычным, наоборот, гламур воспринимается многими как сама суть сегодняшней жизни в силу господства культа потребления. Ассоциации, которые вызывает гламур у его основных потребителей – успех, богатство, популярность, т.е. основные ценности общества потребления. Не смотря на малозначительные и отрывочные сведения энциклопедического толка о гламуре, любой современный потребитель может, по вашей просьбе рассказать небольшую лекцию о сути явления и о личном понимании его сути.
Влияние гламура на сознание потребителей имеет огромное значение. Как индустрия зодания визуальных образов, гламур ориентирует потребителя на соответствие определенным стереотипам и моделям поведения. На разнице образов идеального и «того, что есть» строится проецесс вовлечения человека в процесс потребления гламурного образа жизни. Сам процесс традиционен и полностью соответствует схемам воспроизводства рыночной экономики. Здесь поразителен круг распространения и охвата стандартами потребления широких масс. Скорее всего, такие масштабы стали возможны с новым этапом развития масс-медиа. В свою очередь глобализационные процессы в экономике начали влиять и на культуру самых передовых, в области потребления, стран. Унификация культур, воспитание «среднего вкуса» вместе с такими атрибутами гламура как потребление напоказ и «киданием понтов» расширяет влияние явления на самые широкие социальные слои.
Гламур становится универсальным стилем жизни и ценностью в эпоху «развитого постмодернизма». Его «агрессивно-пассивная» суть не может не рождать ответные реакции, и, прежде всего в сфере, куда гламур вторгается наиболее агрессивно – в современном искусстве. Но, адекватных и эффективных в соответствующих гламуру масштабах, сопротивленческих стратегий современное искусство не представило. Небольшие группы художников и теоретиков, типа группы «Что делать?», не могут, к сожалению, собрать аудиторию, которая была бы сопоставима с аудиторией гламурных течений в современном искусстве.
Потенциальная роль гламурного в современном обществе – замещение «отсутствующей» идеологии. Хотя, как «ложное сознание», гламур вполне соответствует функционалу классической идеологии. Одним из свидетельств этого можно считать проникновение гламурных звезд шоу-бизнеса в политику и обратно. Звезды культуралов все в большем количестве будут вспыхивать на политическом небосклоне – это станет одной из стратегий выживания и распространения гламура.
Гламур, как явление постоянно развивающееся, не станет останавливаться на тех позициях, с которых начинал свой путь – уже сейчас просматриваются стратегии продвижения так называемого «антигламура». В ответ на это можно только лишь привести цитату из новой книги Пелевина, которая должна предостеречь любого критика гламура: «Наиболее перспективной технологией продвижения гламура на современном этапе становится антигламур. «Разоблачение гламура» инфильтрует гламур даже в те темные углы, куда он ни за что не проник бы сам».