Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mgsupgs1 ([info]mgsupgs1)
@ 2012-04-26 00:19:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Чернобыль.
Разрушенный реактор 4-го энергоблока ЧАЭС

Авария на Чернобыльской АЭС явилась крупнейшей в истории атомной энергетики. Объективное понимание ее экологических, социальных, медицинских и психологических последствий – предмет многолетнего изучения специалистов многих стран.



В ней сфокусировались самые негативные черты современного и политического, и экономического, и социального, и экологического состояния страны. Авария выявила все то негативное, что может нести современная техника и технология при неумелом руководстве и использовании достижений научно-технического прогресса. В результате аварии на ЧАЭС во внешнюю среду поступила 50 000 000 Ки., различных радионуклидов. В связи со сложной метеорологической обстановкой после аварии существенно загрязненными оказались обширные территории Украины (41,75 тыс. кв. км), Белоруссии (46,6 тыс. кв. км), Европейской части России (57,1 тыс. кв. км). Траектории загрязненных воздушных масс пересекли территории Латвии, Эстонии, Литвы, Польши и стран Скандинавии, на юге-Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Турции. Загрязнению подверглись территории Австрии, Германии, Италии, Великобритании и ряда других стран Западной Европы.



Согласно официальным оценкам трех стран (Республики Беларусь, России, Украины), от чернобыльской катастрофы так или иначе пострадали по меньшей мере более 9 000 000 человек.
Монумент ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС

Монумент ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС


В РСФСР радиоактивному загрязнению подверглись 16 областей и одна республика с населением около 3 000 000 человек, проживающих более чем в 12 000 населенных пунктах. Мировое общественное мнение справедливо оценило катастрофу на Чернобыльской АЭС как результат многолетней практики антигуманного к человеку и природе. В чернобыльском бедствии отразилась вся порочность прошлой тоталитарной системы: укоренившееся невнимание к людям, повсеместная халатность, пренебрежение нормативами труда и его безопасности. В сфере использования ядерной энергии царила атмосфера секретности. Тревожные сигналы об авариях на Ленинградской АЭС в 1975 году, на 2-м блоке Чернобыльской АЭС в 1982 году., замалчивались.

Нельзя не сказать и о том что государство систематически экономило на безопасности атомной энергетики. Система дозиметрического контроля находилась в запущенном состоянии. Защитные средства были далеки от совершенства и изготовлялись минимальными партиями. Часто возникали чрезвычайные ситуации при полном отсутствии информированности населения о существующей и возможной опасности для здоровья и жизни.

В период с 1986 по 1990 г., к работам в зоне ЧАЭС (сооружение объекта “УКРЫТИЕ”, пуск 1,2,и 3 энергоблоков, дезактивация промплощадки ЧАЭС, захоронение радиоактивных материалов и оборудования объектов) было привлечено свыше 800 000 тысяч граждан СССР, в том числе 300 000 человек из России. Масштабы катастрофы могли стать неизмеримо большими, если бы не мужество и самоотверженные действия ликвидаторов.

Хронология событий при возникновении аварии на Чернобыльской АЭС

25.04.1986

01:06 Началось запланированное гашение реактора. Постепенное снижение тепловой мощности реактора. (При нормальной работе тепловая мощность реактора составляет 3200 МВт).

03:47 Снижение мощности реактора прервано на 1600 МВт.

14:00 Аварийная система охлаждения была отключена. Это входило в программу эксперимента. Это было сделано, чтобы препятствовать прерыванию эксперимента. Это действие непосредственно не привело к аварии, но если бы аварийная система охлаждения не была отключена, возможно, последствия не были бы такими тяжелыми.

14:00 Намечалось дальнейшее снижение мощности. Однако диспетчер электросети Киева попросил оператора реактора продолжить выработку электроэнергии, чтобы удовлетворить потребности города в электроэнергии. Поэтому мощность реактора была оставлена на 1600 МВт. Эксперимент был задержан, а сначала его намеревались провести в течение одной смены.

23:10 Было рекомендовано продолжить снижение мощности.

24:00 Конец смены.

26.04.1986

00:05 Мощность реактора была уменьшена до 720 МВт. Продолжалось снижение мощности. Теперь доказано, что безопасное управление реактором в той ситуации было возможно на 700 МВт, т.к. иначе “пустотный” коэффициент реактора становится положительным.

00:28 Мощность реактора снижена до 500 МВт. Управление было переключено на авторегулирующуюся систему. Но тут либо оператор не дал сигнал удержания реактора на заданной мощности, либо система не отреагировала на этот сигнал, но внезапно мощность реактора упала до 30 МВт.

00:32(примерно) В ответ оператор стал поднимать управляющие стержни, пытаясь восстановить мощность реактора. В соответствии с Требованиями по технике безопасности оператор должен был согласовать свои действия с главным инженером, если эффективное число поднимаемых стержней больше 26. Как показывают сегодняшние расчеты, в тот момент требовалось поднять меньшее число управляющих стержней.

01:00 Мощность реактора возросла до 200 МВт.

01:03 Был подключен дополнительный насос к левому циклу охлаждающей системы, чтобы увеличить циркуляцию воды через реактор. Это входило в планы эксперимента.

01:07 Был подключен дополнительный насос к правому циклу охлаждающей системы (тоже по плану эксперимента). Подключение дополнительных насосов вызвало ускорение охлаждения реактора. Это также привело к уменьшению уровня воды в пароразделителе.

01:15 Автоматическая система управления пароразделителем была отключена оператором. чтобы продолжить действия с реактором.

01:18 Чтобы продолжить действия с реактором оператор увеличил ток воды, пытаясь решить проблемы в системе охлаждения.

01:19 Еще несколько управляющих стержней выдвинуто, чтобы увеличить мощность реактора и поднять температуру и давление в пароразделителе. Правила эксплуатации требовали, чтобы как минимум 15 управляющих стержней все время оставались в активной зоне реактора. Предполагается, что в тот момент в активной зоне уже оставалось всего 8 управляющих стержней. Однако в активной зоне оставались автоматически управляемые стержни, это позволяло увеличить эффективное число управляющих стержней в активной зоне реактора.

01:21:40 Оператор уменьшил ток воды через реактор до нормального, чтобы восстановить уровень воды в пароразделителе, при этом уменьшилось охлаждение активной зоны реактора.

01:22:10 В активной зоне начал образовываться пар (закипела охлаждающая реактор вода).

01:22:45 Данные, полученные оператором, сигнализировали об опасности, но создавали впечатление, что реактор все еще оставался в устойчивом состоянии.

01:23:04 Закрыли клапаны турбин. Турбины все еще вращались по инерции. Это, собственно, и было началом эксперимента.

01:23:10 Автоматически управляемые стержни были удалены из активной зоны. Стержни поднимались примерно 10 сек. Это была нормальная реакция, чтобы скомпенсировать уменьшение реактивности, последовавшее за закрытием клапанов турбины. Обычно уменьшение реактивности вызывается увеличением давления в охлаждающей системе. Это должно было привести к уменьшению пара в активной зоне. Однако ожидаемого уменьшения пара не последовало, т.к. ток воды через активную зону был мал.

01:23:21 Парообразование достигло такой точки, когда из-за собственного положительного «пустотного» коэффициента дальнейшее парообразование приводит к быстрому увеличению тепловой мощности реактора.

01:23:35 Началось неконтролируемое образование пара в активной зоне.

01:23:40 Оператор нажал кнопку «Авария» (AZ-5). Управляющие стержни начали входить сверху активной зоны. При этом центр реактивности переместился вниз активной зоны.

01:23:44 Мощность реактора резко увеличилась и примерно в 100 раз превысила проектную.

01:23:45 ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы) начали разрушаться. В топливных каналах создалось высокое давление.

01:23:49 Топливные каналы стали разрушаться.

01:24 Последовало два взрыва. Первый – из-за гремучей смеси, образовавшейся в результате разложения водяного пара. Второй был вызван расширением паров топлива. Взрывы выбросили сваи крыши четвертого блока. В реактор проник воздух. Воздух реагировал с графитовыми стержнями, образуя оксид углерода II (угарный газ). Этот газ вспыхнул, начался пожар. Кровля машинного зала сделана из материалов, которые легко воспламеняются. (Из тех самых, которые использовались на ткацкой фабрике в Бухаре, которая полностью сгорела в начале 70-х годов. И хотя некоторые работники после случая в Бухаре были отданы под суд, эти же материалы использовались при строительстве АЭС.)

8 из 140 тонн ядерного топлива, содержащих плутоний и другие чрезвычайно радиоактивные материалы (продукты деления), а также осколки графитового замедлителя, тоже радиоактивные, были выброшены взрывом в атмосферу. Кроме того, пары радиоактивных изотопов йода и цезия были выброшены не только во время взрыва, но и распространялись во время пожара. В результате аварии была полностью разрушена активная зона реактора, повреждено реакторное отделение, деаэраторная этажерка, машинный зал и ряд других сооружений.

Были уничтожены барьеры и системы безопасности, защищающие окружающую среду от радионуклидов, содержащихся в облученном топливе, и произошел выброс активности из реактора. Этот выброс на уровне миллионов кюри в сутки, продолжался в течение 10 дней с 26.04.86. по 06.05.86., после чего упал в тысячи раз и в дальнейшем постепенно уменьшался.

По характеру протекания процессов разрушения 4-го блока и по масштабам последствий указанная авария имела категорию запроектной и относилась к 7-му уровню (тяжелые аварии) по международной шкале ядерных событий INES.

Какие радионуклиды были выброшены в окружающую среду?

Из разрушенного реактора в течение первых 10 дней после аварии было выброшено более 40 различных видов радионуклидов. Для анализа последствий аварии имеют значение в первую очередь йод (J-131), цезий (Cs-137) и стронций (в основном Sr-90). На сегодняшний день считается, что в атмосферу попало около 50% содержавшегося в реакторе йода и 30% цезия.
Оценки активности выброса отдельных ралионуклидов с поправкой на распадОценки активности выброса отдельных ралионуклидов с поправкой на распад

Выделявшиеся при горении графитовой оболочки горячие газы подняли радиоактивные вещества на высоту более 1500 метров. Различные погодные условия в первые дни после аварии привели к тому, что радиоактивность широко распространилась вплоть до территорий Скандинавии, Польши, Прибалтики, а также южной Германии, северной Франции и Англии.

В Беларуси, России и на Украине местами прошли ливневые дожди, что привело к очень неравномерному распределению радионуклидов. Так, например, в Гомельской области Беларуси, на северо-востоке от Чернобыля, часть территорий была загрязнена в той же степени, что и зона в непосредственной близости от реактора. Украинский город Народичи был разделен выпадением радиоактивных осадков на две половины: чистую западную и сильно загрязненную восточную. “Пятна” сильного радиационного загрязнения часто соседствуют со слабозагрязненными территориями. Поэтому особо важную роль играют карты местного радиоактивного загрязнения. Они могут быть полезны при хозяйственном использовании территорий.

С точки зрения радиационного загрязнения йод, с периодом полураспада 8 дней, был наиболее опасным радиоактивным элементом в первые недели после аварии. В Беларуси в течение первой недели после аварии измерения почти повсеместно указывали на повышенное содержание радиоактивного йода. Человеческий организм не делает различия между радиоактивным и естественным стабильным йодом и накапливает радиоактивный йод в основном в щитовидной железе.

Радиоактивный цезий с периодом полураспада 30 лет является на сегодняшний день наиболее распространенным изотопом. От 125 000 до 146 000 кв.км считаются сегодня загрязненными радиоактивным цезием. Кроме того, опасность долговременного радиоактивного загрязнения несут в себе стронций (Sr-90) с периодом полураспада 29 лет и плутоний (Pu-241), включая его продукты распада. Некоторые из них распадутся на половину только через 24 000 лет.

Последствия Чернобыльской аварии для окружающей среды нельзя сводить только к пространственному распределению зон радиоактивного загрязнения. Радиоактивные цезий, стронций и плутоний все больше распространяются по цепочке: Почва – Растение – Животное/Человек. Другими путями территориального распространения радионуклидов являются эрозия почвы под воздействием ветра, лесные пожары, а также сельскохозяйственное использование земель и миграция радионуклидов в речных водах.
Плоность загрязнения мсеиности Cs-137 в результате аварии по состоянию на 1986 годПлоность загрязнения мсеиности Cs-137 в результате аварии по состоянию на 1986 год

Какие существуют альтернативные версии причин и хронологии развития событий?

Технические неполадки

Технические неполадки (возможно, и повлиявшие на последующие события) ЧАЭС возникли ещё при строительстве. На отдельных участках строительства были допущены отступления от проекта и нарушения технологии ведения работ.

«Колонны каркаса машинного зала смонтированы с отклонениями от разбивочных осей до 100 мм, между колоннами в отдельных местах отсутствуют горизонтальные связи. Стеновые панели уложены с отклонением от осей до 150 мм». КГБ СССР 346-А от 21.02.79.

В качестве подтверждения версии о технических неполадках можно привести слова бывшего зам. министра Г. А. Шашарина: «Основными причинами катастрофы на ЧАЭС явились конструктивные недостатки стержней СУЗ <…>. Доказательством этого может служить тот факт, что после аварии на всех реакторах РБМК очень быстро произвели значительные реконструкционные работы».

Специалистами, анализировавшими предаварийную хронологию управления ядерной установкой, были выделены основные, грубейшие нарушения регламента, послужившие причиной аварии:

  • снижение оперативного запаса реактивности, то есть уменьшение количества стержней поглотителей в активной зоне реактора ниже допустимой величины.

  • неожиданный провал мощности реактора, а затем работа аппарата при меньшем, чем было предусмотрено программой испытаний, уровне тепловой мощности.

  • подключение к реактору всех восьми главных циркуляционных насосов с превышением расходов по отдельным ГЦН, установленных регламентом. (Ошибка была заложена в самой программе испытаний).

  • блокировка защиты реактора по сигналу отключения пара от двух турбогенераторов.

  • блокировка защиты аппарата по уровню воды и давлению пара в барабане-сепараторе.

  • отключение системы защиты, предусмотренной на случай возникновения максимальной проектной аварии, — системы аварийного охлаждения реактора (САОР).


В 1990 г. создается очередная комиссия для выяснения причин и обстоятельств чернобыльской аварии. В отчете комиссии намеренно умалчивается о проблеме контрольных регулирующих стержней реактора, перечисляется лишь ряд «нарушений» несуществующих правил со стороны операторов. Официальная версия причин Чернобыльской катастрофы есть ни что иное, как попытка возложить бремя вины на операторов ЧАЭС и при этом умолчать об ответственности проектировщиков, допустивших конструктивные просчеты.

Эксперимент

Формальной причиной аварии явился эксперимент по определению характеристик генератора во время выбега ротора турбины. Разработчиком и фактическим руководителем электроэксперимента стал представитель Донтехэнерго  Г. П. Метленко — электрик, не имеющий никакого отношения к реакторным делам. Программа была утверждена главным инженером ЧАЭС  Н. Фоминым, впоследствии признавшим свою некомпетентность в области ядерной физики. Ни министерство атомной энергетики, ни Атомнадзор — органы, с ведома которых выполняются новые процедуры на реакторе, — не были даже проинформированы о задуманном.

Эксперимент был назначен на 25 апреля. Для начала нужно было вывести блок № 4 из действий плавно, «ступеньками» снимая его мощность. Но в 14 часов вышестоящая организация «Киевэнерго» попросила задержать эту операцию, поскольку на текущие дела во второй половине дня нужна была дополнительная энергия. Эксперимент был перенесен на ночную смену…

Следуя указаниям, персонал смены отключил (по предписанию разработанной программы) все защитные системы реактора — «для чистоты эксперимента». Однако после этих действий реактор перестал быть продуманным до тонкостей механизмом. Резко возросло выделение пара. Вычислительная машина «Скала» («черный ящик» АЭС) подала сигнал: срочно прекратить эксперимент. Подача пара от реактора на турбогенератор была прекращена. Главные циркуляционные насосы прекратили работу, прервав естественное охлаждение ректора, но парообразование, температура и давление в реакторе нарастали, в результате чего агрегат, снабженный многочисленными системами защиты, неотвратимо выходил из-под контроля. В 1 час 23 минуты начальник смены наконец понял, что происходит. Он приказал ввести максимальную аварийную защиту — опустить графитовые стержни-поглотители в глубь громадной «банки» реактора. Но было уже поздно. Из шести метров своего хода стержни успели пройти только половину пути и заклинились в перегретых деформированных каналах. Давление их разорвало, кипящая вода попала на графитовые блоки. Началась непредусмотренная реакция выделения водорода. Через четыре секунды после этого парогазовая смесь взрывным выбросом сдвинула трехтысячетонную плиту реактора, обнажив его раскаленное нутро. А далее пошел отсчет времени беды, героизма пожарных, вертолетчиков и других ликвидаторов…

Землетрясение

Помимо официальной версии халатности персонала и технических неисправностей ЧАЭС существует еще не опровергнутая версия геофизической активности Земли, вокруг которой до сих пор идут споры. Возможно, «локальное землетрясение» было лишь следствием проводимого эксперимента, или оно возникло как отголосок взрыва реактора?

«Начало и детали развития Чернобыльской катастрофы отслежены по методике сопоставления градиентов Азимутной Радиолокации на базе региональной сети метеостанций. Из фактических материалов следует, что универсальный геодинамический процесс начался 12 апреля в центре Припятской впадины (это примерно 200 км северо-западнее ЧАЭС). До 16 апреля следовала раскачка. В этом периоде циклон углублялся; центр его смещался в сторону Чернобыля на юго-восток. К 19 апреля циклон получил максимальное развитие, после чего произошло резкое изменение процесса, и циклон начал заполняться. В результате, к 24 апреля с центром примерно над Чернобылем возник антициклон, который начал смещаться на восток. В этот момент сотрудники Харьковского НИИ зарегистрировали в ионосфере над этим районом прогиб протонного слоя, что свидетельствует о большой интенсивности процесса. Наконец, на кривой последовавшего падения атмосферного давления, регистрировавшегося метеостанцией г. Чернигова (это примерно 60 км к востоку от Чернобыля), в ночь на 26 апреля получил отображение резкий выброс в сторону плюса, что может интерпретироваться как землетрясение (сейсмо-гравитационный удар). Можно утверждать, что и в Чернобыле атмосферный взрыв сопровождал происходившие там мощные процессы движения земной коры», — так писал в «Литературной газете» от 24 апреля 1996 года (статья «Когда земля вскрикнула») Игорь ЯНИЦКИЙ, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических процессов.

Однако не все согласились с его точкой зрения. Сейсмический толчок в районе Чернобыльской АЭС за 20 секунд до взрыва на станции действительно был. Об этом стало известно после ознакомления с сейсмограммами трех близлежащих станций Украинской комплексной сейсмологической экспедиции. Аналогичные результаты подтверждались записями сейсмографов в АН УССР и областных центрах. Но толчок был настолько слаб (менее чем в 3 балла по шкале Рихтера), что сейсмологи, строители здания и изготовители реактора тогда и сейчас не склонны упоминать о нем. Подобные толчки чаще или реже испытывают все участки земной коры — естественно, что и под АЭС всего мира. Люди чаще всего толчки подобной силы не ощущают. Для оборудования и строительных конструкций 3-балльные землетрясения совершенно безвредны. Более того, для стальных конструкций здания, фундаментов АЭС и стальных каркасов реакторов, даже 7-балльные толчки абсолютно безвредны, хотя они превосходят по силе 3-балльные в 16 раз (повышение силы сейсмического толчка вдвое соответствует в шкале Рихтера одному баллу).

Диверсия

Есть мнение, что, несмотря на заключения многочисленных комиссий и экспертов, реальной причиной катастрофы стала диверсия. Но это слово разными людьми интерпретируется по-разному. Был ли подослан иностранный агент или имело место преступное предательство и глупость государства, которая обернулась катастрофой?

Диверсия — разрушение, выведение из строя объектов военного, государственного, народнохозяйственного значения агентами иностранного государства, преступными элементами. К такой неожиданной, на первый взгляд, аварии не были готовы ни Минатомэнерго, ни Академия наук со своими научно-исследовательскими и проектными институтами, ни само государство — с развитой системой гражданской обороны. Катастрофа на ЧАЭС — не случайность, а закономерность. Атомные реакторы имеют высокую степень надежности. Эта надежность подтверждалась экспериментальными методами. Одновременно НЕ МОГЛИ выйти из строя основные и запасные насосы водяного охлаждения работающего реактора. СЛИШКОМ СВОЕВРЕМЕННО был сфотографирован взорванный 4-й блок ЧАЭС с космического спутника США, оказавшегося на расчетной орбите над ЧАЭС. Логический анализ фактов и событий «холодной войны» бывшего СССР с вероятным противником с 50-х годов и по настоящее время показывает, что это была НЕ АВАРИЯ, а крупномасштабная ДИВЕРСИЯ века, подорвавшая экономическую основу СССР и с «внешней помощью» — всю социалистическую систему в целом. Противники в своих целях умело использовали халатность и бездарность высшего политического руководства страны во главе с Горбачевым и отсутствие надлежащего контроля работы режимных объектов со стороны государственных органов.

Бывший зам. министра энергетики Шашарин  Г. А., не подписавший первичный акт Правительственной комиссии и впоследствии из-за этого снятый с работы и исключенный из партии (ныне председатель Интератомэнерго), одним из первых на всех уровнях неутомимо доказывал с документами в руках, что первопричиной были неудовлетворительно обоснованные наукой физические процессы в реакторе при переходных режимах, отвратительная конструкция органов аварийной защиты, несущей, образно говоря, вместо спасительной брони роковой запал, наличие опасных всплесков парового и мощностного коэффициентов реактивности (мощности), отсутствие в проекте четких обоснований какие режимы являются аварийными и почему. И как следствие — несовершенный технологический регламент, способствовавший операторам проявить недостатки в проектировании установки в определенных условиях.

Николай Рыжков, спустя два месяца после аварии, сказал, что авария на ЧАЭС не была случайной, что атомная энергетика с неизбежностью шла к такому тяжелому событию. Чернобыльская авария — это апофеоз, вершина того неправильного ведения хозяйства, которое осуществлялось в нашей стране в течение многих десятков лет.

Дополнительные материалы:


Российский национальный доклад "25 лет Чернобыльской аварии"

Российский национальный доклад "25 лет Чернобыльской аварии"


Скачать Российский национальный доклад “25 лет Чернобыльской аварии” с сайта

Материалы для публикации предоставлены ГУ МЧС по Пермскому краю





(Добавить комментарий)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 17:29 (ссылка)
Версия-то одна осталась в итоге: непродуманный эксперимент, когда реактор загнали в такие режимы, о которых даже теоретического представления не было. Цель-то благая: проверить возможность охлаждения заглушенного реактора на выбеге турбины. Как раз на случай аварии, что характерно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:18 (ссылка)
И кстати японский опыт доказал что сама постановка опыта была глупостью.
У фукусимы стержни были опущены...НО охлаждение всё равно требовало энерги и на протяжении не часов - были аккумуляторы, а недель..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:21 (ссылка)
Здесь не скажу, чем руководствовались, настолько глубоко я не копал. Чем-то должны были обосновывать ведь. Иначе слишком уж даже для яйцеголовых.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:26 (ссылка)
Именно экономия на резервных устройствах была целью опыта.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:27 (ссылка)
Цель изветсна, я про теоретические выкладки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:38 (ссылка)
Ну это не нам судить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]benegenetriivir@lj
2012-04-25 21:21 (ссылка)
Нет, целью эксперимента была проверка успешного бесперебойного электроснабжения центральных насосов при наложении отключения шин среднего напряжения от сетей высокого напряжения. В нормальном режиме шины среднего напряжения подключены к станционному распредустройству через главный блочный и рабочие трансформаторы, а также к сети другого класса высокого напряжения через резервные и пускорезервные трансформаторы. К тем же шинам через отключеные выключатели подключены дизеля в горячем резерве и аккумуляторная. При неисправном подключении к обоим классам высокого напряжения и при отстутствии связей с шинами соседних блоков единстенным источником напряжения для шин собственных нужд будет генератор. При неисправности турбины или закрытии ее клапанов генератор нужно немедленно останавливать командой на отключение возбужения, потеря возбуждения защитной автоматикой ведет к немедленному отключению шины собственных нужд от генератора с переводом питания на резервные источники, а их-то у нас и нет.

Если же при потере возбуждения генератора не отключать шины, то они продолжают запитываться от реактивной энергии, запасенной в обмотках статора генератора, ее хватает секунд на двадцать. В это время начинается процесс запуска дизелей из горячего резерва, для полной раскрутки с синхронизацией и подключением нужно чуть более минуты. По истечении первых двадцати секунд "выбега" энергию продолжает выдавать кинетическая энергия маховика ротора, это уже не больше 5% от номинальной мощности, и ее хватает примерно еще на сорок секунд, впритык к моменту подключения синхронизированных дизелей. При этом в режиме "выбега" до подключения резервных дизелей в течение первой минуты мы имеем бесперебойное электроснабжение шин собственных нужд, питающих центральные насосы. Этот режим на блоках РБМК и проверяли на самом новейшем и самом устойчивом из всех блоков РБМК.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 21:43 (ссылка)
У Фукусимы кстати как раз автономная система охлаждения запитывалась именно теплом от реактора - паровые турбинки в аварийной циркуляции крутились теплом отходящего паа - и на ней более или менее и выехали (хотя положеную неделю они не продержались, но если бы они отказали сразу - могло быть куда веселее) - по крайней мере первые часы. Аккумуляторы там нужны были лишь для питания цепей управления

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]reedcat1965@lj
2012-04-26 01:04 (ссылка)
а не на дизель-генераторах?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2012-04-26 01:08 (ссылка)
Дизель-генераторы там утонули в неплановой высоты цунами. Собственно, если бы не это - ничего бы скорее всего и не случилось - до их потопления шел штатный процесс аварийной остановки станции.

После же работали именно уже вовсе аварийные системы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]reedcat1965@lj
2012-04-26 01:19 (ссылка)
Про то, что дизеля залило, я в курсе.

В прошлом году я общался с одним перцем из Сименса, который там не последний эксперт по Safety PLC и всему, что к ним прикручено. Он мне рассказывал, что японцы (точнее Вестингауз, который проектировал) решили сэкономить и поставили только дизеля.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2012-04-26 06:18 (ссылка)
Старая Фукусима - это GE, хотя не знаю - может Вестингауз и приложил руку (кстати причина сдохших систем на первом блоке imho довольно прозрачна - он через месяц должен был идти под остановку по выработке ресурса, шла обычная мышиная возня на тему его продления на 10 лет - но до принятия решения скорее всего на регламенте тупо экономили).

Но там довольно приличное резервирование, причем оно в общем и сработало. Просто не до конца. Вот то, что более или менее отднотипный отказ был на трех реакторах - грит о том, что "не додумали", а не просто несчастливая случайность.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]reedcat1965@lj
2012-04-26 10:30 (ссылка)
Короче, "ошибка проектирования"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_505168@lj
2012-04-28 16:07 (ссылка)
Системы разные, на 2-4 были и "турбинки", но у них клапана требовали питания, плюс без холодильника тепловая машина работать не может, а остаточное тепло сбрасывали в тор. На первом была довольно неплохая система пассивного охлаждения, но она то ли дала течь, то ли решили что она дала течь и её перекрыли. Плюс маразм с аварийными линиями сброса давления.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]angryals@lj
2012-04-25 22:17 (ссылка)
эксперимент на чернобыльской станции был как раз для целей безопасности, как это ни глупо звучит...

целью опыта было - установить возможность использования мощности генератора с модернизированной системой управления на выбеге (инерции) турбины для обеспечения собственных нужд станции на случай нештатной ситуации.

Проще говоря - надо было установить, способен ли экстренно остановленный энергоблок вырабатывать электроэнергию, необходимую для поддержания работоспособности собственных систем обеспечения (в первую очередь - ГЦН), до момента включения резервных источников энергоснабжения (тупо тот же резервный дизель запустить - время нужно!).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aso@lj
2012-04-26 16:07 (ссылка)
И кстати японский опыт доказал что сама постановка опыта была глупостью.
У фукусимы стержни были опущены...


У Кукусимы немошшка другой реактор - и другие фокусы.
И стержни, как ни странно, несколько другие.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_505168@lj
2012-04-28 16:08 (ссылка)
Ирония, но РБМК в этом плане был бы более безопасен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antontsau@lj
2012-04-29 06:46 (ссылка)
там мыслилась проверка "а можно ли перетерпеть на выбеге генераторов несколько десятков секунд, пока не запустятся дизеля", и тем самым сэкваномить на будущих станциях на строительстве САОР, чисто гравитационной (баки с водой наверху) подачи охлаждения. Фукусима прекрасно запустила эти дизелдя, но через час они сдохли от цунами.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]barmogloth@lj
2012-04-25 17:39 (ссылка)
А на Фукусиме авария не покруче будет? Я просто интересуюсь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]robustov@lj
2012-04-25 17:51 (ссылка)
будущее покажет :-/\
заражение океана - не шутка.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 21:25 (ссылка)
Заражение океана - фигня - выбросы по серии испытания Castle если с йодом - то примерно в 100 раз больше Чернобылля, по долгоживущим изотопам - примерно в 3 раза больше. Самый из них эффектный - Bravo уже по всем параметрам больше Чернобыля. Тем не менее - за исключением нищастных японцев да сотни-другой аборигенов, которых удачно накрыло осадками - последствий нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 18:03 (ссылка)
Нет, не круче, у них не произошло разрушения корпуса. Пароциркониевая реакция была в полный рост, но не так быстро, как в Чернобыле. И японцы просто стравливали пар вместе с водородом и радионуклидами в воздух. Хотя их и ругали за это, но все лучге, чем ебнуло бы по чернобыльскому варианту. Хотя вообще японская авария по уровню расдолбайства Чернобыль даже превзошла по многи аспектам.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:21 (ссылка)
Уровень раздолбайства Чернобыля - превысить невозможно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:28 (ссылка)
Ну, есь варианты, думаю, мозг человека – вещь хитрая, она многое придумать может.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:39 (ссылка)
Но это , я надеюсь, еще не скоро случится..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 21:27 (ссылка)
Очень даже возможно:
http://kouzdra.livejournal.com/684782.html
взрыв SL-1 - самая сюрная авария imho из всех атомных.

PS: Кстати обе истории с demon core imho тоже достойны номинации на дарвиновскую премию.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_505168@lj
2012-04-28 16:10 (ссылка)
На самом деле вопрос по уровню до сих пор дискуссионный. Текст выше довольно старый, многие акценты и ошибки при внимательном разборе под вопросом.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antontsau@lj
2012-04-29 06:51 (ссылка)
легко. Японцам это удалось. Просто по другой траектории - не героической беготне и попыткам заглушить уже несуществующий реактор, а наоборот, упорному следованию инструкциям и планам, которые никакого отношения к реальности не имели. Притащили генератор с другими разьемами? В инструкции сказано, что надо тащить обратно и переделывать! Какие такие запуски хоть бы как, на висящих кабелях и скрутках? начальник не велел! Ну и допрыгались до расплавлений и взрывов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taki_net@lj
2012-04-25 18:11 (ссылка)
Двое или трое погибших (ни один не от радиации), суммарная утечка радиации меньше чернобыльской на несколько десятичных порядков.

Чернобыль: погибших в день аварии или умерших через несколько дней от радиации - около 50.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 18:36 (ссылка)
Неопсредственно при аварии на ЧАЭС погиб, емнип, один или два человека. Остальные – ликвидаторы уже после, в том числе и среди персонала, кто в первые часы пытался тушить пожар.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 18:55 (ссылка)
Вот в этом и разница. У япов переоблученных около 10. И не смертельно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:07 (ссылка)
Все же и масштабы разные, у японцев корпус цел остался.
Тут другое еще Уже после 79 и 86 всем стало все понятно по поводу необходимости гарантированного охлаждения. Фукусимы не должно было быть в принципе, то, что они допустили – это преступная халатность.
Чернобыль был преступным распиздяйством, положенным на научную основу, Фукусима же стала памятником некомпетентности во славу бабла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:14 (ссылка)
Японская станция - старше нашей, по меркам того времени вполне гипернадежна. Ну и ситуация, мягко говоря катастрофы, на протяжении всего побережья.
Так что Япы сделали почти всё, что могли. И то что корпуса выдержали - опять в их пользу..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:17 (ссылка)
Они сделали все правильно в том плане, что стравливали избытог пара, наплевав на его радиоактивность. Правильно и то, конечно, чтоначали заливать, плюнув на то, что все течет в океан. Океан большой, растворится.
У них был шанс сохранить целостность контейнеров, они это сделали. В Чернобыле-то контейнер сразу в пыль разлетелся, там уже нечего сохранять было. Там гений постарался изначально.

Не должны были допускать ситуацию изначально.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:20 (ссылка)
Вот мы и пришли к тому, что сам контейнер у нас был спроектирован недостаточно надежно..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:25 (ссылка)
А это не новость. Конструкция чернобыльского котла была проста и дешева. Она вполне надежны, пока не лезут туда с гаечным ключом.

Я в ПИЯФ расспрашивал спецов, они говорили примерно следующее: РБМК-1000 мог работать без сбоев, если не трогать. Однако да, изначально рассчет парового коэффициента был неверным. Отсюда и еще одна причина, почему все так быстро пошло вразнос.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:29 (ссылка)
Слишком дешева. И слишком проста. И с инженерными ошибками...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:30 (ссылка)
Скорее теоретическими. РБМК – это пионер фактически атомной энергетики.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:35 (ссылка)
Ну это не так. РБМК это тип реактора, который в принципе был известен с 50-х, но повсеместно считался ненадежным.

Мы обвесили его защитой, по нашему разумению и запустили в серию, ладно-бы опытный образец... Ибо наработка плутония..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:38 (ссылка)
Так он принципиально с 50-х не менялся. И ненадежным он считался все же уже после. До этого его недостатки были известны, но не считались критичными. Третья серия, кстати, и сейчас работает, у МАГАТЭ претензий нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:40 (ссылка)
Ну кроме нас их никто не строил.. Хотя выгоды - очевидны...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taki_net@lj
2012-04-25 19:13 (ссылка)
Двое сразу, 36 от полученной смертельной лучевой, более 130 переболели лучевой.

На Фукусиме ни один человек лучевой не заболел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:14 (ссылка)
Да. Но еще раз: масштабы разные.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:16 (ссылка)
Благодаря чему?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:20 (ссылка)
Стартовым условиям.
В Чернобыле просто довели реактор до моментального взрыва, когда все началось, шансов остановить уже не было, счет на секунды шел. Когда он выдал мощность, превышающую рассчетную на порядки, было поздно пить боржоми.

У японцев после накрытия генераторов было время, которое они худо-бедно использовали для глушения реактора. Только выяснилось, что резервов нет никаких. А это уже аллес капут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:24 (ссылка)
Нет, японцы поплатились за педантичность.
Если-бы у них работал-бы хоть один реактор
- не было-бы вообще проблемы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:27 (ссылка)
Инструкция, чо уж.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:32 (ссылка)
Вот мы и пришли к коренному различию:

Японцы поплатились за следование букве инструкции,
а мы за пофигистическое попрание всех инструкций.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:33 (ссылка)
Где ж золотая середина-то

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:36 (ссылка)
Опыт однако показал, что следование инструкции обходится дешевле..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 19:39 (ссылка)
Это да. Хотя эксперимент – это уже не нарушение инструкции, это атрофия МНУ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:48 (ссылка)
И это да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 23:58 (ссылка)
Это довольно обычная в ядерной индустрии практика. Бывают и более интересные затеи. Те же японцы заклеивали трещины в бетоне скотчем, а в дозиметрических отчетах рисовали цифры из головы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-26 03:36 (ссылка)
Да, про трещину это было гениально.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 23:57 (ссылка)
Реакторы у них отключила автоматика. После этого запуск невозможен (в Чернобыле если чо как раз попытка поднятия мощности остановливаемого реактора и запустила процесс, приведший к столь интересному, хотя и не очень оригинальному, результату).

Что до инструкций - как ядерные японцы и TEPCO в особенности соблюдают инструкции - это отдельная история. Ну вот вам например -
http://www10.antenna.nl/wise/582/5487.html

Скандал был изряднейший.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mgsupgs@lj
2012-04-25 19:15 (ссылка)
Были сообщения о подозрении на лучевую. Около 10 человек.
Я дальше не следил..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 21:34 (ссылка)
Фукусима вообще называется "отделались не очень легким испугом" (при том, что суммарный выброс там примерно 10% от чернобыля - просто в океан сдуло). А так - весьма чудесатых атомных инцидентов в истории было довольно много (кстати - что кипящие водяные реакторы, вопреки мнению журналюг, отлично взрываются продемонстрировали еще американцы в 1960 с SL-1). Если брать японские - вот дивный случай (http://en.wikipedia.org/wiki/Tokaimura_nuclear_accident), когда они сутки останавливали самопроизвольюную цепную реакцию - 2 трупа и около 160 передозировок.

Что примечательно - о нем никто (как и об SL-1) не знает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 21:28 (ссылка)
Самый большой выброс радиации в истории как ни смешно - вообще не от аварии - это испытание Castle Bravo.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]g_kar@lj
2012-04-26 06:49 (ссылка)
При этом стоит добавить, что от цунами (главной причины аварии в Фукусиме) погибло 15 тысяч...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinitski@lj
2012-04-25 17:47 (ссылка)
А мы 26-го с будущей супругой, ходили по городу, разнося пригласительные на свадьбу. Вдруг, пошел крупный, комковатый, и совершенно непривычный в это время года снег.

(Ответить)


[info]robustov@lj
2012-04-25 17:49 (ссылка)
Маньяк- карьерист у руля атомного реактора- это ужасно :-/
Звучало мнение, что не часть топлива вылетело, а почти все ушло в атмосферу и рассеилось по планете.
Внутри нифига не осталось.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 18:05 (ссылка)
Если бы все топливо разлетелось, то не надо было бы гробить людей, охлаждая реактор, и строить саркофаг.
Оценки официальные есть в посте, они признаются всеми сегодня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]robustov@lj
2012-04-25 18:14 (ссылка)
об этом тоже говорилось, что нефиг было.
Да кто ж знал, что все вылетело? Первое время - никто.
Строительство саркофага (и его содержание) - сказочный бизнес, по стабильности круче, чем любой монопольный ЖКХ)
Еще говорилось, что не стоило лить пожарным воду в реактор.
Но по рас**дяйски не было заранее продуман этот случай.

Аккумулированное мнение нашего окружения, старших товарищей и отцов таково- станцию погубила не диверсия, а сочетание идиотизма конструкции,
редкостного раздолбайства и пофигизма, царивших на объекте в управлении
и конечно все дополнила приправа из безграничного карьеризма Дятлова.
Его какой- то бесноватой одержимости.
Когда случилось, Дятлов был совершенно ошарашен.
Не мог вести себя так человек, кто диверсию совершал.
И кроме того, тогда следствие вели ТАК, что точно вскрылось бы.

Я считаю, что и кадры недоглядели- к работе был допущен человек (дятлов), кто потерял сына
и был очевидно эмоционально надорван. Тут тоже проглядели, мое мнение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-25 18:32 (ссылка)
Как это не надо лить воду? А что, ждать нового выброса? Топливо плавится ведь, тепло-то уже некуда сбрасывать.
Потому и лили воду. И разгребали топливо чуть ли не лопатами, чтобы не допустить разогрева.
Готовы к такому сценарию не были, конечно, но опретивное реагирование было моментальным. Хотя во многом за счет людей.

Почитайте Асмолова, он о Фукусиме говорит, но и о Чернобыле вспоминает: http://rosenergoatom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=697:2012-03-24-15-08-24&catid=1:2009-11-01-11-18-41&Itemid=60

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]robustov@lj
2012-04-26 03:19 (ссылка)
сразу нужно было засыпать, хотя бы и песком.
Для этого должны были в пожарной чатси не только авто были стоять, но и вертолеты :-/
А не гнать из Афганистана через полстраны.
Уже ночью начать сыпать было бы здорово.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flinter_ab@lj
2012-04-26 03:34 (ссылка)
Нельзя песком. Это же не склад ваты горит.

Ядерное топливо имеет неприятное свойство нагреваться при достижении определенной массы. За что его и любят в атомной энергетике. Когда ТВЭЛы разрушились, ядерная реакция уже не поддавалась контролю даже теоретически, а она связана с выделением огромного количества тепла. Плюс к этому само топливо в ТВЭЛах было разогрето до гигантских темеператур - работало же все. Если засыпать все это просто так сверху песком, не охладив, процесс продолжится и под ним, заодно нижний слой сплавится в стекло, условия для повышения давления, и - снова йопнет. Уже разбрасывая по округе радиоактивный песок.

Кстати, на Лурке достаточно просто и понятно все объяснено: http://lurkmore.to/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 22:24 (ссылка)
Да строго гря - это как минимум третий по счету непланово (еще как минимум один взорвали намеренно) именно взорвавшийся атомный реактор в истории. Так что ничего особенного выдающегося в самой аварии по схеме происшедшего нет - в SL-1 мериканцы вон вообще реактор сдизайнили так, что он взорвался от того, что техник руками выташил на полметра средний управляющий стержень.

Равно как и выброс - далеко не рекордный. Просто в силу обстоятельств (середина европы) засрало обитаемые районы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lebedev007@lj
2012-04-25 21:20 (ссылка)
так ничего и не понятно, чья версия вернее

(Ответить)


[info]kouzdra@lj
2012-04-25 23:40 (ссылка)
01:23:40 Оператор нажал кнопку «Авария» (AZ-5). Управляющие стержни начали входить сверху активной зоны. При этом центр реактивности переместился вниз активной зоны.

01:23:44 Мощность реактора резко увеличилась и примерно в 100 раз превысила проектную.

01:23:45 ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы) начали разрушаться. В топливных каналах создалось высокое давление.

Вот я в это честно гря слабо верю - по началу описания - тут должен следовать классический взрыв в результате экспоненциального увеличения мощности - что и было на SL-1 и в Чажме.

Но там время от начала развития процесса до прекращения ядерной реакции в силу разрушения активной зоны - 5-10 миллисекунд. С ростом мощности в 1000-10000 раз.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]robustov@lj
2012-04-26 03:50 (ссылка)
мы слышали, что там просто ядерный взрыв был)
Вот такой он бывает, когда не бомба взрывается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2012-04-26 05:52 (ссылка)
Ядерного взрыва в классическом смысле в реакторе быть не может - он воообще на тепловых нейтронах невозможен. А вот на сверхкритичский ядерный инцидент (как в SL-1, Чажме и испытаниях Kiwi TNT) - очень похоже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]robustov@lj
2012-04-26 17:47 (ссылка)
гриба не было, а классический взрыв- это именно это.
видно реактор и невозможно взорвать до "грибообразного" состояния.
Вон, Иран пыжится- пыжится, а все никак.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2012-04-27 03:42 (ссылка)
Классический взрыв происходит на быстрых нейтронах. У тепловых слишком низкая скорость распространения - и соответственно - развития процесса.

Вон, Иран пыжится- пыжится, а все никак.

Урановая бомба замечательна как раз тем, что имея делящийся материал ее можно сделать в гараже: все что надо - это 100 кило высокообогащенного урана и прибор, который столкнет две чушки со скоростью >10 метров в секунду. Выход энергии будет так себе, но 2-5 килотонн так получается.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serokoy@lj
2012-04-26 05:34 (ссылка)
> Оператор нажал кнопку «Авария» (AZ-5).

АЗ-5, зачем латиница?

(Ответить)


[info]mathvey@lj
2012-04-26 09:52 (ссылка)
А вы "pripiat.com" читаете? Тамошнюю дискуссию об аварии?
Вобщем-то позиция тамошнего главного активиста под ником viur, отличающаяся от позиции изложенной в "Как это было" Дятловым, но согласная с ним в том что эксплуатанты не виноваты юридически, достаточно убедительна

(Ответить)


[info]ignik@lj
2012-04-26 14:58 (ссылка)
Кто старое помянёт тому коту под хвост...

Основная причина чисто советская. Тот самый Шашарин и Минэнерго. Осталась бы станция у Е.П. - ни один идиот не пытался крутить себе без согласования с гипом.

(Ответить)

Чернобыль.
[info]livejournal@lj
2012-04-26 22:44 (ссылка)
Пользователь [info]nadejda@lj сослался на вашу запись «Чернобыль.» в контексте: [...] Originally posted by at Чернобыль. [...]

(Ответить)

Ядерное топливо выгорело в атмосферу
[info]domitori@lj
2012-04-27 11:33 (ссылка)
Взрыв Четвертого реактора выбросил активные элементы из реактора, ими оказалась засыпана территория ядерной станции. При этом цепная реакция остановилась. Это была все ещё локальная неприятность; рассеянные по территории АЭС активные стержни охлаждались за счет конвекции и не выкипали. По крайней мере до 28 апреля авария продолжала оставаться лишь несчастным случаем местного значения. Это подтверждается сообщением ТАСС от 28 апреля 1986 года:

"На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай.
Один из реакторов получил повреждение.
Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента.
Пострадавшим оказана необходимая помощь.
Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего".

Если бы в стране было дееспособное руководство, то можно было бы подогнать по Припяти земснаряд и засыпать поврежденный реактор искусственным курганом, предотвратив широкое расспространение нестабильных изотопов.
Однако по злому умыслу или по крайнему невежеству, советские ветераны послали солдат и приказали им собрать активные элементы в руинах реактора. Они сложили ядерный костер, который испарил, выбросил в стратосферу не только ядерное топливо, но и корпус реактора, а заодно - и тысячи тонн песка, доставленные вертолетами. После этого здание реактора оказалось пустым, и это видно на фотографиях. Кипение активной зоны продолжалось в течение пары недель, которые озолотили руководителей операции. Кроме бесконтрольной траты средств, советские ветераны имели монопольный доступ к информации о радиоактивном заражении. Через пару пятилеток, шум вокруг Чернобыля поутих и советские ветераны принялись отмывать и оформлять наворованные барыши как личную собственность, а в 21 веке, закончив вывоз базовых капиталов, позволили опубликовать карту радиоактивного заражения.

(Ответить)

Чернобыль.
[info]livejournal@lj
2012-04-29 09:43 (ссылка)
Пользователь [info]ququ12@lj сослался на вашу запись «Чернобыль.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Чернобыль. [...]

(Ответить)


[info]alexv_dp_ua@lj
2012-05-03 09:36 (ссылка)
Вот еще статья про Чернобыль, мне показалась интересной (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/CHERNOBYL.HTM)
Особенно насчет принципиальной негерметичности объекта "укрытие" и т.д.

(Ответить)