|

|

Настроение: | Россия, возродись! |
слабость национального чувства в центрах
Зачастую у центрах, в долголетней тиши мононационального мира у разных деятелей отмирает национальное чувство, притупляется, и они готовы поверить любому проходимцу, говорящему от имени неких выдуманных народцев, вроде "хоббитов", "эльфов" или "украинцев", готовы выдать им столько суверенитета, сколько те захотят брать. А всё почему - да потому, что историей и положением в современности собственного народа слабо знакомы, что по центровому снобству не желают обратить свой взор на то, что делается на окраинах. А на окраинах русские люди находясь во взаимодействии с нерусскими чётко себя понимают именно как русские. Потому-то и Шульгин, и Кн.Волконский выступали против украинства тогда, когда русские центра России не сопротивлялись украинизации малорусов и самих себя.
Вот пример сегодняшнего дня от юзера a_eliseev@lj: http://a-eliseev.livejournal.com/183839.html
Украинская нация все-таки есть ... Сотни тысяч распропагандированных пленных, вернувшихся в 1918 году в Малороссию, стали главным орудием распространения украинской идеи в крестьянской среде".
Вот как можно поменять у человека, гм-м, национальную ориентацию в лагере? Пропагандой? А может уже были серьезнейшие предпоссылки, внутренняя готовность огромных масс людей? Для меня очевидно, что украинизация - это не плод деятельности каких то "зловещих" сил ("австрияков", "большевиков", "Запада"), хотя они и оказывали определенное воздействие. И эти сотни тысяч "распропагандированных", и миллионы симпатизантов Ющенко нельзя свалить на какие-то внешние воздействия. Иначе получается, что мы имеем дело с миллионами легко внушаемых и управляемых големов.
Пора бы уже оставить все эти красивые, но, увы, безосновательные, домыслы о триединой нации. Украинцы - отдельная нация. Другое дело, что процесс ее фомирования еще не завершен до конца. Она может стать нацией, дружественной русским, восточнославянской (м. б. даже двуязычной). Но может быть и совершенно резкий разрыв, переход украинства в европейское цивилизационное поле. Если будем стремиться записать украинцев в русские (а зачем вообще!?), то получим как раз второе. ... И т.д, и т.п. Елисеев просто не знаком с историей, и просто не понимает, что именно русские Западной Руси остро чуствовали свою русскость и сопротивлялись либералам и большевикам в насаждении украинства. Что лишь безграмотные солдаты повелись на австрийское украинство (как и на большевицкие посулы), и то потому, что оно давало возможность получить харч и новую форму. Ни один офицер не стал "украинцем" в австрийских лагерях. Тот же князь Волконский ещё в 1907 вместе с архиереями преподнёс царю около миллиона подписей жителей Волынской губерни за самодержавие: http://chatlanin.livejournal.com/129203.htmlВолынский Союз Русского Народа есть практическое решение крестьянского земельного вопроса по-христиански, в противовес "черному переделу", проведенному потом революционерами. Народ организовался в отделы Союза по селам. Имел своих ревнителей, которые приносили присягу в Почаеве пред Образом Почаевской Божией Матери. Богомольцы шли не только из Западной России, но и из Подъяремной и из более отдаленных мест, даже из Сибири. Благодаря такой организации и руководству, народ имел подавляющую силу, что особенно ярко сказывалось на выборах в земства или Думу. Там было три курии: помещечья-дворянская, городская (еврейская) и крестьянская, при чем из 150 выборщиков дворян и горожан было 54, а крестьян 96. Крестьяне собирались в Богоявленском монастыре и что они с вечера порешили, то на другой день утром и проводили. Не удивительно, что в Думу Волынь посылала своих крестьян, и добрых священников и помещиков, что Волынь поднесла Царю от 12-ти уездов 12 книг с подписями "на Самодержавие" с сотнями тысяч душ, что на Волыни никакая революционная пропаганда не имела успеха.
Союз поднес Государю Императору 12 книг (по числу уездов Волынской губернии) с сотнями тысяч подписей "на Самодержавие" от населения губернии. В состав делегации вошли: Архиепископ Антоний (впоследствии митрополит Киевский), Губернский Предводитель дворянства князь Волконский, Архимандрит Почаевской Лавры Виталий, Председатель Волынского Союза Генерал Красильников, Депутаты Думы и по одному уполномоченному от каждого уезда. Все при Георгиевских значках Волынского Союза Русского Народа.
Другой ревнитель русскости в Западной Руси - Шульгин: Шульгин, русский националист, избранный Волынью во Вторую Думу, думу "народного гнева", сплошь антинациональную и антимонархическую, писал о приеме депутатов в 1907 году: Кто-то, кто нас представлял,- назвал меня, сказав, что я от Волынской губ [ернии]. Государь подал мне руку и спросил: - Кажется, вы, от Волынской губернии, - все правые? - Так точно, Ваше Императорское Величество. - Как это вам удалось? При этих словах он почти весело улыбнулся. Я ответил: - Нас, Ваше Величество, спаяли национальные чувства. У нас русское землевладение, и духовенство, и крестьянство шли вместе, как русские. На окраинах, Ваше Величество, национальные чувства сильнее, чем в центре... Государю эта мысль, видимо, понравилась. И он ответил тоном, как будто бы мы запросто разговаривали, что меня поразило: - Но ведь оно и понятно. Ведь у вас много национальностей... кипят. Тут и поляки и евреи. Оттого русские национальные чувства на Западе России - сильнее... Будем надеяться, что они передадутся и на Восток... У Шульгина и Волконского можно почитать: В.В. Шульгин "Украинствующие и мы" - http://ua.mrezha.ru/shulgin1.htm Князь Александр Волконский. "Историческая правда и украинофильская пропаганда" - http://ua.mrezha.ru/volkon.html О русском движении в Галиции можно почитать в очерке Пашаевой: http://www.ukrstor.com/ukrstor/paszaeva_oczerk.html Не зная всего этого, не зная того, что русские на окраинах сопротивлялись и до сих пор сопротивляются (см. ниже) украинизации, Елисеев готов с барского плеча отдать всех этих русских на растерзание свидомым украм - а чего, не впервой центр предаёт окраины: http://chatlanin.livejournal.com/144719.htmlИтак, 1992-й год. Казалось, что исторический прогресс безнадежно нас тогда переехал. Процессам развала ничего, похоже, нельзя было противопоставить.
«Я тогда работал пресс-секретарем патриарха Алексия, - вспоминает Андрей Кураев . - Помню его настроения в эти годы. Патриарх полагал, что сохранить единство церкви невозможно. Во всяком случае, у него не было личных настроений, амбиций что ли, во что бы то ни стало сохранить украинскую церковь под своей державой».
Здесь же на Украине, рассказал Андрей Кураев , новая власть вполне единодушно с тогдашним главой украинской церкви организовывала создание «незалежной» церкви под известным лозунгом: «Независимому государству - независимую церковь».
Когда в 1990 году скончался патриарх Пимен , то Филарет как старейший из епископов–членов Синода в течение месяца был местоблюстителем патриаршего престола. И рассчитывал стать патриархом.
Но Собор решил иначе. И вот тогда Филарет решил стать патриархом хотя бы здесь, на Украине. В Киеве состоялся «свой» собор, на котором епископы послушно проголосовали так, как велел Филарет , и приняли соборное послание к патриарху Алексию с просьбой предоставить украинской церкви каноническую самостоятельность.
А вот затем, когда в 1992 году в Москве собрался Собор Русской Православной Церкви, произошло неожиданное. Когда патриарх Алексий поставил перед собравшимися владыками вопрос о самостоятельности украинской церкви (что, мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и украинским избирателям), тут вот эта неожиданность и случилась. Встали епископы из Западной Украины и сказали: нам не нужна автокефалия. Потому что те люди, для которых слово «Москва» – ненавистное, уже давно покинули наши приходы. А те, кто у нас остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. И если мы вернемся к ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас попросту не поймут.
Как вспоминает Андрей Кураев , епископы с Донбасса и Восточной Украины выступали тогда против автокефальности украинской церкви с других позиций. Они напомнили, что большинство населения больно переживает распад Советского Союза. И осталась лишь одна, хотя бы символическая, вещь, подтверждающая наше единство – это единство нашей Церкви. Если мы и эту ниточку перережем, то люди нас не поймут.
Так оно, кстати, и получилось, вспоминает Андрей Кураев . По возвращению в Киев один из присутствовавших на Соборе епископов - Одесский архиепископ Лазарь - поддержал Филарета . И вот когда сам Лазарь вернулся из Киева в Одессу, монахи просто закрыли перед ним монастырские ворота. Вынесли из дома на улицу его чемоданы и сказали: езжай в Киев к своему Филарету .
... Вопреки тому, что в течение всего времени правления и Кравчука , и Кучмы , а уж тем более «оранжевых», давление светских властей Украины в пользу автокефалии было несомненным, тем не менее, сами украинцы проголосовали, что называется, ногами. На сегодняшний день у Русской Православной Церкви на Украине свыше 12 тысяч приходов. А у Филарета – менее 3 тысяч, из которых к тому же значительная часть – на бумаге. Но самое главное, что у Филарета нет монашества. Все исторически значимые монастыри сохранили единство с Московским Патриархатом. А это означает, что та версия православия, которую предлагает Филарет , оказалась не в состоянии настолько глубоко проникнуть в молодых людей, чтобы зажечь в них желание монашеского, жертвенного служения. Оказалось, что Филарет подбирает вокруг себя людей, которые готовы пользоваться идеей православия для реализации их личных целей, но не жертвенно служить. И потому в этой церкви нет монашества. А это значит, что по большому счету это духовно мертвая церковь.
|
|