Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет maaddi ([info]maaddi)
@ 2011-06-21 12:19:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
КРИТ: Эллинское православие
На самом деле, я выработал для себя некую концепцию, которой пользуюсь в путешествиях. Базируется она на впечатлениях. Не помню, может быть я уже говорил об этом где-то, но в принципе любое впечатление можно расценивать как то или иное блюдо. Конечно, кому-то нравится сперва узнать рецепт, а потом уже – есть, например, то, что он заказал. Я же в последнее время использую иной подход, обратный. То есть – сперва я вижу что-то, узнаю о чем-то и прислушиваюсь к себе – нравится оно мне, или нет. Пробую на вкус. И если это нечто вызывает какой-то внутренний отклик – то я пытаюсь разобраться в этом «чем-то», то есть – раскладываю на известные мне ингредиенты. Я отделяю один известный мне ингредиент от другого, опознаю их, в меру своих возможностей, а уже после, если что-то мне неизвестно (например, в плане конкретных названий, понятий или явлений) начинаю изучать в справочниках и тому подобном. Если есть необходимость.
Мне кажется, что подобный подход более правильный в случае знакомства с чем-то новым. Хотя он, конечно, не исключает и первичной, «теоретической» базы.
Например, возьмем греческое православие. По крайней мере – тот его фрагмент, который мне удалось увидеть в поездке. Безусловно, невозможно ознакомиться со столь сложным явлением целиком за очень короткий период. Но можно составить хотя бы поверхностное впечатление от посещения ряда часовен. Был я, безусловно, и в паре крупных соборов, но фотографировать в них запрещено. Поэтому я не фотографировал, зато – замечал. Например – в одной из церквей в Ретимно на выходе стоит большая корзина с хлебом. Не знаю, для ритуальных целей, или же – просто для того, чтобы нуждающиеся могли брать с собой и уходить. Вещание в церквях – ведется по радиоприемнику. Вполне вероятно, что в записи, а может – и в живую: заходишь с жары и духоты в полутемную церковь, и кто-то что-то непрерывно читает в полумраке…
Однако, отойдем на некоторое время от абстрактных примеров и придем – к конкретным, визуальным. И к тем ощущениям, что они у меня вызывают.







1) Небольшая часовня на кладбище Георгиополиса. Дорога к кладбищу, в гору, обрамленная зарослями горного чая и мелисы, идет мимо домов, во дворах которых растут апельсины и цветущие гранаты.




2) Сама часовня. Как и большая часть домов на Крите – покрыта белой известью. Красная черепица, колокольня и прочее.




3) Кладбище. Судя по небольшому количеству могил, можно предположить, что население деревни очень невелико. По состоянию же могил можно определить, что за ними ухаживают и регулярно их посещают.




4) Снова кладбище, теперь уже – вид на пляжи, на которых резвятся туристы.




5) Все то же кладбище, но теперь уже – с церковью на воде.




6) Это уже внутри самой церкви. Сперва все лежащее было принято мною за какие-то полуязыческие приношения, что меня удивило. Однако, присмотревшись, я понял, что это всего лишь необходимые приспособления для материальной части ритуалов – уголь, ладан и прочая. То есть то, что нужно для начала службы.




7) Рядом, на том же окне – стоит бутылка с то ли маслом, то ли с миррой.




8) Само окно часовне глинобитное, если так можно выразиться. Видимо, сделано с целью соответствия канонам. Хотя, я не исключаю и того, что часовня на самом деле отреставрирована и окна оставлены оригинальными.




9) Лампады горят так же, как и в обычных, русских православных церквях.




10) Интересный нюанс. Во многих церквях на Крите около тех или иных икон находятся такие вот чеканные изображения. Где – части тела, где – изображение целого человека. Видимо, это своего рода «записки за здравие», оставляемые просителями.




11) Те же самые чеканные таблички с изображениями людей. И ноги.




12) Внутренне убранство часовни. Ничего лишнего, но оно, это лишнее, здесь и не нужно.




13) Еще одна особенность местных культово-ритуальных взаимоотношений. В большинстве церквей свечи не покупаются. Они просто берутся. Рядом со свечами находится ларь для денег или же – просто плошка, в которой оставляется мелочь. Каждый в зависимости от того, сколько он считает нужным – оставляет денег и берет свечу, которую он ставит перед алтарем. Это важный момент.




14) Покидаем часовню. Снова на кладбище. У многих могил стоят такие вот бронзовые лампадки.




15) Это – уже другая часовня. В Эксополисе (Exopolis) (или Эхополисе, путаю семантическое значение «х»), стоящая так же на кладбище в оливковой роще.




16) За неимением колокольни, которая у нас, на русской равнине, заменяет во многом ориентир, колокола располагаются прямо у входа в церковь.




17) Кладбище в принципе такое же, как и в Георгиополисе.




18) Внутри часовни больше дерева, которое применяется для обустройства алтаря. Вообще, с древесиной на острове явные проблемы. Камень же есть везде. Поэтому деревянная резьба считается, видимо, более богатым украшение.




19) Те же ритуальные принадлежности, что были в предыдущей церкви – масло, ладан, уголь.




20) Деревянный голубь. Одна из деталей убранства алтаря.




21) Резьба по дереву на алтаре.




22) Ларь для подношений. Одновременно – место хранения свечей.




23) И на выходе из часовни, уже на кладбище – лампада-фонарь, в которой горит огонек.

________________

Вот, собственно, это и есть основные впечатления то «эллинской веры». Конечно, нельзя сказать, что она осталась неизменной с самого появления христианства. Однако, она все-таки была первой, воспринявшей и трансформировавшей иудейскую веру как таковую. Равно и православие, оставшееся в Греции – в большей мере, надо думать, приближено к первоначальному, навсегда утерянному. Разумеется, я не могу утверждать, что в нем нет той дикой примеси темного и страшного, хтонического язычества, что присутствует в русском православии (светлые языческие корни – вырезали первыми, осталось самое живучее – подземное, сокрытое). Однако, именно первое впечатление кажется наиболее верным. Та же история со свечами, которую берутся за плату, которую самолично назначает прихожанин. Как в старой поговорке про совесть, которая – «лучший прокурор». В конце концов, можно же, при нехватке денег и острой необходимости – и просто взять свечу. Можно просто зайти в пустую горную часовню и подумать, постоять. Просто – отдохнуть. Безусловно, мои впечатления во много сглажены расслабленностью на отдыхе. Однако какое-то успокоение присутствует и без этого. Все-таки православие это не вера «карающего Бога». Карающие боги могут обитать в Палестине - там, где солнце высушивает кожу. Могут обитать они и в наших широтах, в компании медведей да волков, звериным «крестным ходом» обходя заснеженные леса морозными ночами и пожирая одиноких путников, замерзших под елями. Греческое православие, как и греческий политеизм, более легкое и обыденное. Проникающие естественно во все сферы, оно несет представление о какой-то всеобщей идее спасения. Может быть, оно даже более демократично, несмотря на свою ортодоксию, нежели католичество.
Однако, и здесь бывают абсурдные ситуации. Например, в новостях показали, что в Афинах, разрываемых кризисом и забастовками, поменяли половину греческого правительства. И новые министры, в присутствии патриархов и прочего – клянутся на библии. Не дай Бог увидеть, как наши министры дают такие же клятвы на священных книгах. Хотя – бумага, она все стерпит.
Дух же близости к божествам, не важно – каким, языческим или нет, витает над Критом, смешиваясь с пылью и запахом пряных трав. Наверное, так и должно быть. Где-то же в мире должно быть место, говорящее о том, что Бог – есть. И не важно, правда это, или нет. Бога может и не быть, но место-то останется в любом случае. Останется то ощущение утраченности чего-то, что когда-то было, и чего больше уже нет. Напоминанием об этом чем-то станут белые церкви в горах, в окружении сухой травы и оливковых деревьев.


Puscifer - "Rev. 22:20 (dry martini mix)"



(Добавить комментарий)


[info]pravdoiskatel77@lj
2011-06-21 05:32 (ссылка)
а что вы хотели сказать етим постом?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-21 05:37 (ссылка)
Да не знаю даже)
Наверное, то, что наше православие, греческое, коптское и какое-нибудь западное - совершенно разные вещи, и каждая модификация религии в той или иной местности - несет на себе отпечаток этой местности. Наше, грузное и позолоченное, прошедшее через Византию и набравшее на себя, как брюхо кита - ракушки, уже не то, немного. Хотя, в то же время - и то, русское. Развившее эсхатологию и представления об Аде, например.
В Греции - в Ад верить не хочется. А у нас - не хочется верить в Рай. Несмотря на то, что расстояние и от первого, и от второго до человека - одинаковое, стремящееся к бесконечности.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]get_glsot@lj
2011-06-21 11:03 (ссылка)
деньги у свечей - класс
нам такого не хватает - вечно сидит кто-то и мешает общаться с Богом )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-21 13:45 (ссылка)
да, в принципе. но другая беда - если свечи, например, просто так оставлять - то пиздить, пардон, начнут) менталитет-с...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]get_glsot@lj
2011-06-22 03:17 (ссылка)
вот сволочи!
я думал там честные люди живут ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-22 05:51 (ссылка)
не, честных людей мало осталось - они все в Москве, в правительстве...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]get_glsot@lj
2011-06-22 07:53 (ссылка)
ну хорошо хоть что у нас! )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pravdoiskatel77@lj
2011-06-21 18:47 (ссылка)
РПЦ нужно реформировать,как это делал Лютер!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-22 05:54 (ссылка)
Да, наверное. Нашлись бы еще эти реформаторы...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dromos_musaget@lj
2011-06-21 19:30 (ссылка)
Без корявых понтов.И без суеты Храма.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-22 05:52 (ссылка)
Да, веру придумал Бог, церковь и религию придумал Дьявол, и так далее((

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shri_boomer@lj
2011-06-22 06:31 (ссылка)
Очень поэтично ,брат.Здорово.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-22 06:37 (ссылка)
Навеяло, скажем так)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_ponchik@lj
2011-06-22 11:50 (ссылка)
Кладбища маленькие потому, что там чуть не все рабаки были. Редкому рыбаку везёт помереть дома, на суше.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-06-22 13:41 (ссылка)
Да, тоже вариант)
Еще думаю - там народ кремировать могут...хотя у каждой деревушки - свое кладбище, они разбросаны по округе - народ постоянно бродит от одного поселения к другому. А хоронят, надо думать - где родился. В целом - разные варианты могут быть. Тем паче - что население Крита вроде всего - 600 000 человек.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lyalikov@lj
2011-07-14 17:13 (ссылка)
Кинан довольно язвителен
He which testifieth these things saith, Surely I come quickly. Amen. Even so, come, Lord Jesus.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maaddi@lj
2011-07-15 03:33 (ссылка)
Да ну, таки сколько раз это все ужо говорилося))

(Ответить) (Уровень выше)