|

|

Настроение: | Россия, возродись! |
расстрел в Останкино - 1993
По итогам спора с piligrim@lj тут - http://shurigin.livejournal.com/79873.html . Пилигрим не различает ситуацию НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ жизни и здоровью / проникновения на охраняемый объект, и угрозы "вообще" - ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ, ВОЗМОЖНОЙ.
У нас по законам основанием к действиям служит не ВОЗМОЖНОСТЬ чего-то, а РЕАЛЬНОСТЬ этого. Т.е. стрелять на поражение в Останкино могли начать лишь при непосредственной угрозе жизни охранникам-спецназовцам (которой до начала стрельбы не было) - и то, только по тем, кто непосредственно угрожал, и при непосредственной угрозе проникновения (т.е. когда кто-то полез в образовавшийся пролом в двери) - и то, лишь по тем, кто это делал - лез в пролом. При этом, в случае с непосредственной угрозой проникновения охрана обязана была отдать устное предупреждение конкретно тому, кто лезет, если не подчинится - дать выстрел в воздух, лишь после этого стрелять на поражение, и не убивать, а обездвиживать.
В реальности же было вот что:
1) один спецназовец, чтоб отогнать ото входа людей кинул свето-шумовую гранату (нормальное действие), но никого из своих об этом не предупредил (а вот это - безобразие и непрофессионализм, вина за который на нём и на подразделении выпустившем неподготовленного бойца на задание). Из-за этого остальные спецназовцы восприняли взрыв по сути хлопушки, как выстрел гранатомёта.
2) Плюс к тому, один из спецназовцев, не умея грамотно обращаться с оружием, в момент взрыва этой хлопушки держал на линии огня своего оружия своего же товарища и нажал случайно (!) на курок (что ж это за подготовка такая, случайно нажимают курок!), и убил его. За это ответ должен нести и боец, который не умеет пользоваться оружием, и подразделение, которое выпустило неподготовленного бойца на задание.
3) Смерть бойца в такой ситуации была воспринята неадекватно и бойцы стали мстить всем людям собравшимся снаружи - ВНЕ ОХРАНЯЕМОГО ОБЪЕКТА, которые не представляли НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ ни жизни, ни проникновению на объект. Людей просто расстреливали - и вооружённых, и безоружных, и женщин, и детей, и врачей, пытающихся оказать первую помощь раненым. Вина за это лежит как на бойцах, которые стали обыкновенными убийцами и нарушили всевозможные уставы и законы (стреляли на поражение без предупреждения устного и выстрелом в воздух, стреляли вне охраняемого объекта, стреляли по безоружным и несопротивляющимся людям, стреляли вне ситуации проникновения и вне даже непосредственной угрозы этому, вне непосредственной угрозы своей жизни), так и на подразделении, которое отправило неподготовленных бойцов на задания. Так же за этот расстрел вина лежит на тех, кто отдавал преступный приказ о стрельбе по людям.
Ни по (1), ни по (2), ни по (3) вины на собравшихся снаружи нет никакой. Т.е. вся вина за этот массовый расстрела лежит на стороне обороняющихся.
И не играет при этом ни какой роли ни предыдущие события (что кто-то был убит при захвате мерии), ни наличие оружия в толпе (люди с оружием не представляли НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ жизни охране до начала стрельбы охраной), ни законность или незаконность ношения этого оружия (у охраны нет другой задачи, кроме охраны объекта - обезоруживать должны другие), ни ультимативные требования депутатов ВС пропустить их в телецентр - на охраняемый объект (задача "не пускать" не означает "убить"), ни пробитие дверей грузовиком (НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ жизни это не создавало, а до НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ проникновения не дошло - стрельбу начали из-за неумелых и преступных действий самих охранников-спецназовцев), ни вопросы легитимности того или иного начальства (это вообще не имеет никакого отношения к началу и продолжению стрельбы).
Т.е. ВИНА за останкинский расстрел целиком и полностью лежит на Ельцине, на тех, кто непосредственно отдавал приказ стрелять по людям, на подразделениях, которые участвовали в расстреле, и на непосредственных исполнителях.
Дополнение http://abcfoto-album.boom.ru/gl26.html#25Следователь по делу Леонид ПРОШКИН: -То, что произошло возле "Останкино", иначе как бойня не назовешь. Людей беспрепятственно пропустили к техническому корпусу. "Витязь" ждал непонятно чего. Ждал до последнего, а потом открыл огонь по людям. Почему нельзя было рассеять толпу на подходе к "Останкино"? Почему спецназовцы элементарно не прострелили радиатор того "Урала", который штурмовал двери здания? Почему стреляли в людей - простых зевак?
Н.Разов, свидетель по делу: "Я хорошо помню, как "Урал" врезался в стеклянные двери корпуса. Оттуда никто не вышел. Через некоторое время к зданию подошли БТРы. Те самые, что сопровождали нас на подходе к "Останкино". В этот момент народ притих, ожидая дальнейших действий военных. БТРы открыли огонь по зданию. Люди были в восторге. Я помню крики: "Ура! Армия с нами!" и "Чего мы ждем? На штурм! Нас прикроют!" После этого БТРы подошли ближе и открыли огонь по людям. Стреляли явно на поражение".
Сергей АРИСТОВ: -Долгое время ходили слухи, что выстрелы по зданию - тактический маневр. Мол, войти в доверие к людям, чтобы без потерь подвести технику ближе к толпе.
Леонид ПРОШКИН: - Для того чтобы ввести в город войска, нужен был повод. И события у "Останкино" оказались идеальным вариантом. Перед техническим корпусом собрались не самоубийцы, и один выстрел БТРа, пусть даже по "Уралу", отрезвил бы народ. Выстрелы же по зданию дали новый толчок к наступлению.
Подполковник милиции Александр М. тогда находился в одном из БТРов. Он-то и объяснил, почему произошла такая провокация: -Первые наши выстрелы по зданию были ответом на огонь, который вели по нам именно из технического корпуса. Позже пришел приказ стрелять по толпе...
Милиционер-охранник Андрей М. вспоминает: -Было очень странное ощущение. С одной стороны - озверевшая пьяная толпа, с другой - совершенно безумные спецназовцы. При каждом постороннем звуке они хватались за оружие. Никакой слаженности в их действиях не было. Все происходило очень быстро, однако я точно помню, что первые выстрелы прозвучали со спины, от "Витязя". Точнее, даже не выстрелы. Первым был взрыв.
Об этом взрыве (точнее, выстреле из гранатомета) было достаточно воспоминаний и предположений. Многие утверждали (в том числе и Борис Ельцин в своей книге "Записки президента"), что первый выстрел был сделан путчистами из противотанкового гранатомета. Этим выстрелом и был убит рядовой Николай Ситников из отряда специального назначения "Витязь". 17 октября 1993 г. Ситникову посмертно присвоили звание Героя России. Мнения следователей на этот счет хоть и несколько отличаются но, по сути, сводятся к тому, что Ситникова убил "Витязь".
Прокурор Анатолий П.: -Повреждений от танкового гранатомета следственная группа в техническом корпусе не обнаружила. Экспертиза установила, что Ситников был убит из подствольного гранатомета выстрелом в спину. А подствольники были только у "Витязя".
Сергей АРИСТОВ: -Рядовой Ситников был убит неустановленным взрывным устройством. В момент взрыва он лежал. Следствием на первых порах даже был определен обвиняемый по этому убийству. Но в конечном итоге ничего не подтвердилось.
Леонид ПРОШКИН: -В частных беседах с командованием "Витязя" я не раз задавал вопрос, чем и почему убили Ситникова. Многие признавали, что солдат был убит средствами спецназа, но что именно использовали для убийства, мы вряд ли уже узнаем.
...
Вместо эпилога Леонид ПРОШКИН: -Уже после амнистии мы, прекращая дело, решили передопросить бойцов "Витязя". Удивительный факт. Все, кто участвовал в этих страшных событиях, оказались приезжими из Сибири. И все они были уволены буквально через неделю после тех событий. Многие спились. Единицам удалось устроиться в частные охранные предприятия, остальные связались с бандитами. Причем сценарий у всех был примерно такой. Боец возвращается домой, в скором времени у него появляется машина, затем квартира... А потом он попадает за решетку. Со многими мы беседовали уже в местах лишения свободы.
|
|