Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет messala ([info]messala)
@ 2008-05-17 00:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Смутные воспоминания
Пятнадцать лет. Серым по белому в желтом свете настольной лампы -- крамола, тайные стихи. Некий Бродский, о котором известно только, что он там, и дают его в машинописной пятой копии на одну ночь, как Булгакова. Странное чувство, что по-русски можно писать так -- вроде как и по-русски, а вроде и нет. То есть не по нашему. Понятна советчина, уже понятна и антисоветчина. Непонятна асоветчина, как будто и нету на свете ни партсобраний, ни пионеров, ни судьбоносных решений, а есть серые волны в неизвестной Империи, есть

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,

взятые из природы или из головы...

И до сих пор помнится, что если встать в свободную нишу и, закатив глаза, смотреть, как проходят века, исчезая за углом, и как в паху прорастает мох и на плечи ложится пыль -- этот загар эпох, то -- ТЫ В ИМПЕРИИ, ДРУГ.

Спасибо нашей Партии и ее руководящей роли, что Бродского и Мандельштама мы получали по капле, за ночные бдения над русскими стихами, за то, что русское слово было ощутимой ценностью, за него можно было поплатиться. Нас правильно научили, и првильно задали шкалу ценностей.


(Добавить комментарий)


[info]ex_kurtis10@lj
2008-05-17 12:41 (ссылка)
Вот чем хороши "культурные центры", так это обилием информации. Я узнал о том, что на свете есть Бродский и Мандельштам где-то между 20-ю и 25-ю годами жизни. (спасибо Горбачеву). Но в 15 лет мне их успешно заменяли Пушкин, Лермонтов, Гете и Шиллер. Тоже, как бы, асоветское.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]intensio@lj
2008-05-17 19:23 (ссылка)
Они, конечно, хронологически асоветские, но были так прочно освоены советской культурной идеологией, что были уже как бы и вполне советские. У меня лично с упомянутыми вами авторами именно так было - типичная советская книжная полка. Правда, лет как раз до 15 меня это не тяготило.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kurtis10@lj
2008-05-18 02:21 (ссылка)
То-то и оно, что до 15-ти. А потом наступает информационный голод. Вот чем хорошо жить в Москве или Питере - там даже тогда был доступ к информации - свидетельство тому этот пост. Хуже всего, когда видишь, что все в стране хреново, а как должно быть - не знаешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]messala@lj
2008-05-18 07:26 (ссылка)
В "культурных центрах" тоже все по-разному было. Если бы моя старшая сестра не поступила в Университет, то и я имел бы представления обо всей этой запретной культуре не больше, чем сверстники в Петрозаводске.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]intensio@lj
2008-05-18 09:55 (ссылка)
А мои культурные горизонты расширила известная нам школа - некоторые учителя и одноклассники.
Из родительской семьи я вынес разве что стойкий антисталинизм и умеренный скепсис по отношению к окружающей действительности.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]messala@lj
2008-05-18 07:24 (ссылка)
Именно. На всякого пушкина уже было навешена "свободолюбивая лирика", "общественное значение", и все они запихнуты в провозвестники, то есть ценность их определялась тем, что они предвещали, ждали, призывали, и, бедные, не дожили до того момента, когда темницы рухнули и свобода...

Бродского я, кстати, тоже не сразу воспринял. Уж больно чуждым он казался именно своей невписанностью в эту строгую иерархию и линию "ожидающие -- дождавшиеся и довольные -- дождавшиеся и недовольные". Моя эволюция: Лорка (он стоял в стороне, и от него никто не требовал), Блок, и только потом Пушкин. Далее везде.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]intensio@lj
2008-05-18 09:47 (ссылка)
Бродского я впервые услышал в навязчивых количествах от юноши, по тогдашней моде агрессивно кичившегося своим еврейством, и меня этим совершенно задолбавшего. Антисемитом меня сделать ему, конечно, не удалось, но Бродский потом долго вызывал реакцию отторжения - чисто ассоциативно. Но потом это прошло, и я заценил.

(Ответить) (Уровень выше)