О свободе - 2 Кажется, вчера сформулировалось немножко дальше. Либерализм -- это антоним демократии. Вопреки, казалось бы, очевидному, "стакан наполовину пуст" и "стакан наполовину полон" -- два разных высказывания с разными смыслами. И точка зрения зачастую бывает важнее, чем объект обозрения.
Либерализм начинается с идеи свободы и прав. Демократия -- с идеи закона и обязанностей. Откуда такой "разнузданный либерализм" в постсоветской бывшей интеллигенции? Это, по-моему, -- реакция на навязываемое сверху в советское время принудительные законы общежития, на принудительный коллективизм. Потому что либерализм идет от индивидуализма: "моя хата с краю, главное -- не трогайте меня, оставьте меня все в покое, а я за это не буду трогать вас, делайте что хотите, только бы вы не решили, что можете мне говорить, что надо делать" и т.д. Такая игрушка хороша как надстройка в хорошо отлаженных демократических обществах. Этот овощ должен долго зреть, чтобы оказаться растущим на своем месте.
Но у нас, как у Монголии, стремление прыгнуть из родового строя в коммунизм. Мы видим, что в Амстердаме на улицах стоят голые писсуары, а по углам сидят чистенькие наркоманы. Мы не видим при этом, кучу мелких незаметных естественных ограничений (например, попробуйте в Амстердаме шлепнуть ребенка на улице, или хотя бы отчитать на повышенных тонах). У нас создается иллюзия, что "там все позволено".