Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mezak ([info]mezak)
@ 2007-01-27 19:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Париж навсегда!
30 января Коми правозащитная комиссия «Мемориал» начнет серию просветительских акций. Формально привязанная к юбилею трагического 1937-го года, она посвящена жертвам сталинских репрессий, судьба которых связана с Коми. Решил поучаствовать и рассказать о своем знакомом…

Во дворе сыктывкарской «хрущевки», где я гулял в школьные и студенческие годы, регулярно появлялся колоритный дедушка. За то, что он ходил в православную церковь, злые подростки презрительно называли его «баптистом». Раб Божий Николая стал верующим еще тогда, когда за исповедание Христа можно было пострадать. Небожители, в свою очередь, позволили «дяде Коле» пережить два режима, которые изуродовали его жизнь.

В далеких сороковых годах русский парень бежал из немецкого плана и стал бойцом французского Сопротивления. Париж был для него полем боя с нацистами. Пройдут годы, и благодарная Франция указом президента Шарля де Голя наградит его орденом («Почетного легиона», если правы мои источники). Награда найдет героя в Коми АССР, куда его сошлет неблагодарная Родина. В провинциальном городке со своим Парижем, где после Отечественной войны 1812 года жили французские пленные.

Прошлой, кажется, зимой, встретив старика на Октябрьском проспекте, я спросил его: «Дядя Коля, а, правда, что вас де Голь орденом наградил?» Почувствовав в моем вопросе недоверие, почетный «легионер» начал называть станции парижского метро. Он вспоминал их так, что сразу стало ясно: опаленная войной столица Франции навсегда дорога его сердцу.

Никто не может уговорить «дядю Колю» на подробный рассказ о его трагической жизни. Его не может разговорить даже алкоголь, которым он стал злоупотреблять после смерти парализованной много лет супруги. Он, между тем, уже в том возрасте, когда каждая моя встреча с ним вполне может стать последней. А так хочется, чтобы он еще раз увидел Париж. Увидел и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром…»

ЗЫ. Фото нет. Если еще раз увижу, обязательно постараюсь сфотографировать.