Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет lugovskaya ([info]lugovskaya)
@ 2006-01-12 17:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Язычество
Первым изучаемым языком для меня стал украинский.
Переезд из Новосибирского Академгородка в Одессу, новая школа,
"Если хотите, вашу дочь можно освободить от этих уроков",
"Да нет, зачем же – наверстает".
Русскоязычный город, буквы ї и є,
Слова напоминают конструктор с недостающими или лишними деталями,
Казалось, что скло разбито, а у голки отломано вушко,
Потом язык стал проявляться, словно симпатические чернила,
Я увидела, что в повiтрi скрыт вiтер там, где в воздухевздох,
А "встряти у халепу" не перевести на русский менее чем абзацем текста.
Без симпатии отнеслась к Шевченко, зауважала Лесю Украинку,
Читала в книжных то, что не достать было на русском,
Переводила родителям инструкции и надписи на упаковках.

Потом был французский.
Школа, спряжение глагола être,
Намеренные двенадцать ошибок (были замечены две),
"Чему вас учат? И почему тебе ставят пятёрки?",
Курсы, "Pont d’Avignon" и "Champs Elysée"
(Когда на случайном магазинчике прочла "Шанс Элизе",
Не сразу и вспомнились наши хоровые подпевания Дассену).
Преподавательница на занятиях курила и сидела на парте,
Конец восьмидесятых,
Гроздья акации за раскрытым окном,
Майское солнце пробивается сквозь листья.
Париж, Льеж, Страсбург, Намюр,
Бутылочного цвета Сена, двойная радуга над Мёзом-Маасом,
Блики на немыслимых стёклах Дефанса,
Выторгованные несколько франков у торговцев клубникой,
Перемигивание с хозяином кафе и rue d’Odessa -
Всё это в восьмом классе было абсолютно непредставимо,
Из Ремарка, Хэмингуэя, того, о чём не придёт в голову мечтать -
Но уже тогда в слове "свобода" слышалось трепетание грассирующего "р".

В лицее нет французского - будет английский,
А также эсперанто и сербохорватский.
Бедная моя голова, девять-десять уроков в день,
По вечерам таэквондо (не дай бог тренер узнает диагноз!),
От усталости и молочной кислоты живы только кончики пальцев -
Ложусь на диван, разбираюсь в самоучителе игры на гитаре,
Когда нет тренировок, намекаю родителям, что гуляю с парнем,
Сама сматываюсь к эсдекам, да, анекдоты вечны,
Кстати, английский после митингов можно бы и почитать,
Первое, за что берусь - шотландские баллады.
Почему выходит как-то хреново, никто не знает?
Вторая попытка - баллады Киплинга, тут получше,
If blood be price of admiralty, ну допустим,
Но усечённые слова напоминают занозистый пол.
Ладно, попробуем прозу, что подвернётся,
"Stranger in the Strangerland", ох, уж лучше Киплинг,
Ты б ещё с Кэрролла, девочка, начинала.
Ладно, Смаллиан тоже сойдёт.

Сербохорватский нам читала Татьяна Тихомировна, сербка.
Было известно – кто ходит на этот спецкурс, поедет в Белград.
Я была лучшей в группе, но это оказалось неважным:
Выделить деньги родители сочли нерациональным.
Я пришла проводить одноклассников,
Долго смотрела вслед автобусу -
С прочими уехал человек, в которого я была влюблена
(Безответно, конечно же).
Потом ушла на склоны, к морю, бродила, смотрела на выброшенных медуз,
Добралась домой, молча слегла с ангиной.
Через год я пошла работать -
"Одесский вестник", отдел "Частная жизнь", криминальное репортёрство,
И было плевать, что рискую жизнью - я на неё зарабатывала!
Слишком хорошо запомнился тот взгляд - вслед.

Эсперанто мы изучали за уютными посиделками с чаем,
Дробные пригоршни слов легко засунуть в карман, словно орехи,
По "La danĝera lingvo" делался реферат на историю,
Я стояла с гитарой на Дерибасовской, чтобы поехать в эсперанто-лагерь,
А возвращалась, с головой укрывшись штормовкой, в ящике под сиденьем -
Потому что не было денег на поезд, да и не было мест от Смоленска
(Даже пыталась писать песни, их даже пели -
Хорошо, хоть здесь не пошла тропой графомана).
Скажете, искусственный язык - да, конечно,
Но очки на носу также не самозарождаются,
И палатки не вырастают из семян палаточного дерева.

В универе была латынь, что давно хотелось:
Не язык - лес колонн, всерьёз заблудишься вряд ли,
Но где выход - можешь забыть, и шаги твои гулки,
И на сигаретной пачке увидишь приветствие, и ответишь,
И рецепт прочтёшь, о смерти не забывая,
Потому что узнала - в твоём отчестве скрыто прощанье.

Белорусский как-то сам проявился и закрепился -
После пары поездок в Минск и житья у друга-
Полиглота (с китайским там, правда, такого финта не вышло,
А на польский, напротив, хватило пары занятий).
На халяву съездила в Кишинёв, поучила идиш,
Вероятно, чтобы сказать без акцента: "Киш мир ин тухес",
Кстати, на слуху вдобавок оказался румынский -
Благодаря приятелю, взахлёб читавшему мне Эминеску.
Позже был новогреческий, учительница - красоты античной,
Её звали Нанушка - родители-греки любили Пушкина,
Слово "нянюшка" трансформировалось, получилось забавно.
Мысль об эмиграции в Германию, самоучитель с собою в метро,
Прикреплённые к стенам квартиры листки с переводами на немецкий,
Эмигрировать можно только с родителями - так, всё понятно,
Нет так нет, не впервой, привезённый из Франкфурта Рильке.
Древнегреческого коснулась трижды - и всё время лишь краем,
Тлеет золотым тисненьем учебник, тепло сохраняет -
Мол, вернись к ионическому ордеру, эолийскому ладу...

Что в итоге знаю из языков? Почти ничего не знаю.
Остаются отточия, обкатанная прибоем галька,
Сердолик, янтарь, розовый кварц, дуновение ветра,
Шум прибоя, аллитерации, ассонансы,
Остаются слова, что мне не хватает в русском,
Открываются книги, проблёскивают, ускользают,
Я нигде не своя, но везде узнаю дорогу,
Европейская воля (за пределы - пока не вышло:
Про китайский уже вспоминала, аналогично с ивритом),
Отголоски-брызги, слова отдельные - шведский, латышский,
Вся романская группа переливается, словно в пламени саламандра,
Мир огромный, мир шевелящихся губ и быстрого неба,
Белого стиха, улыбчивой ритмической прозы,
Шаг за шагом, систола-диастола, вдох-выдох,
Мир.


(Добавить комментарий)


[info]svetlost@lj
2006-01-12 11:43 (ссылка)
Фух. Читается на одном дыхании.
Здорово!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-12 11:44 (ссылка)
Это хорошо! А я боялась, что перезанудствовала :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kati_parapano@lj
2006-01-12 17:26 (ссылка)
Неа! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:39 (ссылка)
Ну, уговорила :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kati_parapano@lj
2006-01-14 04:45 (ссылка)
Под водочку? ;)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-14 06:44 (ссылка)
Ой, не, только не водка. Это мой личный персональный бзик. Тогда уж лучше коньяк.

(Ответить) (Уровень выше)

не переЗанудствовала но ж переИззавидствовала
[info]dr_trollin@lj
2006-01-13 14:45 (ссылка)
переиззавидствовала ЖЖ тем, рибонько
що ото дівчина ж відає стільки балаків та говірок лЮдських
no i, jasne ze myśli w tych różnych językach. no promuje to...

и переиззавидствовала мя преизряднейше...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Было бы чему...
[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 15:13 (ссылка)
Эх, да плохо я их знаю, причём все, даже украинский не в совершенстве, хотя казалось бы - а вот ни фига; когда приехала в Варшаву, остановилась у приятельницы-украинистки - вот тогда послушала вишукану українську мову, и это при том, что Катажина - полька, а я... позорище, в общем. Про мой польский, невзирая на фамилию, тоже без слёз говорить нельзя. Читать - читаю, а доходит до разговора - "иногда лучше жевать, чем говорить". Английский, французский - то же самое. А про то, что славянское и не романское - совсем всё плохо, немецкий - понимаю с десятого на двадцать пятое, идиш и новогреческий разбираю с трудом и по складам. Так что это скорее рассказ о неорганизованном сознании, чем о предмете зависти. Эх, вот есть у меня друзья-полиглоты - miram , например. Это да. Вот тами китайский, и литовский, и латынь (на нормальном уровне, а не как у меня)... Десятка 2.5 - 3, наверное, впрочем, думаю, он и сам не считал :) schriftsteller - там не так много, но экзотика всякая тюркская... aylis (у которой сегодня, кстати, день рождения) - она по мёртвым языкам... Так что завидовать - это туда :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tarbozaurus@lj
2006-01-12 11:51 (ссылка)
Леся Украинка гениальна. Без преувеличения. Даже в русских переводах читается, как высокая поэзия. А вот Кобзар... Только украинский язык его и спасает. Что же касается третьего украинского классика, Франка, лучше бы ему вообще не начинать писать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-12 12:07 (ссылка)
Насчёт Франка - спорно, "Каменяры" мне в своё время очень нравились. Эдакий гибрид Некрасова с Маяковским :)

А Шевченко ОЧЕНЬ не уважаю. Слабак и слюнтяй, хоть и талантлив. Как человека не уважаю, сопли длиной с пол-Европы - воля ваша, это не то, что достойно в поэте. "Но, друг мой, не в ответе же эпоха..."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarbozaurus@lj
2006-01-12 15:34 (ссылка)
Экспрессии много, да. А рифмы типа "площина - як я"? Достойно современных эстрадных песенок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:40 (ссылка)
Тогда я повелась на экспрессию :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maryxmas@lj
2006-01-12 12:52 (ссылка)
у него замечательная поэзия.
уж на что у меня нет ушей на поэзию, а всё равно пробирает.

а Кобзар так и вовсе гениален.

зы. единственно, согласна насчёт Леси Украинки, "единственного мужчины в украинской литературе"..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:41 (ссылка)
Поэзия талантливая. Но как человек он мне неприятен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maryxmas@lj
2006-01-13 13:12 (ссылка)
кто, Франко или Шевченко?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 14:04 (ссылка)
Шевченко. Понимаешь, я очень плохо отношусь к тряпкам. Даже к очень талантливым тряпкам. А мужик, который всю жизнь ныл, как ему плохо живётся (и все попытки что-либо улучшить перевесил на друзей)...

Ну, в общем, особенно по контрасту с Лесей Украинкой (которой _действительно_ было плохо - потому что никакие внешние обстоятельства не хуже потери контроля над телом) - не уважаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zmeyka_taya@lj
2006-01-12 12:04 (ссылка)
Обалденно замечательно. Ничего не перезанудствовала, наоборот, интересно и завлекательно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-12 12:08 (ссылка)
:) это славно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mariri@lj
2006-02-06 02:03 (ссылка)
Да! И еще, почему-то захотелось выучить латынь!
> Не язык - лес колонн

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-02-06 05:52 (ссылка)
Латынь - это славно :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alla_hobbit@lj
2006-01-12 12:18 (ссылка)
А когда ты в Израиле была, на иврите не заговорила? :))
Очень здорово написано!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:42 (ссылка)
Не, не заговорила. Не лёг мне иврит.
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marinka_lisa@lj
2006-01-12 14:04 (ссылка)
Здорово! Очень здорово!
З.Ы. размышления: единственной книгой на "иностранном" языке, стала узбекская сказка "Чаривна шапка" (кажется так) прочитанная в 1990 году :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:43 (ссылка)
"Чаривна шапка" - это украинский. Ты не путаешь? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maryxmas@lj
2006-01-13 13:28 (ссылка)
вспомни, сколько их издавали -- сказочных совершенно сборников сказок разных народов...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 14:05 (ссылка)
А, то бишь это название серии? А, тогда понятно, да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maryxmas@lj
2006-01-13 14:31 (ссылка)
я вот думаю начать их собирать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 14:53 (ссылка)
Дело. Потом самые интересные можно будет повыцепливать...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marinka_lisa@lj
2006-01-13 15:38 (ссылка)
Абсолютно не путаю! ;) Только прочтя страниц 20, я поняла, что читала ее же, но на русском. Ты абсолютно права. Я это читала, будучи на свадьбе в Сумской области в 1990 году ;) А в доме иных книг просто НЕ БЫЛО!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 15:43 (ссылка)
Понимаю :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ulvunge@lj
2006-01-12 17:18 (ссылка)
Великолепно!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:45 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kati_parapano@lj
2006-01-12 17:25 (ссылка)
Танда, Шатовский мне напророчил тебя. :) (Это я им прикрываюсь, если честно. На самом деле я сама пришла. :))
Очень хочется пошептаться немножко. :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:45 (ссылка)
Ну дык почему бы двум благородным доньям не пошептаться? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kati_parapano@lj
2006-01-14 04:54 (ссылка)
А как? Аськи у меня нет. :) Есть мейл kparapano@yandex.ru...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-14 06:45 (ссылка)
А мой мэйл - в юзеринфе :)

Так что вполне можно :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kati_parapano@lj
2006-01-14 09:32 (ссылка)
Ага, нашла. :) Я тут прица такая, пролетающая, по пути не все успеваю разглядеть. :) Настройками ЖЖ еще вообще не занималась, как у кого искать инфу тоже не сообразила. Это просто не приперло, я знаю! Мне как припрет, я такая умная делаюсь, аж самой противно. :))) Буду тебе письмо написать. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kati_parapano@lj
2006-01-14 09:34 (ссылка)
"прица" надо читать как "птица". Хотя, я сама уже сомневаюсь. :)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dborok@lj
2006-01-12 17:26 (ссылка)
Хорошо...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:46 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]strega_lyth@lj
2006-01-12 21:08 (ссылка)
Чудесно %) на одном дыхании читается, да...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:47 (ссылка)
Славно, что понравилось.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]balash@lj
2006-01-13 00:15 (ссылка)
Спасибо :)

P.S. И за антологию стихотворную - тоже спасибо. Пока прочитала только (про) Дмитрия Быкова - и даже не ходила еще по ссылкам - но по "Четвертой балладе" узнала его, холодком по коже; пару лет назад у нас (хм) в доме появилась книжка его, маленькая такая, красное на белом... Чуть ли не из собственных рук, говорят, при встрече. Чудны...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:49 (ссылка)
Чудны.

Сейчас ещё Михайлика закину.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zlobynia@lj
2006-01-13 00:16 (ссылка)
Да, действительно здорово, чем-то напоминает Бродского. А Бродский - это хорошо, это не Шевченко... 8-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:52 (ссылка)
:)))))))))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maryxmas@lj
2006-01-13 13:14 (ссылка)
а чим вам Шевченко не догодив?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zlobynia@lj
2006-01-13 16:17 (ссылка)
Ну, не сподобався вiн менi... Котляревський сподобався, Леся У. сподобалась, Рильський сподобався, а Шевченко - нi... Це моя особиста точка зору. Нiкому не нав'язую... :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maryxmas@lj
2006-01-13 16:22 (ссылка)
наш чєловєк :)
ви його, принаймні, читали. а то чувала я таких знавців -- нє чітал, но нє люблю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kvitochka2006@lj
2006-01-13 03:53 (ссылка)
Читается не просто легко, почти как стихи. Я потрясена.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:56 (ссылка)
Да это вроде как стихи. Белые такие :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dreamer_m@lj
2006-01-13 05:14 (ссылка)
Хорошо... Это к вопросу о том, как они все *на самом деле в голове укладываются*. Вот так - с разными запахами и цветами...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 12:58 (ссылка)
Конечно. За каждым - свой слой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bolek@lj
2006-01-13 05:58 (ссылка)
Хорошо. Очень хорошо.

Помню тот кишиневский семинар

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 13:05 (ссылка)
Ага - на нём мы же вроде с тобой и познакомились, верно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bolek@lj
2006-01-15 05:19 (ссылка)
Точно!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]amisaq@lj
2006-01-13 17:36 (ссылка)
Жалко, что конструктор "Иврит" не пошел. Тут же как "Лего" или "Эсперанто", только строй правильно :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-01-13 17:45 (ссылка)
Не срослось...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pirson@lj
2006-02-06 12:43 (ссылка)
http://del.icio.us/liquidgold/language-study

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lugovskaya@lj
2006-02-07 06:41 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)